Зачем Владимиру Путину \"Единая Россия\"
На модерации
Отложенный
Владимир Путин стал председателем "Единой России", но при этом он так и не вступил в партию. Что это значит? Россия встает на путь парламентской республики (победившая на выборах партия формирует правительство) или этот шаг Путин сделал, чтобы получить дополнительный контроль над ситуацией в стране? Сможет ли Путин с помощью "медведей" реализовать "Стратегию-2020" или он стал заложником партийных постановлений и резолюций? Ответить на эти вопросы пытались участники 16-го заседания Политклуба "Известий".
Иосиф Дискин,
сопредседатель Совета по национальной стратегии:
"У нас решения принимаются не политическими, а бюрократическими способами"
- Путин столько сил положил на развитие партийного строительства, что другого выхода, кроме как возглавить партию, у него и не было. Это решение не так интересно. Интереснее другое: с одной стороны, Путин прекрасно понимает, что сегодняшнее правительство малостратегично, накопилось огромное количество проблем в системе управления, которые не решаются; с другой стороны, нужно кропотливо заниматься налаживанием работы правительства. Чтобы сломить эту ситуацию, требуются не просто изменения, а изменения всей политической системы. Ведь сегодня у нас решения принимаются не политическими, а бюрократическими способами. Чтобы сломить эту ситуацию, необходим политический авторитет Путина (ясно, что авторитета действующего премьера недостаточно).
Одновременно Путину надо наладить работу правительственного механизма и провести реформу самой "Единой России". И здесь перед нами серьезный конфликт интересов - чтобы налаживать работу правительства, нужны одни решения, учет одних интересов; а чтобы превратить "Единую Россию" в серьезную политическую партию, нужно заниматься конкретизацией и наполнять содержанием "Стратегию-2020". В общем, нужно скрупулезно разбираться с балансом интересов, которые сложились в стране.
В России же управленческая шизофрения - это любимая национальная игра. Когда правая рука не знает, что делает левая. Если правая рука Путина (как премьера) и левая рука Путина (как председателя партии) не будут встречаться и координироваться (это как? - "Известия"), то тогда-то и возникает серьезнейший конфликт с третьей инстанцией, с президентом России. И тогда Дмитрий Медведев окажется в трудной ситуации - критиковать друга, начальника и учителя довольно сложно. Ему придется принимать удар на себя.
Александр Дугин,
лидер Международного евразийского движения:
"Кто будет человеком номер один"
- О парламентской республике речь не идет. Если Путин хотел этого и передачи всей полноты власти премьеру, то еще до нынешних событий он поменял бы Конституцию. Но Путину не имеет смысла ее менять - он рассчитывает, что станет президентом через четыре года. Речь идет о другом - сейчас Путин решает вопрос легализации своего де-факто суверенного положения в российской политике и статуса безусловного лидера. Если угодно, человека номер один в условиях, когда он будет человеком номер два. С этим-то и связано его решение возглавить "Единую Россию". Иными словами, создается дополнительный легальный инструмент, политический, партийный, который добавляет Путину легальных позиций.
Что произошло благодаря харизме Путина? "Единая Россия" стала главной партией и уже трижды побеждает на выборах. По сути Путин разменивает свою харизму на "Единую Россию". Дальше он разменивает ее еще раз, давая первенство преемнику Медведеву. Теперь он снова реинвестирует в ту же партию, которую уже кредитовал своей харизмой и своим легальным суверенитетом на предыдущих этапах. Это своего рода магические итерации, чтобы дать понять: он является суверенным, легитимным монархом России, чье высшее властное начало признает подавляющее народное большинство и подавляющее большинство элиты. В этом нет ничего нового. Путин помножил свой статус грядущего премьера (который будет вторым лицом в стране, назначенным формально первым) на статус лидера крупнейшей партии и тем самым укрепил свои позиции.
- А может ли "Единая Россия" превратиться в КПСС? - спросили Дугина.
- Не может! Это несопоставимые величины. КПСС была продуктом государственной эволюции, глубоко идеологической революционной силы фанатиков, людей, которые верстали реальность под свои параноидальные представления о ней (рассматривайте это как высший комплимент!). Это были люди, которые не останавливались перед косностью материи для того, чтобы навязать ей инструменты духа. (К слову, сам Александр Дугин выглядел как человек, который не остановится перед косностью материи - был одет в черную кожаную "рокерскую" куртку, черные брюки, а на поясе у него был пистолет - правда, травматический). В случае с "Единой Россией" речь идет о сборе номенклатурных фигур. Это компания слабых хозяйственников, оставшихся нам от прошлого. Единственная реальность этих фигур и этого инструмента - Путин с его харизмой.
После инаугурации президента мы будем жить в стране, где политические проблемы станут другими. Мы имели при Ельцине одну систему, при Путине - другую, через месяц у нас будет третья.
