Россия не пустит Косово в международные организации и не позволит считать \"голодомор\" геноцидом украинцев
На модерации
Отложенный
Стартовавший в среду саммит НАТО неосязаемо, но ощутимо повлиял на распорядок дня депутатов Госдумы. Главными событиями нынешней повестки стали два пункта: доклад министра иностранных дел Сергея Лаврова по ситуации вокруг Косово и навеянное последними решениями властей Украины заявление Госдумы в память о жертвах голода 30-х годов на территории СССР. У Лаврова нашлось, что сказать интересного.
«Западные радетели косовских албанцев утверждают, что те всего-навсего реализуют свое законное право на самоопределение», - с места в карьер начал Сергей Лавров свое выступление в рамках правительственного часа. И напомнил, что согласно одной из деклараций ООН, принятой еще в 1970 году, речь о самоопределении могут вести только те народы, чьи права «грубо и систематически нарушаются».
Между тем нынешняя, демократическая Сербия не дает повода обвинить ее в пренебрежении интересами нацменьшинств.
«Насильственное отторжение Косова выглядит как карательная мера со стороны государств, которые пытаются присвоить себе право говорить от имени всего мирового сообщества», - заявил Лавров.
По его словам, признание независимости албанской республики противоречит «принципу суверенного равенства государств». Более того, оно идет вразрез с принятым буквально за 3 месяца до эпохального для Косова события решением Совбеза ООН, в котором подтверждается территориальная целостность балканских стран и говорится о необходимости урегулирования сербско-албанского конфликта исключительно политическими методами.
Разговоры об уникальности косовского случая, на которую ссылаются поборники признания независимости косоваров, по мнению министра, не выдерживают никакой критики. Нарушения прав нацменьшинств, по его словам, «характерны для большинства других региональных конфликтов». Однако приз за страдания в виде независимости достался отчего-то лишь Косову.
Сергей Лавров подтвердил, что Россия сделает «все возможное», дабы сорвать планы по «быстрому и широкому международному признанию» албанской республики. Кроме того, наша страна будет поддерживать действия сербов по «разъяснению неправомерности суверенизации края» и постарается вернуть процесс решения косовской проблемы в «международно-правовое русло».
По словам министра, такая «принципиальная позиция» отечественных властей обусловлена тем, что «нам не безразлично, сложится ли в геополитическом окружении России и во всей Европе комфортная атмосфера для интеграции, инвестиций и торговли» - или вместо кооперации мы получим регулярно вспыхивающие очаги различных кризисов.
Глава МИДа отметил, что 4 апреля в ходе саммита НАТО, который сегодня начался в Бухаресте, российская делегация также поднимет косовскую проблему. В диалоге с представителями Северо-Атлантического альянса наша страна будет настаивать на том, что «натовские силы должны оставаться нейтральными и беспристрастными в отношении всех сторон конфликта».
Заговорив о НАТО, министр, разумеется, не мог не вспомнить и о постсоветских проблемах. Как писала газета ВЗГЛЯД, две недели назад Дума приняла заявление, в котором посоветовала правительству и президенту в случае присоединения Грузии к процедуре вступления в НАТО, запустить процесс признания независимости Абхазии и Южной Осетии.
Сегодня Лавров заверил, что в МИДе тщательно изучили принятый нижней палатой документ. И пообещал в ближайшее время высказать «конкретные соображения» по данному поводу. Однако вряд ли эти «соображения» будут касаться немедленной суверенизации непризнанных республик.
По словам Сергея Лаврова, в нынешней ситуации главное «не поддаться на провокации, не допустить разрушения существующей системы международных отношений». И по-прежнему соблюдать принцип равноправия всех сторон конфликта, который всячески отстаивает наша страна. При этом глава МИД уверил, что «Россия поддерживала и будет поддерживать своих соотечественников, как в деле защиты их законных прав, так и в социально-экономическом плане».
Упор на дипломатические средства устроил не всех депутатов. Член ЛДПР Сергей Иванов, например, возмутился предельной толерантностью отечественного МИДа, и спросил, что будет делать наша страна, когда «пять миллионов китайцев во Владивостоке» заявят о притеснении своих прав и захотят самоопределиться. Сергей Лавров успокоил парламентария, рассказав, что российская внешняя политика «полностью не исключает тех или иных мер».
