В Армении установлен политический мир
На модерации
Отложенный
Недавние оппоненты, выдвигавшие кандидатуры своих лидеров в президенты, объединились под началом избранного президента Сержа Саркисяна, чтобы обеспечить Армении прогрессивное развитие, сформировав атмосферу социального партнерства в обществе. Чтобы иметь четкое представление о политической палитре Армении, мы дали возможность высказаться всем представителям коалиции.
На вопросы «НИ» отвечают избранный президент Армении, председатель Республиканской партии Серж Саркисян, председатель партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян, председатель партии «Оринац Еркир» Артур Багдасарян и представитель Верховного органа АРФ Дашнакцутюн в Армении Армен Рустамян.
– С какой целью создана политическая коалиция в Армении?
Серж САРКИСЯН:
– Коалиция создана для формирования эффективно действующей власти, углубления демократических реформ и усовершенствования механизмов защиты прав человека. Новое правительство будет представлять интересы подавляющего большинства граждан республики. В настоящее время идет процесс сопоставления предвыборных программ кандидатов и создания объединенной программы действия правительства. Все стороны взяли на себя политическую ответственность за деятельность власти для стабильного развития достижений прежних лет, существенного улучшения качества жизни наших граждан, реализации смелых и реалистичных реформ, эффективного противостояния стоящим перед Арменией внешним и внутренним проблемам. Все действия нового руководства страны будут нацелены на устранение возникшей в обществе поляризации, развитие толерантности, уважения к мнению оппонентов. Общество вскоре ощутит позитивные сдвиги, и в первую очередь – в деле борьбы с коррупцией.
Гагик ЦАРУКЯН:
– После парламентских выборов прошлого года мы вошли в правящую коалицию, так как Республиканская партия Армении учла наши программные цели и включила большинство из них и в коалиционное соглашение, и в перспективную программу деятельности правительства. Сейчас мы вновь вошли в коалицию, теперь уже четырехстороннюю. Общество ждет от коалиционной власти проведения ясных и понятных людям преобразований, которые бы способствовали повышению благосостояния большинства граждан, сокращению бедности, защите прав средних и мелких предпринимателей. Мы все – и бедные, и богатые, и люди со средним достатком – плывем в одном корабле. И никто не может быть безразличен к тому, куда и как плывет этот корабль.
Артур БАГДАСАРЯН:
– У страны есть опыт создания коалиционных правительств. Но важным отличием данного соглашения является то, что в Армении впервые подписан документ, где отмечается не только сам факт создания коалиции. В нем зафиксировано намерение реформирования социально-политической и экономической жизни страны. Это соглашение очерчивает именно политические подходы, политические приоритеты, ответственность всех политических сил, которые его подписали. В этом документе нет разделения постов. Здесь разработаны пункты, четко очерчивающие подходы к реформированию общества. Мы говорим: «Не политическая война, а политический мир, не политическая вражда, а политическая конкуренция». Стабилизация ситуации, модернизация страны, развитие демократии, укрепление механизмов защиты прав человека, социальное партнерство и политический мир в Армении являются для нас приоритетами.
Армен РУСТАМЯН:
– Сразу же после президентских выборов стало ясно, что Армении нужно только национальное согласие. После беспрецедентных для нашей республики мартовских событий, ситуация уже обязывала идти на такую меру, как расширенная коалиция, чтобы страна могла преодолеть кризис. Наша партия выразила готовность показать такой пример, несмотря на то, что у нас были с другими партиями разногласия.
С начала марта перед лицом внешних и внутренних угроз актуальными стали вопросы национальной безопасности. Поэтому в данное время надо отложить узкие, партийные интересы во имя тех больших задач, которые стоят перед нашей Родиной. Чем больше согласия, тем результативнее может быть союз. Теперь первостепенная задача – восстановить доверие народа.
– Почему в коалиции нет Армянского общенационального движения и партии «Наследие», которые представляют радикальную оппозицию?
Серж САРКИСЯН:
– Политическая коалиция основана на принципах взаимоуважения, понимания, солидарности. Мы решили, что разногласия будем решать через переговоры и обсуждения, через политический диалог между партиями в сотрудничестве с президентом Армении. Как вы представляете такое сотрудничество с людьми, которые не уважают законные демократические методы формирования власти? Однако политическая коалиция будет считаться с мнением институтов гражданского общества, будет работать в режиме прозрачности и обеспечит надлежащий контроль над деятельностью всего аппарата.
Гагик ЦАРУКЯН:
– Мы не против диалога с оппозицией, он был бы полезен для ослабления поляризации в обществе. Но мы считаем также, что меньшинство не может агрессивными действиями и постоянной эскалацией напряженности навязывать всему обществу свои видения и желания. Мы выражаем готовность обсуждать любые проблемы как в рамках коалиции большинства, так и с другими авторитетными силами нашего общества, в том числе и оппозиционными.
Артур БАГДАСАРЯН:
– Соглашение о коалиции подписали те партии, которые сочли этот шаг правильным. Что касается партии Левона Тер-Петросяна и «Наследия» – значит, у них другой подход. В напряженные поствыборные дни многое зависело от «Оринац Еркир»: поддержать Левона Тер-Петросяна – пик накала политической ситуации и увеличение количества жертв; принять предложение новоизбранного президента – совместно руководить страной и осуществлять широкомасштабные реформы. И мы приняли протянутую нам руку партнерства. Во время предвыборной кампании со стороны Тер-Петросяна и поддерживающих его политических СМИ на нас обрушивались черный PR, неверная информация, шантаж. Есть определенная линия, которая отделяет политические процессы от процессов правовых. 1–2 марта вследствие митингов процессы вышли из политической логики, имели место погромы и, к сожалению, были жертвы. И мы считаем, что здесь уместны уже правовые оценки, поскольку политические вопросы должны решаться на политическом поле, а правовые – на правовом. Те подходы к политической борьбе, те шаги, которые партии предпринимают, свидетельствуют о степени готовности данных организаций к политическому миру.
Армен РУСТАМЯН:
– Серж Саркисян выразил желание работать со всеми, кто готов к сотрудничеству. В стороне осталось только «Наследие» – это их путь, их выбор. Мы оставили двери открытыми… В коалиции целых четыре стороны и понятно, что не все будет гладко: предстоят горячие дебаты. Но все основные моменты будут обсуждены и согласованы до включения вопросов в повестку дня в парламенте. Если бы все партии вступили в коалицию, было бы больше возможностей для предварительных дебатов.
Недавно появилась информация, что политическая коалиция в Армении может быть еще расширена.
В ней могут появиться как представители партий, не присутствующих в парламенте, так и беспартийные общественные деятели. Армянское общество уже стоит на пути к стабилизации. Назначенная на 9 апреля инаугурация президента и объявление нового премьер-министра должны окончательно обозначить наступивший политический мир.
Комментарии