Нежелание людей любить друг друга грозит человечеству вымиранием
На модерации
Отложенный
В феврале этого года жители Туманного Альбиона получили весьма любопытное предписание. Национальная служба здравоохранения Великобритании (NHS) настоятельно советует британцам заниматься любовью ежедневно — не столько ради удовольствия, сколько для укрепления здоровья! Сотрудники службы здравоохранения напоминают, что регулярный секс активизирует все группы мышц, стимулирует работу сердца и легких, приводит к сжиганию трёхсот калорий в час и позволяет, таким образом, скорректировать фигуру. Повышенное образование эндорфинов улучшает состояние волос и кожи и, что особенно ценно, стимулирует клетки иммунной системы.
Эта хвалебная песнь физической любви, исполненная Национальной службой здравоохранения, подтверждает обеспокоенность правительственных организаций страны по поводу сексуальной жизни британцев. И эта обеспокоенность вполне объяснима: исследования последних лет доказывают, что люди всё реже и реже занимаются любовью, из-за чего не только ухудшается общее состояние здоровья нации, но и деформируется ее социальная структура. Косвенным свидетельством этой обеспокоенности служат и регулярно появляющиеся в прессе руководства для действия, предназначенные для тех, у кого хронически не хватает времени на полноценную сексуальную жизнь.
Есть ли жизнь без секса?
В Великобритании 4 из 10 женщин предпочитают шопинг сексу, а половина из тех, кто состоит в браке 20 и более лет, с радостью вообще обошлись бы без него. Любопытно, что при этом 94% опрошенных полагают, что они состоят в счастливом браке. То есть брак без регулярных сексуальных отношений воспринимается как норма. Психолог и телеведущая, автор программ, посвященную межличностным отношениям, Анджула Мутанда (Anjula Mutanda) считает это тревожным признаком: секс — это здоровая часть отношений и важный путь установления физических и психологических связей с партнером. Отсутствие секса создает дистанцию и чувство обиды между людьми, и некогда полные любви и нежности отношения в лучшем случае превращаются в нечто вроде привязанности между братом и сестрой.
Британский психотерапевт Бретт Кар (Brett Kahr), посвятивший психиатрии 20 лет своей жизни, включая 5 лет, в течение которых он работал в области психотерапии брака, делится своими наблюдениями. Кар отмечает, что ни одна пара, обратившаяся к нему за помощью, не могла похвастаться здоровыми сексуальными отношениями. Между тем, по мнению психотерапевта, секс является наиболее чувствительным барометром надежности отношений между мужем и женой или между любовниками.
Бретт Кар приводит статистические данные, полученные в ходе исследовательского проекта «Сексуальные фантазии британцев»: 18% взрослого населения страны признаются, что вообще не занимаются сексом в настоящее время, в их числе и 2% британцев, так и не рассавшихся с девственностью. У 32% британцев наблюдается низкая частота секса (реже одного раза в месяц), у 44% — средняя (от раза в месяц до двух раз в неделю), и только у 19% — высокая (три раза в неделю и чаще). В отдельную группу Бретт Кар выделил тех, у кого случался секс в прошлом, но в настоящее время они переживают затянувшийся перерыв в сексуальной жизни. Он называет их «неодевственниками» и считает, что это явление заслуживает более глубокого психологического исследования.
К неутешительным выводам привели и очередные исследования сексуальной жизни американцев: около 20 млн. пар в США живут без секса. Около 20% — занимаются любовью менее десяти раз в год. Не менее остро стоит проблема и в Японии. Опрос тысячи четырёхсот человек, проведенный Министерством здравоохранения и социального обеспечения Японии, показал, что 39,7% всех пар в возрасте от 16 до 49 лет не занимались сексом более месяца. Это на 5% больше, чем показали результаты аналогичного опроса двухлетней давности. Можно предположить, что, если эти люди не занимались сексом в течение месяца, они вполне могут обходиться без него и в течение года. Кинуо Китамура (Kunio Kitamura), глава Японской ассоциации планирования семьи (JFPA), считает, что положение тяжёлое и оно лишь усугубляет и без того тревожную ситуацию с низкой рождаемостью, которая может привести к демографической катастрофе. Показатель среднего числа детей, которых женщина рожает за жизнь, упал до рекордно низкой отметки в 1,25, что гораздо ниже «уровня воспроизводства» — 2,1. Врачи и ученые считают, что японцы отказываются от секса по ряду причин. Одной из главных является образ жизни многих горожан, которые уходят из дома рано, а возвращаются поздно, обессиленные от работы и от длительных переездов. Герои нашего времени — трудоголики и карьеристы, а вовсе не секс-символы.