- Чем больше будет управленческой каши, тем больше у Медведева будет возможностей. В соответствии с российской традицией управленческая каша - есть самый надежный способ получения свободы рук и усиления влияния. Если Путин окажется заложником идеи увеличения числа вице-премьеров, перетаскивания полпредов и так далее, то он ослабит свое политическое влияние, - заметил Иосиф Дискин.
- Сколько бы Путин ни привлекал себе дополнительных рычагов - это может ему мешать. У нас очень персональная политика. Есть несколько постов в стране, которые - будучи помножены на личности - дают всё, - ответил Дугин.
- Посты, помноженные на личности, дают наличности! - скаламбурила аудитория.
Вячеслав Никонов,
президент фонда "Политика":
"Путин не вступил в партию и не попал под ее контроль"
- Путин стал председателем "Единой России" и не для того, чтобы укрепить свое положение как премьера, и не для того, чтобы сделать из страны парламентскую республику. Парламентская республика нам не нужна, у нас по Конституции президентская республика. У поступка Путина - другие мотивы. Это создание нормальной партии. Это, вообще, шаг к нормальности. Россия на протяжении последних лет была единственной страной в мире, которая заявляла себя как демократическое государство, но власть у нас была при этом беспартийной, а такого не бывает. Если ты хочешь иметь значимые политические партии, то они должны выполнять свою функцию - быть инструментами борьбы за власть. Решение Путина - это шаг к созданию значимых партий. Да, Путин этим шагом укреплял свои позиции как премьера, он ставит себе на службу мощный политический механизм, но при этом еще более важным для него было установить контроль над этим механизмом. Что бы ни говорили, но "Единая Россия" сейчас превратилась в очень серьезный и в общем-то достаточно самостоятельный властный центр, в который входит большинство губернаторов, огромное количество мэров, две трети депутатов Госдумы (что означает не только конституционное большинство, но и возможность, скажем, объявления импичмента). С точки зрения Путина, этот механизм нуждается в контроле. Но при этом Путин не вступил в партию, и тем самым он не попал под ее контроль, то есть он имеет возможность контролировать "Единую Россию", но решения партии для него необязательны.
- Но партия может и переизбрать своего председателя... - заметили политологи.
- Пусть она попробует! - отрезал Никонов. - Я не думаю, что Путин будет ответственен перед партией. Во всяком случае, съезд может его сместить, вот заставить что-то сделать - нет.
Максим Дианов,
генеральный директор Института региональных проблем:
"Ситуация не системная, а личностная"
Политический строй в России меняется постоянно без формальных изменений Конституции.
Я, например, не знаю, что решил Путин. Он решает проблемы по мере их поступления. Видимо, он исходил из логики: нельзя допустить хаоса, авторитаризма. Он не сказал - ни "парламентская республика", ни "президентская". На ситуацию можно смотреть и как на зачатки парламентской республики, а можно - как на попытку ослабить президентскую республику. Ситуацию можно повернуть и так, и этак. Он выполняет задачи: не нарушить Конституцию, не нарушить спокойствие в стране, государство должно развиваться и эффективно работать. Сейчас он все эти задачи решил.
Эта система - партийный премьер-министр - в России не устаканится, поскольку изменятся и задачи следующего этапа. На самом деле ситуация не системная, а личностная. Есть такие личности - есть такая ситуация. Получается, Путин - лидер партии, но не член. А следующий премьер? Он тоже будет лидером, но не членом? У нас возникают вопросы и на каждый ответ - следующий вопрос.
Мне, к примеру, интересно: а какие у нас будут следующие выборы? Не будут ли в них участвовать и Путин, и Медведев?
- Ну, тут такое начнется! - выдохнули хором участники. - Раскол элиты!
- А почему нет-то?! А сейчас не раскол? Два человека, два лидера. У одного одни рычаги власти, у другого - другие. А что будет через 2, 3, 4 года? Что, Медведев будет на кнопочку нажимать и спрашивать у Путина, что ему делать? Не нужен Путину слабый президент. Нужен сильный! Должен быть сильный преемник, не будет слабого преемника, говорил Путин год назад. Смотрите: по всем соцопросам, оба президента идут наравне - примерное соотношение 60:40. А вот будет Медведев успешным президентом, что тогда? Остальные-то в нулях. Вот вам и честные выборы между двумя сильными кандидатами.
Дмитрий Орлов,
генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
"Теперь "Единая Россия" будет развиваться по собственной логике"
Новая конфигурация власти, которая начала формироваться на парламентских выборах и продолжила на президентских, теперь окончательно оформилась. Что это за конфигурация? Главное изменение - "Единая Россия" из партии власти стала правящей партией. И то, что будущий председатель правительства возглавил правящую партию, отвечает традициям демократических режимов. То, что Путин при этом не является членом партии, ни о чем не говорит. Он возглавляет партию, которая располагает парламентским большинством, и возглавит правящий кабинет. Но при этом очевидно: ни в какую парламентскую республику страна не превращается. Как справедливо сказали и Путин, и Медведев, правительство, которое будет сформировано, будет правительством, опирающимся на парламентское большинство, а не правительством парламентского большинства и не партийным правительством. В этом разница. Путин принял предложение стать председателем "Единой России" прежде всего потому, что для него очень существенным вызовом является угроза стабильности власти. Обеспечить эту стабильность, устойчивость - главная цель тех изменений, которые произошли.
