The Times: Да, неполиткорректно, но расовая принадлежность кое-что значит
На модерации
Отложенный
Президентские выборы в Америке иногда сравнивают с телевизионными реалити-шоу или викторинами, где кучку никчемных выскочек, которые рвутся в знаменитости, подвергают ритуальным публичным унижениям и предлагают им занятные возможности для самоуничтожения, пока не остается только один уцелевший. Но в данном случае, как ни печально, больше подходит аналогия из области высокой культуры.
Выборы в США от 2008 года содержат в себе все элементы греческой трагедии, где благородные герои и героини вынуждены идти по пути, ведущему к катастрофе, который предопределен им богами в наказание за грехи и оплошности, совершенные их предками в туманном и далеком прошлом. Свершая волю своего неотвратимого рока, красноречивые главные герои губят не только себя, но и свои города, свои страны и даже целые цивилизации.
Если это описание кажется вам слишком грандиозным, задумайтесь о вчерашних результатах праймериз в Пенсильвании. Кажется, что боги с калибром в руках выверили их исход, чтобы максимально умножить страдания демократов. Хиллари Клинтон получила ровно столько сторонников, чтобы твердо решиться на продолжение состязания, но недостаточно, чтобы обратить ход событий в ее пользу.
Еще ужаснее, что этот результат подчеркнул страхи, которые верхушка Демократической партии давно осознает, но пока не решается выразить публично: Америка вряд ли готова к избранию черного президента. А самое ужасное, он создал предпосылки для возможной победы на выборах кандидата от республиканцев – воинственного милитариста, не имеющего экономической подготовки, который поддерживает многие из самых неудачных политических решений президента Буша. Учитывая внутриполитические и зарубежные неудачи администрации Буша, катастрофический расклад в Ираке и Афганистане, а также недавний экономический спад, вероятность победы республиканцев на ноябрьских выборах, кажется, опровергала бы все принципы подлинной демократии – а также надежды на то, что Америка и ее система государственного управления будут реабилитированы в глазах международной общественности по окончании эры Буша. Тот факт, что и Обама, и госпожа Клинтон – впечатляющие кандидаты: умные, искренние, красноречивые, находящиеся в курсе проблем, а Джон Маккейн, напротив, не отвечает ни одному из этих критериев, лишь усугубляет ситуацию.
Клинтон теперь будет продолжать свою кампанию – это не просто весьма вероятно, но и крайне важно. Ибо голосование в Пенсильвании подтвердило, что у нее намного больше шансов, чем у Обамы, на то, чтобы обеспечить демократам победу на президентских выборах. По данным экзит-поллов Associated Press, опубликованным вчера, 16% белых избирателей-демократов считают расовую принадлежность важным фактором на президентских выборах, а 43% этих избирателей сказали, что либо проголосуют за республиканцев, либо вообще не пойдут голосовать, если кандидатом от Демократической партии будет Обама.
Учитывая, что убедительная победа Клинтон над Обамой в Пенсильвании была одержана после сходных результатов в других штатах с многочисленным рабочим классом – штатах, которые, как считается, "непременно надо покорить": Огайо, Флориде, Нью-Джерси, Мичигане и даже в Нью-Йорке и Калифорнии, вывод вполне очевиден, вот только политкорректность почти не позволяет американским политикам и обозревателям высказывать его вслух: в крупных промышленно-развитых штатах, где белый рабочий класс придерживается консервативных социальных взглядов, Обама, возможно, не победит исключительно из-за своей расовой принадлежности. Теперь это тем более ясно после того, как показанные по телевизору стенания преподобного Джеремии Райта и неосторожное замечание самого Обамы о "сердитых" белых рабочих, исповедующих культ "оружия и Бога", напомнили американцам, что расовая принадлежность – это не только цвет кожи.
Преподобный Райт осрамился, продемонстрировав в своих проповедях "Боже, прокляни Америку" и "Что посеяли, то и пожнете", что его афроамериканское видение Америки резко противоречит мнению белого большинства.
Свежие результаты соцопросов в двух важнейших "колеблющихся" штатах показали, что Маккейн легко опережает Обаму и во Флориде, и в Огайо, зато госпожа Клинтон без проблем побеждает республиканца в Огайо, а в Флориде идет с ним "голова в голову".
Обама, конечно, извинился за свое презрительное высказывание о заядлых охотниках и истовых верующих из числа рабочих – вероятно, самой важной группе колеблющихся избирателей в штатах Среднего Запада, играющих ключевую роль для результата выборов. Еще более рьяно он старается дистанцироваться от антиамериканских филиппик преподобного Райта, которые действительно нужно увидеть (они выложены на YouTube), чтобы поверить, что это не мистификация. Сторонники Обамы осудили Клинтон за то, что она, не желая выбыть из гонки, в отчаянии прибегает к "негативной предвыборной агитации" и тактике "выжженной земли".
Беда в том, что попытки Обамы зачеркнуть проблему расовой принадлежности обречены на провал, ведь влияние преподобного Райта на Обаму является общедоступной информацией. Собственно, фраза "Дерзость надежды", которая является и заглавием политической автобиографии Обамы, и его лейтмотивом в политике, взята, как сообщается в книге, из проповеди "моего пастора преподобного Джеремии Райта". Республиканская политическая машина, которая в ходе двух избирательных кампаний Буша продемонстрировала блестящее умение создавать негативный образ соперников, на президентских выборах без стеснения сыграет на отношениях Обамы с Райтом и объявит этого демократического кандидата врагом Америки, даже если избирательный штаб Клинтон и СМИ не откажутся от жертвенной позиции, которой пока в основном придерживаются – то есть не будут касаться вопросов межрасовых отношений и патриотизма.
Уверенность в беспощадных нападках со стороны республиканцев обнажает потенциально самый трагический аспект нынешних выборов. Это выборы, на которых демократы, как никогда раньше, заслуживают победы. Но если судить по результатам уже прошедших праймериз, то демократы, скорее всего, проиграют. Возможно, Обама чуть-чуть опережает госпожу Клинтон по числу голосов, но демократы словно бы забыли, что все поданные доселе голоса принадлежат их собственным сторонникам. На президентских выборах кандидат от демократов должен будет склонить на свою сторону республиканцев и колеблющихся избирателей, симпатизирующих правым. На данный момент почти все указывает, что республиканцам будет гораздо легче напугать избирателей пришествием президента Обамы, чем президента Клинтон.
Теперь решающее слово при выдвижении кандидата от партии принадлежит профессиональным политикам-демократам. Возможно, они все-таки заставят обоих кандидатов объединиться в "команду мечты" во главе с Клинтон и Обамой в качестве вице-президента. Эта команда покорила бы всех безраздельно и, вероятно, сделала бы Обаму непобедимым в качестве кандидата в президенты в 2012 или 2016 годах. Однако суперделегаты-демократы, хотя теперь они могут обеспечить многолетнюю гегемонию своей партии, по-видимому, считают "нечестным" использование своего профессионального подхода для отмены "демократичного" вердикта избирателей, вынесенного на праймериз.
Республиканцы, напротив, не сочтут нечестными свои нападки на личные качества потенциально уязвимого кандидата от демократов. В этом отношении нынешние президентские выборы, возможно, опять станут выражением извечной трагедии левых политиков. Партии, ценящие честную игру превыше власти, в итоге не получают ни того, ни другого.
Комментарии