Чтобы получить страховку за разбитую машину, автовладельцам по-прежнему приходится тратить уйму времени и сил
На модерации
Отложенный
Предугадать, чем обернется поездка на автомобиле в центр столицы, невозможно. Особенно если отправиться в место скопления пафосных иномарок на стареньком, повидавшем виды чуде отечественного машиностроения.
Отличный во всех отношениях весенний субботний денек спровоцировал Светлану и Андрея поехать на Арбат: просто, без особых целей побродить по любимым улочкам, где прошло их детство, а потом заехать на Тишинку к друзьям, у которых, в силу вечной занятости, не были тысячу лет. А тут повезло: детей забрала к себе бабушка, дел особых нет - настоящий и долгожданный выходной, когда можно никуда не спешить, отбросив хоть на время повседневные заботы.
Романтическая прогулка, неторопливый разговор о том о сем в уютном арбатском кафе, покупка вина к обеду с друзьями - ничего не предвещало неожиданностей и стрессов. Напротив, супругам наконец удалось стряхнуть накопившуюся усталость и расслабиться в предвкушении не менее приятного вечера. Увы...
В самом центре Тишинской площади Андрей вдруг заметил, что в салоне пахнет бензином, о чем и поспешил сообщить жене. «Ерунда», - отмахнулась та, томно вдыхая аромат миленького букетика хризантем. Однако сигналящие вокруг машины заставили поверить, что дело действительно пахнет бензином. След, тянущийся, видимо, уже довольно долго за их «Москвичом», подтвердил опасения. «Бензопровод порвался, о гостях забудь», - угрюмо констатирует муж, оглядываясь по сторонам в поисках магазина запчастей или автосервиса. Последний, кстати, нашли неподалеку и довольно быстро: красочный рекламный плакат оптимистично приглашал посетить салон «Мерседес Бенц», работающий круглосуточно. Но Андрею, позвонившему по указанному на щите телефону, очень вежливо объяснили, что помочь ему в беде здесь не смогут, мол, марка авто нашему салону не соответствует. А заодно просветили, что в центре столицы магазины автозапчастей - редкость, поскольку «самоделкины» здесь не живут. «Может, аварийку вызовем?» - робко интересуется жена. «Эвакуатор по страховке ОСАГО бесплатно приезжает только по аварийному случаю, а у нас поломка, тыщи четыре заплатим, нам же в другой конец города ехать. Придется искать, кто нас на тросе до Волгоградки дотянет, так дешевле будет», - решает Андрей.
Помощника нашли на удивление быстро. Проезжающий таксист согласился подсобить горемыкам всего за полторы тысячи рублей, предупредив, что ехать нужно аккуратно, ведь неисправную машину заводить нельзя, а значит, в случае чего воспользоваться можно будет только ручным тормозом. Аварийный трос есть в багажнике любого старенького автомобиля, так что подготовка в долгий путь много времени не заняла: зацепили да поехали - медленно, осторожно, включив аварийные сигналы и соблюдая все правила.
При повороте со 2-й Брестской улицы на Садовое кольцо, напротив Театра сатиры, Светлана, ехавшая впереди с таксистом, вдруг услышала, что Андрей истошно сигналит. Оборачивается и видит: «Москвич» мужа на всех парах обгоняет джип «Мицубиси-Монтеро», совершает лихой поворот и, не сбавляя скорости, врезается в буксировочный трос, встраиваясь между соединенными им машинами. Андрей, пытаясь уйти от столкновения, выруливает на тротуар (слава богу, прохожих на нем в этот момент не было), огибает стоящий на пути рекламный столб и тем не менее врезается левым бортом в правый задний угол иномарки.
«Ну, я такого еще ни разу не видел, - присвистывает таксист, вылезая из машины. - Там чего, слепоглухой за рулем?» За рулем оказалось юное создание в белых кружевах. Элегантно выйдя из кабины и оглядев небольшую царапину на бампере своего джипа, красавица, надув губки, произнесла: «Ну, спасибо вам, мужчина!» То, что пытался на это ответить ей и о ее навыках езды Андрей, представить несложно, а потому эту (довольно продолжительную, правда) часть истории опускаю.
Представитель ГИБДД, на удивление, приехал всего через полтора часа. По московским меркам - почти мгновенно. Разборки на месте заняли еще час: Андрею, таксисту и хозяйке джипа пришлось заполнять протоколы, описывая, что и как случилось. Виновница ДТП, к счастью, капризничать не стала, подтвердив, что «она просто не заметила аварийных сигналов фар, предупреждающих звуковых «фа-фа» и уж тем более какого-то троса между машинами».
Оформивший все документы гаишник отчалил, предупредив, что через два дня участники ДТП должны явиться по такому-то адресу на разбор аварии. Вслед за ним умчалась виновница на «Мицубиси», да и таксист, решивший, видимо, больше не испытывать судьбу. Минут двадцать супруги уныло разглядывали повреждения любимого авто: покосившийся капот, разбитая левая фара, треснувший бампер... «Зато нас теперь эвакуатор бесплатно до дома довезет», - оптимистично вздыхает Андрей, набирая номер своей страховой компании.