Партия уже имела институциональный характер, а теперь, когда ее возглавил Путин, она делает если не последний, то предпоследний шаг к тому, чтобы стать из еще не сформировавшегося института окончательно сформировавшимся. Теперь она будет развиваться по собственной логике, так же, как ХДС/ХСС, как Либерально-демократическая партия Японии. И еще стоит обратить внимание на слово "пока" в заявлении Медведева. Он сказал, что "пока" не оформляет отношения с ЕР. Это совершенно не означает, что Медведев не станет "единороссом" в будущем. Два вопроса - о партийности будущего, "послепутинского" премьер-министра и о партийности избранного президента Медведева - когда-нибудь могут сойтись в одной точке.
Валерий Хомяков,
сопредседатель Совета по национальной стратегии:
"Этот брак не по любви, а по расчету"
Ничего неожиданного не произошло! Просто Путин и "Единая Россия" оформили отношения. Хватит жить гражданским браком. По сути, эту партию и создал Владимир Путин в 1999 году. Он ее слепил, как поется в известной песне, из того, что было, из доставшейся ему в наследство элиты. В итоге это дитя повзрослело и начало приобретать определенные формы. ("Куда-то не туда занесло!" - пытались остановить рискованные аллюзии коллеги, но Хомяков был неумолим). Этот брак не по любви, а по расчету. И расчет Путина заключается только в одном. Я не согласен с коллегами, которые говорят, что он приобретает какие-то дополнительные рычаги - они и так у него были. Просто он решил играть в открытую, а не втемную под столом карты передергивать. Я уважаю его за этот поступок. Он получит огромную головную боль от партийной работы. Что такое быть председателем партии, тем более такой большой и разношерстной? На местах очень много людей, которые, мягко говоря, не украшают партию. Не случайно Путин сказал: надо с этой партией еще разбираться, заниматься чисткой. Это большая работа. Еще один момент, почему он это сделал, - партия важна ему как инструмент для продвижения тех законов, которые он будет считать необходимыми для реализации "Стратегии-2020", и одновременно - как инструмент обратной связи.
Для того чтобы эти инструменты стали работающими, в партии, безусловно, должны пройти кадровые чистки. Для ЕР наступает 37-й год.
- Ничего себе?! А расстрелы будут? - изумились политологи.
- До этого не дойдет! Владимир Владимирович хочет из этой партии сделать нормальную цивилизованную европейскую идеологическую, хорошо организованную структуру, обеспечивающую реальную обратную связь народа и власти. И теперь ему предстоит огромнейшая работа. Единственный плюс, который он получает от этого шага, - это международное признание. К нему будут относиться уже не просто как к премьеру, которого завтра могут убрать, а как к человеку, который является лидером правящей партии.
Игорь Бунин,
президент Центра политических технологий:
"Два диарха, которые должны постоянно согласовывать позиции"
- С одной стороны, у нас есть легитимный президент, который обладает всей полнотой полномочий: его невозможно их лишить. Совершенно ясно, что Дмитрий Медведев получит определенную квоту при расстановке кадров, и она будет сосредоточена прежде всего в администрации президента. С другой стороны, возникает еще один центр власти в виде Путина, который является основателем системы, политическим лидером с самым высоким рейтингом плюс к этому еще и премьер-министром, поддерживаемым парламентским большинством, да еще и лидером партии, контролирующей парламент. Де-факто его реальный статус даже выше, чем у Медведева. Но, учитывая высокий формальный статус президента, это, конечно, соправители. Или два диарха, которые должны волей-неволей постоянно согласовывать позиции по главным вопросам. И только в результате успешного неформального взаимодействия двух диархов Россия может быть управляема. В том случае, если система согласования будет разорвана, может возникнуть острый политический конфликт, который приведет к развалу государства.
"Единая Россия" не превращается в правящую партию, она - инструмент и ресурс Путина, парламент не превращается в реальный властный институт, он - инструмент Путина. Статус и партии, и парламента не возрастает резко, а увеличивается только благодаря тому, что Путин, становясь соправителем, будет опираться на эти два ресурса. Однако путинский центр власти создается не для противодействия президенту Медведеву, а как контролирующая инстанция, ограничивающая потенциальную возможность президента выйти за рамки "Плана Путина". Кроме того, административный ресурс ЕР перемещается из администрации президента в правительство.
Комментарии
И вопрос, он неправильно стоит. Зачем реальным правителям Путин.
А разве она чем-то отличается?