Доступного бензина в России можно не ждать
На модерации
Отложенный
Сергей СМИРНОВ, Константин РЕЙЛИ, Алексей ВОРОБЬЁВ и Светлана ХОРКИНА о том, почему в стране, богатой нефтью, постоянно дорожает бензин.
Автомобилисты Дальнего Востока начали массовые акции протеста против подорожания бензина. На Сахалине, например, цена топлива подскочила аж на 3 рубля буквально за одну ночь. Мы спросили у наших респондентов, чего нам ждать дальше и почему нефти в России так много, а топливо всё равно такое дорогое.
Сергей Смирнов, доктор экономических наук, директор Института социальной политики ГУ ВШЭЖ:
— Есть несколько причин росту цен на бензин. У нас все начинается с Востока. Это явление соответствует мировой конъюнктуре, мы не можем быть изолированной страной. Если мы хотим сохранить низкие цены на нефть по сравнению с другими странами, то нам придется датировать эти цены для потребителей. Именно так построена у нас социальная защита. К примеру, инвалиды, имеющие автомобили с ручным управлением, имеют право на получение части скидок на бензин со стороны бюджетных ассигнований.
Если реальные доходы населения растут, если автомобильный парк страны растет, то, естественно, спрос на бензин увеличивается. Если есть спрос, значит, будут расти цены. Производитель будет их увеличивать, пока потребитель готов платить. Бензин сейчас уже, в общем-то, вышел из зоны неконкурентного ценообразования. Это не советское время, когда бензин был в дефиците, когда цены на него строго регулировались. Пока еще есть некоторые резервы. Судя по тому, что загруженность городов автомобилями увеличивается, здесь тоже пока ограничений еще нет.
Безусловно, социальная защита должна быть готова ко всему. Мы прекрасно с вами знаем эти зависимости, что рост цен фактически увеличит транспортную составляющую в себестоимости продукции, и чтобы компенсировать свои потери, производители должны будут увеличивать цену на эту продукцию. Само собой разумеется, что это будут жизненно важные продукты, — это молоко, кефир, творог, сметана…
Другое дело, насколько спрогнозирован этот рост, когда государство определяло средства, которые необходимо закачать в систему социальной защиты населения, здесь у меня пока готовых ответов на этот вопрос нет.
Боюсь, что здесь может наблюдаться дефицит ресурсов. А в принципе это абсолютно нормальное явление, я бы не стал из этой новости делать трагедии.
Константин Рейли, старший аналитик ИК «ФИНАМ»:
— Повсеместное подорожание бензина происходило и будет происходить далее. Сейчас мы наблюдаем последствия заморозки цен на бензин, происходившей до выборов. На цены на бензин влияют мировые цены на нефть, которые влияют на внутренние цены на нефть, что в свою очередь формирует рентабельность распределения продуктовых потоков нефтяных компаний в различных направлениях. Впрочем, ценообразование на российских нефтеперерабатывающих заводах — это отдельный разговор. Оно совершенно непрозрачное и многие эксперты сходятся во мнении, что оно не лишено субъективности. Пока внутри страны не проработаны четкие механизмы ценообразования на нефтяные продукты, «доступного» топлива можно не ждать.
Алексей Воробьев, певец:
— Нефть — продукт, который сейчас в дефиците, даже у нас. Оттого и цены соответствующие на бензин. Как автомобилист, я предпочел бы, чтобы Россия руководствовалась в своем движении вперед таким ориентирами, как хорошие европейские дороги, а не высокие мировые цены на бензин.
Светлана Хоркина, депутат Госдумы РФ:
— Бензин подорожал не только на Дальнем Всотоке, но и в Москве. Это, конечно, беспокоит жутко — я так понимаю, далеко не каждый может себе позволить дорогой бензин. Я к этому с настороженностью отношусь. Кроме того, растут цены на продукты первой необходимости. Поверьте, это беспокоит депутатов ГД — в Думе не раз говорилось о том, что надо очень внимательно отнестись к проблеме и приложить все усилия к тому, чтобы хотя бы товары первой необходимости не повышались в цене. Мы делаем всё для того, чтобы как-то остановить рост цен. Посмотрим, что получится.
Комментарии