НАТО: по-прежнему больной вопрос в отношениях с Путиным

На модерации Отложенный

У Путина в рукаве может оказаться козырная карта-компромисс.

Открывающийся в среду в Бухаресте саммит НАТО станет примечательным событием в связи с присутствием на нем российского президента Владимира Путина - руководителя страны, против предшественника которой этот альянс изначально и создавался. Более того, после саммита Путин отвезет самого влиятельного лидера из числа стран-участниц в свою резиденцию в черноморский город-курорт Сочи. Но за официальным дружелюбием невозможно будет скрыть усиление напряженности в отношениях между Вашингтоном и Москвой.

Президент Буш во вторник активно поддержал заявку на членство в НАТО со стороны бывших советских республик Украины и Грузии, несмотря на жесткое противодействие Москвы, которая усматривает в этом попытку проникновения своего геополитического соперника на южные и юго-западные рубежи России. Хотя некоторые европейские страны-члены НАТО не хотят восстанавливать против себя Россию действиями по принятию Грузии и Украины, президент Буш ясно заявил о своей поддержке началу процесса вступления этих государств в ряды альянса.

Таким образом, каковы бы ни были их личные взаимоотношения и симпатии, в предстоящие дни Буш и Путин будут взаимодействовать в обстановке усиливающихся противоречий. Кроме вопроса о расширении НАТО в восточном направлении, у них есть масса разногласий относительно планов США по развертыванию к 2012 году системы противоракетной обороны в Чехии и Польше, которая якобы предназначена для перехвата иранских ракет. Россия также недовольна тем, что страны НАТО позволили Косово отделиться от Сербии, поскольку этот шаг, по ее мнению, является незаконным.

Но у Путина в рукаве может оказаться козырная карта-компромисс. Если приоритетом России является недопущение вовлечения Украины и Грузии в орбиту НАТО, то частью путинской игры в 'услугу за услугу' может стать уступка в вопросе ПРО.

В 2004 году в ряды НАТО вступили Румыния, Словакия, Словения, Болгария, Латвия, Литва и Эстония, посчитав этот шаг гарантией от посягательств Москвы, которая властвовала над ними с 1945 года вплоть до окончания 'холодной войны'. Тогда, в начале 90-х, блок НАТО пообещал Москве, что если советские войска будут выведены из Восточной Европы, альянс не будет расширять свое присутствие за пределами Западной Германии. Русские осуждают Запад за отказ от данного обещания и задают вопросы по поводу целей окружения России с юга и запада. Возможное вступление в НАТО Украины особенно болезненно воспринимается Россией как с точки зрения собственной безопасности, так и в эмоциональном плане: эта страна является местом нахождения Киевской Руси, откуда произошла как Россия, так и Украина. Российские историки традиционно называли Киев 'матерью городов русских'. Что касается Грузии, Москву раздражает то, что Россия, по ее мнению, оказывается в окружении, которое направлено на расчленение страны и на захват ее углеводородных и прочих богатств. А большинство россиян так и не смирилось пока с мыслью о независимости Грузии.

Москва отреагировала на новую ориентацию своих бывших сателлитов тем, что в интересах обеспечения своего геополитического влияния прибегла к использованию энергоресурсов в качестве рычагов давления. А Путин пригрозил нацелить ядерные ракеты на Украину, Чехию и Польшу, если те разместят у себя американскую систему ПРО.

Россия также играет в кошки-мышки с Грузией. В начале марта Путин ослабил блокаду этой страны и возобновил с ней воздушное и морское сообщение, которое было прервано в октябре 2006 года из-за ареста грузинами российских военнослужащих по подозрению в шпионаже. В то же время, Россия использует 'косовский прецедент' для усиления давления на Грузию, наращивая связи с вышедшими из ее состава провинциями Абхазия и Южная Осетия. Она балансирует на грани официального признания их независимости.

Однако, несмотря на поддержку со стороны Буша, перспективы принятия Грузии и Украины в НАТО невелики, поскольку ключевые западноевропейские державы, такие как Германия и Франция, по-прежнему осторожничают, не желая порождать антагонизм со стороны России, своего главного поставщика энергоресурсов. Согласие на вступление в НАТО крошечной Хорватии и уступки по ПРО - с таким предложением президенту Бушу может выступить Путин в качестве компромисса. В прошлом месяце российский лидер заявил, что получил от Буша письмо, которое поможет в достижении 'окончательных соглашений' для ликвидации ряда существующих разногласий, и что теперь Россия и США готовы обговорить все детали.

Однако Путин сохраняет несколько вариантов действий. На прошлой неделе представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что последние американские предложения по противоракетной обороне в Европе 'не удовлетворяют нашим требованиям безопасности'. Это может быть простым поднятием ставок в процессе торга, но такое заявление также создает для Путина возможность отхода на заранее подготовленные позиции, если ему не удастся добиться желаемого результата по Грузии и Украине во время бухарестского саммита.

В пользу отказа от принятия в НАТО новых членов говорят и результаты опросов общественного мнения, которые показывают, что 58 процентов украинцев против вступления в альянс; а также внутренние проблемы Грузии с ее отколовшимися регионами.

Фундамент для достижения компромисса существует хотя бы по той простой причине, что ни Москва, ни Вашингтон не способны добиться реализации всех своих целей в полном объеме. Высокопоставленные официальные представители России не верят, что американские ракеты-перехватчики в Польше могут угрожать силам ядерного сдерживания России, поскольку российские межконтинентальные баллистические ракеты должны лететь в сторону Северного полюса, а не на запад. Путин также понимает, что ему вряд ли удастся убедить США отказаться от развертывания системы ПРО в Европе. А Буш скоро поймет, что у него сохранятся серьезные трудности в получении поддержки западноевропейских союзников по альянсу в деле принятия Грузии и Украины, пока Россия будет настроена так резко против их вступления.

Поэтому компромисс выглядит вполне привлекательно - по крайней мере, для Путина. Он соглашается на развертывание противоракетного щита вблизи границ России, а в ответ на это его южным соседям откажут во вступлении в НАТО. Однако пока не ясно, готов ли Буш к устранению разногласий - ведь он так страстно говорил во вторник о необходимости принятия в НАТО Украины и Грузии.