Итальянский социолог Кьяра Сарачено (Chiara Saraceno) утверждает, что причина происходящего в том, что в современном обществе изменились отношения внутри пары: сегодня отказ от совместного проживания, стремление иметь собственное пространство воспринимается не как каприз, а как необходимость. У молодых людей проявляется сильное желание самоутверждения и обеспечения собственных интересов. И ни один из партнеров не ищет этого утверждения в сексуальных отношениях, как это было раньше.
Кроме того, возраст первого сексуального опыта подростков неуклонно снижается. Иногда молодые люди вступают в интимную связь, не достигнув и двенадцати лет. Ничего удивительного в том, что, когда партнеры формируют стабильную пару, они очень быстро перестают испытывать сексуальное влечение друг к другу.
Эва Кантарелла (Eva Cantarella), специалист в вопросах античности, считает, что молодые итальянцы переживают феномен, описанный Аристотелем. Речь идет о «filia», привязанности, которая воспринимается как крепкая дружба и сотрудничество, отделенная от эроса — страсти, от которой захватывает дух и которая оправдывает самое невероятное поведение.
Профессор социологии Чикагского университета (University of Chicago) Эдвард Лауман (Edward Laumann), рассуждая об этом явлении, называет его феноменом «поколения Х». Проведённое им исследование доказывает, что супружеские измены встречаются реже среди людей, родившихся с 1965 по 1985 год. Люди из этой группы также склонны иметь меньше сексуальных партнеров, чем люди чуть старше или чуть младше. Профессор объясняет это тем, что у рожденных до
1960-х годов изобретение противозачаточных таблеток пробудило чувство сексуального авантюризма, в итоге — многие из них остались с разбитыми сердцами и недолеченными венерическими болезнями. Дурной пример старших товарищей убедил «поколение Х» умерить свои сексуальные аппетиты и стремиться избегать сомнительных связей. Однако современные подростки и те, кому сейчас немного за 20, не получили такого урока: для них секс все чаще становится средством развлечения.
Известный французский писатель Мишель Уэльбек (Michel Houellebecq) по-своему видит глобальные причины складывающейся ситуации. Сексуальная свобода современного человека в действительности оборачивается для него очередной иллюзией.
Один из персонажей Уэльбека рассуждает о цивилизационной усталости и угасающем желании человечества размножаться, которое поддерживается культурой. Чрезмерный рост человеческой популяции стал представлять серьезную угрозу поддерживающему её экосу. Природе проще всего сократить численность путем снижения в особях желания размножаться.
Асексуальная контрреволюция
В 2001 году Дэвид Джей (David Jay), 23-летний американец, основал общество AVEN — «Информационную сеть об асексуальности». Дэвид не испытывал никакого сексуального влечения к себе подобным, был убежден, что он не единственный такой, и хотел познакомиться с единомышленниками. Сеть стала расширяться, идея Дэвида пришлась по душе молодым людям в самых разных уголках планеты. Оказалось, что людей, не испытывающих сексуального влечения и совершенно равнодушных к сексу, так много, что впору заговорить об асексуальной контрреволюции. Сегодня сеть активно расширяется, и, что интересно, представители этой сексуальной ориентации даже заключают между собой браки.
Эшли Гроссман (Ashley Grossman), профессор нейроэндокринологии лондонского Университета королевы Марии (Queen Mary University of London), убежден, что в большинстве случаев асексуальность не имеет никаких биологических оснований. У этого качества нет никаких преимуществ, оно бы исчезло в ходе эволюции. По мнению профессора, отсутствие сексуально влечения может быть связано с психологическими факторами. Большинство биологов считают асексуальность крайним проявлением нормального поведенческого спектра.
С Гроссманом соглашается Петра Бойнтон (Petra Boynton), психолог по сексуальным вопросам из Великобритании: асексуальность — это не что-то новое и не что-то, от чего надо лечить. В действительности, ученые давно знают об этом феномене. Единственное, почему его не исследовали более тщательно, так это потому, что асексуалы как группа не создают проблем. Если вы не занимаетесь сексом и вас это не беспокоит, то все в полном порядке. Проблемы возникают в связи с заболеваниями, передающимися половым путем, абортами и так далее.