Действительно: минут через сорок на горизонте уже готовящейся ко сну Москвы показалась спасительная желто-черная «аварийка». Благополучным водружением многострадального «Москвича» на платформу эвакуатора можно было бы эту историю и закончить.
Ан нет. Злоключения так чудесно начавшегося дня продолжились на Нижегородской улице. Освободившийся каким-то образом от пут автомобиль начал вдруг плавно сползать с платформы. Хорошо, Светлана заметила этот странный маневр, «Москвича» в зеркало заднего вида. О чем и сообщила мирно беседующему с водителем эвакуатора мужу. «В первый раз такое вижу», - охает «аварийщик». «Ну, это мы уже сегодня слышали», - ехидно отвечает Светлана.
Худо-бедно до дома все-таки добрались. К полуночи. «Чудный выходной», - бурчит Андрей, глядя, как жена пытается реанимировать изрядно помятый букетик хризантем.
Наутро супруги, за много лет впервые попавшие в аварию, стали с помощью знакомых и интернета выяснять, каким образом компенсировать свои потери. Поначалу казалось все просто: страховая компания виновника ДТП после подачи в нее всех документов из ГИБДД проводит экспертную оценку ущерба и возмещает его в течение 15 рабочих дней. Причем, согласно закону, потерпевший может воспользоваться услугами независимой экспертизы, дабы избежать возможного занижения стоимости, так называемой «страховой премии» стороной заинтересованной.
Но на деле началась обычная бумажная волокита. Разбор аварии в отделении ГИБДД времени занял немного, инспектор оформил необходимые для страховой компании бумаги, выписал виновнице штраф в размере 100 рублей и предупредил, что есть еще одна хитрая справка - № 748 о дорожно-транспортном происшествии, но ее он выдает только по запросу страховой компании или экспертной комиссии. То есть в ГИБДД Андрею пришлось ездить дважды. Далее выяснилось, что многие московские страховые компании, не желая связываться с досудебными (а то и с судебными) спорами по поводу размера страховой суммы, сразу же отправляют потерпевших к независимым экспертам. Правда, насколько они независимы, остается только догадываться. Тем не менее именно к таковым отправили и Андрея. Там снова пришлось заполнять уйму анкет, после чего многострадальный «Москвич» был несколько раз сфотографирован, обмерен длинной линейкой, визуально осмотрен, после чего эксперт составил свое заключение, которое, к слову, несказанно порадовало владельца. Казалось бы, в документе учтено все и даже больше, чем ожидалось: капот, бампер, фара - на замену, лонжерон также признан поврежденным. При этом уточнялось, что в автомобиле возможны дополнительные повреждения, выявление которых допускается при более тщательном осмотре. Андрею, поинтересовавшемуся примерной суммой, на которую он может надеяться, пояснили, что независимая экспертиза только составляет акт повреждений и указывает в нем количество времени (так называемых «человеко-часов»), необходимого на их устранение. А рассчитывать смету будут не где-нибудь, а в некоей лаборатории Московского института машиностроения. «Не волнуйтесь, там все посчитают верно, - добавил эксперт. - Правда, учтите, что, согласно закону об автогражданке, реальная сумма будет делиться на коэффициент износа вашего авто». Как выяснилось, автомобиль, которому больше трех - пяти лет, считается изношенным на 50%. Что уж говорить о «москвичонке», справившем восьмилетие! «Но капот-то мне все равно новый покупать придется», - недоумевает Андрей. Увы. Разницу, как ни крути, выплачивать придется из своего кармана.
По сути получается, что попадать в аварию выгодно исключительно на новеньких иномарках: во-первых, коэффициент износа минимальный, а во-вторых, этих железных коней страхуют не только по ОСАГО, но и по КАСКО, предоставляющей самый обширный спектр услуг владельцам крутых авто. Андрею, кстати, «Москвич» по системе КАСКО страховать отказались - невыгодно это страховым компаниям. В итоге водитель, ежегодно страхующий по добровольно-принудительной «автогражданке» свой старенький автомобиль, став пострадавшим в аварии, вынужден будет по-любому нести расходы. А если, не дай бог, машина после ДТП окажется признанной не подлежащей ремонту, то стоимость компенсации вряд ли позволит несчастному приобрести хоть какое-нибудь транспортное средство.
Свой автомобиль Андрей и Светлана отремонтировали, не дожидаясь выплаты по страховке. Ждать предстояло долго: 748-ю справку в ГИБДД обещали выдать лишь через десять дней. И только после ее получения начнется отсчет 15 рабочих дней, предусмотренных по закону на выплату страховой премии. Попадающие на майские праздники дни плавно растягиваются в «не больше месяца». Так что пришлось взять в долг как раз у тех друзей, к которым собирались в гости (вот и довелось свидеться!).
...«Но цветы были классные», - улыбается Светлана, заканчивая рассказывать эту удивительную историю, и тут же добавляет: «Я только одного не понимаю: мы-то деньги на ремонт нашли, а если у кого-то, например, у пенсионера, такой возможности нет, он что, без машины может остаться?»
Комментарии