В России активно развиваются услуги для богатых, а все остальные довольствуются тем, что есть

На модерации Отложенный Россия вместе со всем миром гадает, как остановить рост цен на продукты питания. С начала года, по данным Росстата, стоимость их минимального набора выросла уже на 10,6%, а уровень инфляции достиг 5,3%. Однако не менее заметным «забойщиком» этого скачка стало удорожание на 7,5% оказываемых населению платных услуг. Конечно, лидируют здесь тарифы ЖКХ, электричество и газ. Но и обычные бытовые услуги идут в разгон весьма резко – 5,8% с начала января. При этом если наши дома отапливаются, освещаются и убираются, а еды в любом магазине вдоволь, то «бытовка» беспокоит потребителей еще и другим неприятным свойством – ее становится все меньше.

Экономисты уверяют: в современном обществе сфера услуг является одним из главных показателей его развития. Как рассказал «НИ» председатель комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ Александр Борисов, в структуре наших потребительских расходов доля продуктов питания сегодня составляет 33%, непродовольственных товаров – 38% и услуг –23%. Много это или мало, станет ясно при сравнении: к примеру, в США и Великобритании люди тратят на продукты 15% семейного бюджета, на промышленные товары 43% и на услуги 45%. Конечно, наши и их доходы несопоставимы, но, как говорится, было бы на что тратить.

Ежегодное исследование Союза потребителей РФ наглядно показывает, что существующего объема бытовых услуг населению страны попросту не хватает. По итогам последнего опроса потребителей 18,9% ощущали дефицит услуг прачечных и химчисток, 18,5% – услуг ремонта бытовой техники и 8,3% – ремонта обуви.

В то же время, по данным Росстата, объемы предоставления бытовых услуг населению последние несколько лет показывают стабильный прирост в среднем на 5–8% за год. И это тоже правда, однако есть в ней один нюанс. В абсолютных лидерах как по объемам, так и по темпам роста уже несколько лет ходят ремонт и строительство жилья, а также техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. В прошлом году, например, на двоих они выдали 54% всего объема услуг. В последнее время к лидерам стали подбираться парикмахерские и химчистки, но другие услуги развиваются куда меньшими темпами или не развиваются вовсе. Уже несколько лет почти не растет ремонт обуви и бытовой техники, постепенно уменьшается в объемах ремонт и пошив одежды. Хуже всего обстоят дела с услугами прачечных, которые ежегодно теряют 6–12% объема услуг.

В столице, как всегда, своя специфика. Наибольшая плотность бытовых услуг здесь приходится на центр города, а в спальных районах, где как раз и живет большинство населения, их не хватает. А тенденцию их расслоения подтвердил «НИ» советник мэра Москвы, президент Московского фонда поддержки малого предпринимательства Александр Иоффе. «В сфере предоставления бытовых услуг есть и благополучные секторы: уже достаточно много парикмахерских, металлоремонтных мастерских, предприятий по фотопечати. Но мастерских по ремонту обуви и одежды действительно не хватает. Это очень нерентабельные виды деятельности, поскольку клиентами этих мастерских в основном являются малообеспеченные люди. А значит, и цена на услуги не может быть высокой. В результате этим бизнесом не хотят заниматься ни предприниматели, ни рабочие», – сообщил «НИ» эксперт.

Практически теми же наблюдениями поделился с нами и Александр Борисов. «Сформировался набор услуг, традиционно потребляемых высокодоходными группами населения: связь, туризм, ремонт и обслуживание автомобилей и жилья. При этом на развитие тех или иных сегментов активно влияют изменения потребительских предпочтений.
Так, рост продаж автомобилей и жилья привел к значительному росту доли услуг по их обслуживанию и ремонту, заполнение рынка современными моделями одежды и мебели приводит к сокращению таких видов услуг, как ремонт и пошив изделий одежды и ремонт мебели», – рассказал он «НИ». Особый вопрос – качество. Сопредседатель Союза потребителей РФ Евгений Мясин сообщил «НИ»: «В нашем исследовании на первом месте по беспокойствам населения стоит даже не цена, а качество. 42% опрошенных недовольны качеством услуг химчисток и 57,7% – качеством ремонта бытовой техники. Высокие цены стоят лишь на втором месте, а на третьем – претензии к большим потерям времени».

Специалистов беспокоит и еще один перекос в этой сфере. На Западе главная роль в развитии сектора услуг принадлежит малому бизнесу. Россия в первые реформенные годы тоже стремилась пойти по такому пути, но с каждым годом роль небольших предприятий становится все меньше и меньше.

Малый бизнес постепенно вытесняется с рынка бытовых услуг крупными сетевыми компаниями. «В больших городах доля малого бизнеса меньше, чем на периферии, – сообщила «НИ» член правления «ОПОРЫ России» Наталья Чудакова. – В провинции этот сектор экономики еще существует, но сетевые компании проникают повсюду и будут выдавливать малый бизнес и в регионах. В нынешних условиях он не в состоянии конкурировать с крупными компаниями, и если правительство не обратит на него внимание, он утонет». Александр Борисов возражает, что «добросовестным работникам этой сферы ничего не грозит». «Вклад личностных качеств в услугу здесь настолько велик, что всегда есть возможность соревноваться с крупным сетевым бизнесом даже с очень высокими производственными стандартами. Кроме того, всегда останутся ниши, где никакая стандартная услуга не сможет одолеть трудолюбие, радушие, вкус и персонализацию», – рассуждает эксперт.

Однако одним радушием сыт не будешь. Главные проблемы малого бизнеса – это нехватка площадей и вытекающая из нее высокая арендная плата, а также дефицит квалифицированных кадров. Богатая столица, кстати, пытается решить эту проблему, но и у нее это выходит со скрипом. «В Москве есть программа по развитию сектора бытовых услуг. Предполагается переоборудовать многие тепловые пункты, которые есть почти в каждом дворе и которых больше тысячи, под бытовые мультисервисы, – рассказал нам Александр Иоффе.– То есть в одном помещении будет предоставляться весь спектр бытовых услуг. Причем арендная плата предполагается очень низкая – всего 1 тыс. руб. в год. Однако есть некоторые сложности, в частности с владельцами этих тепловых пунктов. Конечно, хотелось бы, чтобы программа реализовывалась интенсивнее, но главное, что вектор развития обозначен».

Наконец, есть проблемы и иного свойства. Мало того, что быть сапожником, портным и прочим «бытовым» персоналом становится у нас непрестижно. Потенциальные малые предприниматели, которые могли бы эту сферу поднять, не идут в нее еще и потому, что знают: работать не дадут. «На Западе изначально предприниматели – это социально значимая часть населения, которая формирует бюджет. Там бизнесмен на голову выше чиновника, который приходит на малое предприятие и старается ему помочь. У нас же государство приходит, чтобы провести проверку, оштрафовать, покарать, напугать или просто «взять», – рассказывает Наталья Чудакова. А с таким менталитетом представителей власти сопоставлять объемы и качество наших услуг с западными еще долго будет бессмысленно.