Земфира устроила цирк: завершившийся тур певицы запомнился в основном скандалами

На модерации Отложенный Пожалуй, самая скандальная и одновременно самая талантливая отечественная поп-рок-певица завершила тур «Спасибо» большим концертом в столичном спорткомплексе «Олимпийский». Последний альбом Земфиры едва ли не единодушно признан критиками слабейшим в ее дискографии, а тур в его поддержку получился самым скандальным. Но, несмотря на все это, московский концерт показал, что никто из новой рок-молодежи пока не может догнать и перегнать Земфиру.

Не все в этом туре шло гладко. Началось с того, что первый же концерт, который планировался в Хабаровске, вообще отменили. Местный губернатор решил, что в этот день на означенной площадке должен пройти матч ветеранов хоккейных команд, и никаких тут возражений. Из-за несоответствия аппаратуры необходимым требованиям был отменен концерт и в Нижневартовске. И совсем уж неприятная ситуация произошла в Перми, где выступление отменили… из-за плохой продажи билетов. Как сообщали местные СМИ, была реализована лишь половина билетов, певица сочла такое положение вещей для себя оскорбительным и радовать пермяков своими хитами передумала (хотя официальный сайт Земфиры сообщал другую версию – техническую).

Так или иначе, тур в поддержку альбома, который оказался не лучшим в дискографии «девочки-скандала», стал для Земфиры трудным испытанием. «Устала от журналистов, от внимания, от непрекращающихся передвижений», – признавалась она на сайте. И добавляла: «Отдыхаю только на концертах». Потому-то так важно было для Земфиры с достоинством поставить финальную точку своего вояжа в Москве, в зале, где она ровно восемь лет назад дала свой первый большой концерт, ставший триумфом и утвердивший ее в качестве музыкального кумира очередного молодого поколения. Доказать, что она по-прежнему на коне и имеет все основания называться рок-певицей номер один, Земфира решила и публике, и себе, и музыкальным критикам, в адрес которых в завершение концерта она не преминула сделать злобный выпад (дескать, все у меня получилось, а критики пусть «знают свое место»).

По поводу «своего места» певица распорядилась буквально: не хочу, дескать, видеть перед собой никаких фотографов и телевизионщиков. В итоге последних загнали в самую тьмутаракань гигантского Олимпийского, если не сказать более, поместив на платформе в двухстах метрах от сцены. Накануне концерта Земфира сорвала и свою московскую автограф-сессию, что-то не поделив с организаторами. Об отмене стало известно лишь за несколько часов. Словом, впечатление такое, что певица чувствует себя комфортно, лишь ведя постоянно с кем-то войну, непрестанно кому-то что-то доказывая и не переставая повторять, что она уверена в своих силах на все сто. И на сцену оттого неизменно выходит с мальчишеской задиристостью, с вызовом обведя зал глазами и хитро прищуриваясь.


Во время московского концерта нрав талантливой барышни проявился во всей красе. Она волчком металась по сцене – притом в основном не в песнях, а между ними, постоянно скрываясь за кулисами, что-то говоря звукорежиссеру и клавишнику Дмитрию Шурову.

Однако исчезала со сцены Земфира и с целью переодеться. Ведь концерт оказался продуманным и в музыкальном отношении, и с точки зрения драматургии. Свой мальчишеско-рок-н-рольный стиль певица пару раз решительно меняла на гламурный – так, в песне «Господа» на ней каким-то чудом то ли выросла, то ли раскрылась чудаковатая юбка в перьях, а с аккомпанирующим составом и вовсе стали происходить чудеса чудесные. Ребята из духовой секции нацепили пышные шляпы с перьями, а гитарист в кульминационный момент композиции натурально взмыл в воздух над сценой, да до того неожиданно, что зал действительно застыл в изумлении.

Когда начался диско-блок (песни «Сказки», «Траффик», «Прогулка» вкупе с темой из «Танцора диско»), та же троица духовиков водрузила на головы разноцветные парики и вместе с Шуровым стала совершать узнаваемые танцевальные движения, классические для эпохи диско. А когда дошли до душераздирающе лирических «Лондона», «Мы разбиваемся», «Красоты», Земфира и все тот же Шуров облачились во фраки. Кстати, клавишник группы Esthetic Education, ставший в команде Земфиры авторитетным соавтором по части аранжировок, придал многим вещам, в том числе и с ранних альбомов Земы, небывалую мощь и изыск. Некоторые композиции – например, того же «Синоптика» – и вовсе не узнать. А духовая секция вносит в звучание приятный эстрадно-джазовый колорит и заметно уводит песни в сторону от банального поп-рокового саунда.

Собственными вещами музыканты не ограничились – сыграли «битловскую» All You Need Is Love, а в финале «Москву» – на стихи Сергея Есенина, использовав заодно и музыку группы «Монгол Шуудан». «Я задумала этот концерт еще два с половиной года назад, – сообщила залу виновница торжества, не теряя воинственно-победоносного настроя и все также в вызовом глядя в зал. – И я сделала это. Получилось».

В общем, да, получилось. В «Олимпийском» был полный аншлаг, и, несмотря на то, что в последние пару лет популярность Земфиры несколько ослабла, она остается в отечественном поп-роке леди номер один. Просто потому, что вокруг и нет никого другого, равного по масштабу и таланту. Так стоит ли ей так нервничать, бросаясь на каждый новый зал, как на амбразуру?