В России запрещена пьеса о кровавой осаде московского театра

На модерации Отложенный Британский драматург Наталья Пелевина утверждает, что ее пьеса об осаде московского театрально центра была запрещена российскими властями после первого же спектакля.

Пьеса "В твоих руках" стремится воссоздать атмосферу ужаса осады 2002 года, когда чеченские боевики захватили в заложники более 800 зрителей театра, совершив один из самых жестоких терактов на российской земле. Более 100 человек погибли, многие из них умерли из-за газа, который российские власти закачали в здание, чтобы обезвредить преступников и положить конец осаде.

В пьесе Натальи Пелевиной актеры, одетые как террористы, бегают по залу и воссоздают события. Премьера пьесы состоялась два месяца назад в Махачкале, столице неспокойного российского региона Дагестан. Выбор места для премьеры был неоднозначным: вторжение в Дагестан чеченских сил под руководством главаря Шамиля Басаева в 1999 году послужило одной из причин для начала второй чеченской войны Владимира Путина.

"Я хотела поставить пьесу в Москве, – рассказывает Пелевина, которая родилась в России и ребенком эмигрировала в Великобританию. – Но три года назад, когда я обратилась к друзьям в московских театрах, они все сказали: "Ни за что". Потом я услышала, что режиссер Русского драматического театра в Махачкале хочет поставить пьесу".

Скандарбек Тулпаров, режиссер постановки, отметил: "Это первая пьеса, которую я когда-либо делал, затрагивающая тему войны. Некоторые здесь считают, что еще слишком рано говорить об этом, некоторые думают, что мы не должны упоминать войну и нужно жить дальше.

Но местная интеллигенция полностью поддержала пьесу".

В день премьеры в театр в последний момент позвонили и сказали, что на спектакле будет присутствовать президент Дагестана Муху Алиев. Алиев приехал с охраной, и, по словам Пелевиной, только перед поднятием занавеса кому-то пришло в голову предупредить телохранителей, что по сценарию на сцену ворвутся актеры, одетые как террористы. "Хорошо, что вы сказали, – ответил один из охранников. – А то бы мы застрелили их на месте".

Через полтора часа в зале не осталось почти ни одного безразличного зрителя, публика аплодировала стоя. Но одному человеку не понравился спектакль. Президент Алиев поднялся до его окончания и без аплодисментов покинул театр в сопровождении своей свиты.

Позже Алиев раскритиковал пьесу, обвинив ее в прославлении терроризма, и даже предположил, что она является частью зловещего замысла, который исходит из Великобритании, напомнив, что впервые она была поставлена в Лондоне. "Дагестан – это следующее место после Чечни, которое, по мнению недругов страны, необходимо дестабилизировать", – подчеркнул Алиев.

Пелевина утверждает, что намерена подать в суд по поводу этих обвинений, и попытается поставить спектакль в Москве. "Это первый случай цензуры в театре после прихода к власти (бывшего советского лидера Михаила) Горбачева, – полагает она. – Все хотят продолжать. Люди в Москве взбудоражены и думают, что сейчас самое время говорить вслух".