Цены съели продукты: в России сокращается производство продуктов питания

На модерации Отложенный В России сокращается производство продуктов питания. За первые три месяца 2008 года, по данным Росстата, хлеба произвели на 3,1% меньше, чем годом ранее, а сахарного песка – на 51,8%. Одна из причин – предвыборное «замораживание» цен

Россию настигла очередная проблема с продуктами питания. К безудержному росту потребительских цен добавилось сокращение объемов производства пищевых продуктов. За январь-март 2008 года производство хлеба и хлебобулочных изделий сократилось на 3,1% по сравнению с теми же месяцами 2007 года. Такие данные опубликовал во вторник Росстат.

Уменьшается и производство муки - на 1,2%. Снижается выпуск цельномолочной продукции: за три месяца произвели на 0,1%, меньше, чем в первом квартале 2007 года. Проблемы с выпуском сыров - снижение составило 3,2%.

Хуже всего ситуация с сахарным песком - за январь-март было произведено 556 тыс. тонн, что на 51,8%, чем в те же месяцы 2007-го.

Зато на 5,4% выросло производство крупы - 252 тыс. тонн за три месяца. Хороший темп прироста у мяса и мясопродуктов - 19,7%, производство составило 672 тыс. тонн. Схожие результаты у растительного масла - по итогам квартала увеличение на 19,2%. Но в январе-феврале и здесь наблюдалось сокращение, так что в марте по сравнению с февралем произошел рывок на 20,8%. «Спрос на растительное масло остается высоким, несмотря на рост цен, ведь отказаться от него сложнее, чем от более дорогого сливочного», - объясняет эксперт "Центра развития" Валерий Миронов.

Но для большинства производителей именно инфляция послужила сигналом к снижению производства. «Покупательный спрос на сыр и молоко снизился из-за скачка цен», - объясняет Миронов. И здесь, похоже, начинается замкнутый круг. «Цены у нас растут из-за того, что спрос превышает предложение, - напоминает аналитик "Тройки Диалог" Антон Струченевский. - А теперь мы видим, что предложение дополнительно сокращается».

Похоже, после этого нас ожидает очередной виток инфляции. «Замораживание» цен - мера, избранная правительством для борьбы с ней, лишь ухудшает ситуацию.


Поэтому эксперты считают, что подорожание хлеба и хлебобулочных изделий произошло именно из-за действий властей. «Возможно, сокращается производство дешевых видов хлеба, на которые установлены ценовые ограничения, и увеличивается более дорогих», - предполагает Струченевский. Поскольку более дорогой хлеб все-таки менее востребован, объемы выпуска сокращаются. Возможно, что сырье для хлеба ушло на экспорт и даже заградительные экспортные пошлины не удержали его. «Если здесь цены заморозили, то выгоднее продавать на экспорт. Тем более, что цены на мировом рынке растут быстрее, чем пошлины на вывоз», - говорит Миронов. Именно фиксация цен внутри страны не дает увеличиться предложению и других товаров. «Наш основной поставщик сухого молока - Белоруссия - еще в 2007 году переключилась на мировой рынок, поскольку там продавать более выгодно. В итоге ее поставки сократились в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом», - замечает Миронов.

Снижение производства - очень плохой симптом, считают эксперты. «Все аксиомы экономики продолжают работать. Эти данные - реакция на попытку нерыночным образом повлиять на рыночную экономику», - говорит Струченевский.

Естественным следствием искусственного сдерживания цен, как предупреждали эксперты еще во время обсуждения соглашения о «замораживании», становится дефицит продуктов.

Нам он пока не грозит, успокаивают они - в крайнем случае, недостача будет восполняться импортом или продуктами более высокой ценовой категории. «Заморозку нужно взять и отменить. А перед этим ввести талоны для необеспеченных слоев населения, чтобы не было голодных бунтов», - считает Миронов. Он поддерживает введение «специальных талонов или ваучеров» для населения с низкими доходами, по которым можно было бы получить продукты первой необходимости. Как уже писала «Газета.Ru», такая мера сейчас обсуждается в Сахалинской области. Однако этот путь уведет страну от рыночной экономики и создаст еще более серьезную базу для появления дефицита.