Россия становится все опаснее для иммигрантов

На модерации Отложенный Резкий рост числа нападений на иммигрантов со стороны неофашистов-скинхедов в России привел к необычно жестким для страны мерам, которые принимаются против них в Москве. Диаспоры предупреждают, что скоро может начаться самосуд над преступниками.

За первые три месяца наступившего года от рук ультраправых скинхедов погиб 41 человек – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число жертв выросло более чем на 400%, сообщает московский центр "Сова", отслеживающий подобные нападения. Жертвами преступников становятся россияне неславянской наружности, темнокожие иммигранты из республик бывшего СССР, а также уроженцы Азии и Африки.

Растет не только число подобных атак, но и их жестокость, сообщает "Сова" – скинхедам уже недостаточно пырнуть жертву ножом, приезжих пытают и калечат.

Кремль не способен справиться с данной проблемой. Как указывают некоторые критики, националистические заявления правительства усугубляют проблему, несмотря на тоЮ что ультраправые политики либо оказались в маргинальных кругах, либо действуют под строгим надзором властей.

Лидеры тех стран, откуда в Россию приезжает больше всего мигрантов-рабочих, в ходе прошедшего в феврале политико-экономического саммита указали президенту Владимиру Путину на вспышку насилия. Российский лидер пообещал принять жесткие меры.

По оценкам экспертов и групп, представляющим различные диаспоры, в России проживает до 15 млн иммигрантов (при населении в 142 млн), значительную их долю составляют нелегалы. Число приезжих, как сообщает ООН, продолжает расти, и это, по словам российских чиновников, усиливает напряженность.

Специалисты по проблеме расизма и чиновники расходятся в оценках того, почему скинхеды активизировали насилие. По одной из версий, так они отвечают на жесткие меры, принимаемые милицией. По другой, происходящее – дело рук подражателей, жаждущих дурной славы. Убийство мигрантов ножами в последнее время стало для скинхедов обычным делом, говорит Семен Чарный, эксперт Московского бюро по правам человека.

Иногда нападающие фиксируют свои преступления на видео в качестве доказательства проделанной работы для тайных неонацистских групп, которые, как полагают в милиции, координируют убийства.

"Люди боятся ходить по улицам", – рассказывает Мухаммад Эгамзод, пресс-секретарь посольства Таджикистана. Жители этой страны неоднократно подвергались нападениям.

В прошлом году милиция провела ряд арестов, разгромив по меньшей мере четыре банды. В Москве, где совершается большая часть убийств на расовой почве, милиционеры начали задерживать скинхедов в метро и снимать у них отпечатки пальцев. Однако жесткие меры не помогли положить конец убийствам.

Организации различных диаспор заявляют, что иммигранты сами станут отправлять правосудие, если милиция с проблемой не справится.

Галина Кожевникова, замглавы центра "Сова", говорит, что интернет позволяет расистам-убийцам становиться героями в ультраправых кругах, уверенных, что идет война за то, чтобы Россия оставалась русской. Затем "поклонники" убийц пытаются повторить и превзойти их преступления, рассказывает Кожевникова.

В апреле прошлого года был арестован 18-летний скинхед, которого на ультраправых российских веб-сайтах окрестили "патриотом" после того, как появились видеокадры, на которых он ножом убивает армянина. Скинхед рассказал милиции, что убил 37 "цветных", хотя позже, как сообщали местные СМИ, отказался от своих показаний. Если верить стенограмме его допроса, просочившейся в средства массовой информации, подросток утверждал, что Москву нужно "очистить". Сейчас он дожидается суда.

По данным Московского бюро по правам человека и "Совы", в России насчитывается около 70 тыс. скинхедов – включая неонацистов, антифашистов и тех, кто просто носит тяжелые высокие ботинки, черные куртки-бомберы и стрижку ежиком.

"Сова" сообщает, что половина из этих скинхедов неофициально связана с группами, выступающими за насилие против иммигрантов.

Главным образом скинхеды группируются в крупных российских городах – в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже. Иногда они участвуют в драках со скинхедами-антифашистами. 16 марта в Москве нацисты убили в Москве молодого антифашиста. В тот же день в Москве и Воронеже было совершено шесть расистских нападений – три человека скончались в реанимации, один из пострадавших был покалечен.

Глава московской милиции Владимир Пронин не особо обнадеживал представителей диаспор, когда в феврале в ходе встречи с ним они жаловались на насилие. В ответ он велел им самим обеспечить, чтобы мигранты совершали меньше преступлений, – эти заявления передали по государственному телевидению.

Тогда же, в феврале, в интервью одной из российских газет Пронин сказал, что нападения скинхедов связаны с отсутствием позитивной идеологии и с недостаточными возможностями для получения образования. "Подростку нечем заняться, – говорил он. – Плюс нужен выход агрессии".

Крайне правые жалуются, что контроль над средствами массовой информации и политической жизнью со стороны Кремля не позволяет им выражать свои взгляды. "Законных возможностей выразить свои взгляды становится все меньше и меньше", – утверждает Александр Белов, глава ультраправой группы "Движение против нелегальной иммиграции".

По его словам, недавние парламентские и президентские выборы – на них прокремлевские партии избавились от большей части оппонентов – привели к тому, что многие считают себя не представленными во власти. "Некоторые молодые люди считают, что у них нет возможности высказывать свое мнение".

Дмитрий Рогозин, один из наиболее заметных политиков-ультранационалистов, был вынужден уйти из политики под давлением Кремля, когда популярность его партии стала расти. Его оттеснили на обочину, назначив в январе послом России в НАТО.

Союн Садыков, глава группы "Азерросс", представляющей азербайджанскую диаспору, говорит, что многие мигранты готовятся мстить. "Если так будет продолжаться еще два-три месяца, начнется гражданская война", – предупреждает он.