$210 000 000 – годовой объем взяток в судах России

На модерации Отложенный Самая дорогая «услуга» отечественного правосудия – оправдательный приговор суда присяжных, стоит от 120 до 300 тысяч долларов. Переквалификация обвинения стоит дешевле. Но и в этом «бизнесе» процветает обман и мошенничество. Столичный следователь взял у адвоката Елены Яцык $10 тысяч, пообещав «помочь» ее клиенту – но обещания не выполнил. А когда женщина потребовала вернуть деньги – убил ее шестью выстрелами.

Азербайджанец Эльгун и грузин Харзиани – два гостя с Кавказа, которые поссорились на почве женщины и денег. Второй считал, что первый ему должен $5000, и долго их вымогал. В конце концов Харзиани был арестован, и на него завели дело о вымогательстве и разбойном нападении.

В декабре 2005 года дело Харзиани принял к производству старший следователь УВД ЮВАО Москвы Сергей Пронин. Выходец из правоохранительной династии, он работал в органах менее трех лет, но уже расследовал дела о бандитизме. 

Адвокатом Харзиани стала Елена Яцык, опытный юрист с 20-летним стажем – 80% ее разбирательств завершались в пользу клиента. Первым делом она подала ходатайство о переквалификации обвинения из «разбоя» в «самоуправство», что должно было привести к существенному снижению срока наказания. На бумаге следователь отказал ей в этом, но неформально заявил, что вопрос можно «уладить»: якобы поможет его жена, помощник судьи в Кузьминках. Цена вопроса - $10 тысяч.

Как пишет Комсомольская Правда, на эти услуги существуют известные заинтересованным лицам расценки – оправдательный приговор суда присяжных стоит от 120 до 300 тысяч долларов, а «отмазать» угонщика автомашины при удачном раскладе стоит всего $500 . 

Деньги были переданы, но ожидаемого результата они не принесли: прокурор не переквалифицировал статью, суд отнесся к обвиняемому весьма строго, а следователь Пронин перестал отвечать на звонки адвоката. Через 3 месяца она все-таки смогла с ним встретиться. Следователь сказал, что его самого обманули, но он вернет ей деньги. 

Встреча была назначена в воскресенье вечером 17 июля 2005 года.

А на следующий день труп адвоката с двумя пулями в позвоночнике и четырьмя в голове нашли близ деревни Проводы Домодедовского района Московской области. Сын убитой сразу указал на Пронина – она не делала тайны из поездки и даже звонила ночью: «Я где-то в районе Бронниц, следователь Пронин пошел на дачу к брату за деньгами». 

Пронин выдвинул свою версию: дескать, взятку он не брал и "помощи" не предлагал. По его версии, Яцык присвоила деньги обвиняемого Харзиани и хотела свалить вину на следователя. Во время встречи на него будто бы накинулся некий «мужик с акцентом», но Пронин смог убежать. 

В апреле 2007 года Сергей Пронин был оправдан Мособлсудом. Но 4 апреля этого года вступило в силу решение Верховного Суда, по которому Пронина признали виновным по статьям 105.2 (убийство из корыстных побуждений) и 159.3 (мошенничество в крупном размер) УК РФ. 

Сергей Пронин осужден к 15 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с лишением специального звания «старший лейтенант юстиции» и права занимать должности на государственной службе сроком на 3 года.

Кроме этого, с него взыскано 500 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда в пользу родственников погибшей.

По исследованию фонда «Индем», годовой объем взяток в судах России в 2005 году составлял $210 000 000. Это около 8% от всего объема российской бытовой коррупции, который оценивают почти в $3 млрд.

По среднему размеру одной взятки – 9570 рублей или около $400 – судейские уступают только работникам военкоматов: «откосить» от армии в среднем по России стоит 15409 рублей.

И это бытовая коррупция – с деловой ситуация еще хуже. Ее объемы выросли с 2001 по 2005 год почти в десять раз – до $316 млрд., что сопоставимо с доходами федерального бюджета.

В 2005 году на среднюю взятку, уплаченную российским предпринимателем, можно было купить новую квартиру в Москве площадью более 200 квадратных метров.