Возможно, в какой-то степени объяснить отсутствие интереса к сексу со стороны некоторых людей могут исследования израильских ученых, обнаруживших общий генетический признак, который, по их мнению, влияет на сексуальную возбудимость людей. Ученые исследовали ген, известный как рецептор допамина D4 (DRD4), частично контролирующий реакцию мозга на допамин — химическое вещество, которое принято ассоциировать с «системой удовольствий» в организме. Этот нейромедиатор может контролировать сексуальное поведение животных и человека, циркуляция допамина способствует возникновению потребности в таких вещах, как секс, наркотики и пища.
Доктор Ричард Эбштейн (Richard Ebstein) и его коллеги опросили с помощью анкет 148 студентов мужского и женского пола. На основе этих ответов они присвоили испытуемым баллы по степени их заинтересованности в сексе. Затем они сопоставили эти баллы с генетическими характеристиками DRD4 у каждого студента. Выяснилось, что показатели степени сексуального желания у студентов с определенной версией гена в среднем на 5% ниже, чем у студентов с альтернативной версией. Это небольшое, но статистически значимое расхождение. Доктор Эбштейн считает, что примерно 70% населения являются носителями гена низкой сексуальной возбудимости, и около 20% — высокой.
Это открытия подтверждается другими исследованиями: так, пациенты, принимающие вызывающие повышение уровня допамина препараты, которые используются для лечения болезни Паркинсона, также испытывают всплеск сексуального влечения. Однако другие специалисты говорят, что полученные данные следует отследить на более значительной группе испытуемых, прежде чем их можно будет подтвердить. Эбштейн же считает, что люди, которых секс не интересует, могут найти утешение в том, что в этом виноваты их гены.
Два пишем, три в уме
Справедливости ради стоит отметить, что исследователи, изучая вопросы сексуального поведения людей, нередко сталкиваются с проблемами. Так, в федеральном отчете «Сообщения об употреблении наркотиков и сексуальном поведении совершеннолетних в США за 1992–2002 годы» — исследовании, которое проводилось Национальным центром статистики в сфере здравоохранения (National Center for Health Statistics) — говорится, что в среднем у гетеросексуальных мужчин бывает по семь сексуальных партнеров, а у женщин — по четыре. В другом исследовании, проведенном британскими учеными, сообщается, что на одного мужчину в среднем за жизнь приходится 12,7 гетеросексуальных партнеров, а на женщину — 6,5. Согласно результатам исследований, получается, что у гетеросексуальных мужчин в среднем больше партнеров, чем у гетеросексуальных женщин.
Дэвид Гейл (David Gale, 1921–2008), выдающийся профессор математики Калифорнийского университета в Беркли (University of California in Berkeley), объясняет, что в среднем у мужчин должно быть столько же сексуальных партнеров, как и у женщин, просто в силу того, что эти отношения парные. Поэтому, утверждает Гейл, этим данным вообще нельзя доверять. Рональд Грэм (Ronald Graham), профессор математики и компьютерных наук из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California in San Diego), полностью соглашается с Гейлом: такое расхождение требует объяснений. Возможно, одно из них заключается в том, что мужчины отправляются на поиски партнеров за пределы своей социальной группы — например, к проституткам, которые не участвуют в опросах, или занимаются сексом во время поездок за границу. Но более вероятно, что истинная причина подобного расхождения в том, что мужчины часто преувеличивают число своих «побед», а женщины, наоборот, слишком «скромничают».
Что дальше?
Некоторые исследователи считают, что высокие технологии постепенно заменят человека в интимных отношениях. Да и отношений как таковых не останется. Профессор Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology) Марвин Мински (Marvin Minsky) предсказывает создание стимуляторов мозга, которые либо будут вызывать обычный оргазм, либо позволят получать сексуальное удовлетворение мысленно.
Доктор Дэвид Леви (David Levy), специалист по гендерным исследованиям и искусственному интеллекту, автор книги «Секс с роботами: эволюция отношений людей и роботов», считает, что к середине XXI века занятия любовью с электронной роковой дамой или атлетичным секс-роботом могут стать нормой. Роботы могут прийти на помощь тем, чьи партнёры по тем или иным причинам не хотят заниматься сексом. Профессор не исключает того, что люди даже начнут влюбляться в своих электронных друзей. Каким чувством ответят на это чувство «электронные друзья»; а главное, как будет воспроизводиться человечество при сохранении тенденции асексуализации, пока неясно.
Комментарии