Быть или не быть России без коррупции?

На модерации Отложенный 15 апреля IX съезд партии “Единая Россия» единогласно избрал Владимира Путина председателем партии власти. Получивший официальный статус лидер партии парламентского большинства в присущей ему манере прямо и откровенно заявил о необходимости ее реформирования. Партия «должна стать более открытой для дискуссий и учёта мнения избирателей. Должна быть разбюрократизирована и очищена от случайных людей, преследующих исключительно корыстные цели».

Полномочий Президента Путину было недостаточно, чтобы влиять на внутрипартийную жизнь. Пост лидера дает ему дополнительные возможности, чтобы провести «чистку рядов». Подобные намерения в отношении чиновничьего аппарата и властных структур были у него и в течение предыдущего 8-летнего правления страной. Однако, как признался сам Владимир Владимирович на своей последней большой пресс-конференции, самой большой проблемой, которую ему не удалось решить, он считает коррупцию. Она настолько разъела все сферы жизни нашего общества, государственных структур, что побороть ее можно лишь, «отрубая руки» взяточникам. А поскольку эта мера в цивилизованном обществе не приемлема, ждать каких-то заметных результатов борьбы с коррупцией не приходится. Так что сумеет ли новый председатель партии «Единая Россия», ставший, по сути, лидером нации, покажет время. Но опыт прошедших лет большого оптимизма не внушает.

Достаточно одного примера, чтобы понять слабость государства, которое не может вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, и силу тех, кто на протяжении многих лет наживается на чужой собственности. Речь идет о 20-процентном пакете акций ОАО «Апатит», попавшем мошенническим путем в руки нечистоплотных людей, нежелающих, несмотря на решение суда, вернуть его в государственную собственность. Росимущество требует возвратить государству 20% акций "Апатита", которые фигурировали в уголовном деле в отношении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, отбывающих наказание в виде 8 лет лишения свободы по решению Мещанского районного суда г. Москвы. Вместе с ними в деле фигурировали и другие лица, часть из которых скрываются за рубежом, а один, нынешний владелец ОАО «Апатит» Андрей Гурьев не только спит спокойно (будучи весь в долгах, как в шелках, по налогам ОАО «Апатит» за прошлые годы), но и представляет Мурманскую область в Совете Федерации. Кстати, член партии «Единая Россия» и даже входит в ее руководящие органы. По каким-то невидимым миру причинам судебное дело против него заведено не было.

10 лет назад постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы из-за невыполнения обязательств по внесению инвестиций договор купли-продажи 20-процентного пакета акций «Апатита» был отменен, и АОЗТ «Волна», подконтрольное банку «Менатеп» и ЗАО «Роспром», должно было возвратить акции в государственную собственность. Вынесенное решение исполнено не было, более того, выше обозначенный пакет акций ОАО «Апатит» был передан другим подконтрольным им коммерческим организациям. Лишив дирекцию «Апатита» права распоряжаться выработанной продукцией, новые хозяева передали его менеджерской группе, возглавляемой Андреем Гурьевым. Под его руководством в течение ряда лет апатитовый концентрат продавался по заниженной цене подконтрольным посредническим структурам, которые реализовывали его переработчикам по завышенной цене, а полученные таким образом денежные средства распределялись в пользу членов организованной группы. Однако Гурьев полностью ушел от ответственности. Как ему это удалось – этим должны озаботиться соответствующие органы. Но вопрос о передаче в госсобственность 20% акций ОАО "Апатит", входящего в компанию «ФосАгро», владельцем или совладельцем которых он является, по-прежнему стоит в повестке дня.

Арбитражный суд Москвы продолжает рассмотрение иска Росимущества к ОАО "Апатит", ОАО "Русские инвесторы", ОАО "ФосАгро" об истребовании акций "Апатита" в госсобственность. Последнее заседание по данному делу было назначено на 14 апреля с.г. Однако в связи с занятостью одного из арбитражных заседателей, участвующих в процессе, Арбитражный суд в очередной раз объявил перерыв до 21 апреля.

Под разными предлогами заседания бесконечно переносятся и откладываются. Решения принимаются и оспариваются в судах высших инстанций.
Первое заседание суда по иску Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом об истребовании 20% акций ОАО «Апатит» состоялось в августе 2006 г. В ноябре того же года Арбитражный суд Москвы отказал Росимуществу в удовлетворении иска. Росимущество не согласилось с этим решением и подало апелляцию. Девятый апелляционный суд 7 февраля 2007 года удовлетворил иск и обязал ОАО "Русские инвесторы" (депозитарий "ФосАгро") списать со счета "ФосАгро" 20 % акций "Апатита" и зачислить их на лицевой счет Росимущества. Однако на это постановление суда "ФосАгро" подало кассационную жалобу. 17 мая 2007 года Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил решения Арбитражного суда Москвы от 17 ноября 2006 года и Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2007 года и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Москвы. С тех пор тяжба между государством и частной компанией никак не может завершиться. Из месяца в месяц стороны встречаются в суде, но каждый раз у ответчика появляются новые доводы для переноса рассмотрения дела.

Если уж государство не может вернуть свою собственность, что уж говорить о простых гражданах, которые пытаются через суд вернуть отнятое мошенниками имущество? Пока гурьевы решают судьбу России, находясь у власти, пока они, прикрываясь партийными билетами, продолжают коррумпировать общество, в котором все решают деньги, а не Закон, оно никогда не станет здоровым. Не имея права заниматься хозяйственной или коммерческой деятельностью, сенатор от Мурманской области только за последние два года в несколько раз увеличил свое состояние и вошел в число российских долларовых миллиардеров. При этом заработная плата работающих на него людей в ОАО «Апатит» за это время выросла не в разы, а лишь на несколько процентов. И как бы не декларировали его топ-менеджеры рост заработной платы на заполярном предприятии, достаточно поговорить с рабочими, чтобы понять - их достаток не вырос, а на фоне инфляционных процессов даже снизился.

Цены на апатитовый концентрат за каких-то десять лет выросли в десятки раз. Казалось бы, имея хорошую прибыль от его продажи, можно было вложить значительные средства в развитие рудно-сырьевой базы. Этого не произошло. Наоборот, если проследить динамику развития предприятия за то время, как «Апатит» попал в руки Гурьева, можно увидеть, что объем производства апатитового концентрата снизился на миллион тонн в год. Возникший дефицит апатитового концентрата негативно отразился на обеспечении отрасли по производству минеральных удобрений фосфатным сырьем. Дефицитное сырье было выведено по решению главного акционера на биржу, что привела к еще более резкому скачку цен. Ценовые конфликты ОАО «Апатит» с единственным потребителем нефелинового концентрата привели к тому, что «Русал» перевел две печи по производству глинозема на иное сырье - бокситы, и невостребованный нефелин теперь пополняет отвалы обогатительного производства, принося еще больший вред окружающий среде Хибин. Одним словом, дохозяйничались.

Но зачем хозяину думать об этих проблемах, если есть заботы поважнее. Вдруг с приходом нового главы государства сменится руководитель области, и тогда уж вряд ли удастся сохранить сенаторский портфель, врученный ему губернатором Мурманской области. На этот случай нужно подстраховаться. И на зимнюю рыбалку вместе с Гурьевым чартерным рейсом летит губернатор Вологодской области. Можно же и Вологодчину представлять в Совете Федерации, благо у Гурьева и там свои предприятия. Главное – вовремя подсуетиться. А это он умеет. Не зря же с таким счастьем – и на свободе.

Интересно, а считается ли финансирование оппозиционных партий деянием, преследующим корыстные цели? Если да, то одним из первых кандидатов на вылет из партии парламентского большинства при ее реформировании будет ни кто иной, как г-н Гурьев, который наряду с «Единой Россией» по-отечески уважает «Справедливую Россию» и по-сыновьи любит КПРФ, пополняя партийную кассу одного и другого. Тоже на всякий пожарный - чтобы и они при случае замолвили за него словечко. Сколько же нужно времени, чтобы всех прикормленных подобными деятелями, проникших во властные органы и в партийные ряды, вывести на чистую воду? И хватит ли на это сил и политической воли? Быть или не быть России свободной от коррупции и коррупционеров? Вот в чем вопрос.