Так что, помимо дипломатии, у нас в запасе есть еще и «фактор военно-миротворческого присутствия в важных для России регионах».
Депутат Леонид Слуцкий поинтересовался, что будет делать МИД, когда Косово «начнется рваться в международные организации». Министр еще раз повторил, что Россия будет этому противостоять. Посему в Совбез ООН, да и в Совет Европы республике прорваться не удастся.
При этом Лавров благосклонно воспринял предложение председателя думского Комитета по международным делам Константина Косачева ввести безвизовый режим въезда в Россию для сербов, которые недавно начали без виз пускать в свою страну наших соотечественников. Однако министр подчеркнул, что принять «зеркальный» сербскому закон мы не можем. Потому что в этом случае свободный путь в Россию получат и косовары.
На прямой вопрос о том, признает ли Россия независимость Южной Осетии и Абхазии, в случае вступления Грузии в НАТО на апрельском саммите, Лавров заявил, что «не стал бы предрешать исход переговоров в Бухаресте». Учитывая «гипотетичность ситуации», министр решил вовсе не говорить на этот счет ничего определенного.
А в перерыве пленарного заседания не менее ясно прокомментировал грузинско-натовскую проблему Константин Косачев. Депутат уверен, что в Бухаресте Грузию в Альянс не позовут.
Парламентарий считает, что «НАТО хватит здравого смысла» не втягивать себя в грузинскую историю до тех пор, пока Тбилиси не выберется из конфликта с Южной Осетией и Абхазией. По мнению Косачева, стремление Грузии во что бы то ни стало именно сейчас вступить в НАТО – всего лишь попытка при помощи чужих войск силовым путем решить проблемы бунтующих территорий.
При этом Косачев подчеркнул, что если его прогнозы не оправдаются и Тбилиси все же присоединится к процессу вступления в НАТО, России придется «пересмотреть широкий формат общения» с Грузией.
Отпустив Сергея Лаврова и отобедав, депутаты принялись за обсуждение собственного заявления «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР». Формальной причиной для появления этого документа на свет стала 75-летняя годовщина трагедии. А актуальный политический повод дала Украина, которая, по словам одного из авторов документа Константина Затулина, «пытается представить голодомор геноцидом украинского народа».
Парламентарий напомнил, что в 30-е годы в СССР от голода умерло 7 млн. человек. Как говорится в заявлении, жертвами голодомора, «вызванного насильственной коллективизацией» стали жители «многих регионов РСФСР, Казахстана, Белоруссии и Украины».
«Стремясь любой ценой решить вопросы снабжения продовольствием резко растущих промышленных центров, руководство СССР и союзных республик применило репрессивные меры для обеспечения хлебозаготовок, что значительно усугубило тяжелые последствия неурожая 1932 года», - отмечается в документе.
«История учит, что территорию разделить можно, а память – нельзя», - заявил Константин Затулин. Однако власти Украины, по его словам, "сознательно и не стесняясь", переписывают историю, называя общую беду советских народов целенаправленным геноцидом своих предков. «Нам пытаются объяснить, что одни украинцы, при погонах и званиях, уничтожали других украинцев по национальному признаку», - подчеркнул депутат.
Коллегу поддержал товарищ по фракции «Единая Россия» Сергей Марков, который объяснил, что заявление «правильное и важное» и служит благому делу защиты исторической правды. «Аморально использовать гибель людей, чтобы их посмертно поссорить», - прокомментировал украинскую трактовку «голодомора» Марков. «Надо поддержать заявление, не позволить фальсифицировать историю», - уверил депутат.
А член ЛДПР Сергей Иванов предложил пойти дальше и принять закон «о геноциде российского народа товарищем Джугашвили и гарным хлопцем Хрущевым». Идея, правда, не прошла. Также, как мысль коммуниста Николая Коломейцева о том, чтобы добавить в заявление сентенцию об осуждении украинской власти. «Я не думаю, что нам надо вступать в какие-то политические споры», - резюмировал Константин Затулин. Коллеги с ним согласились большинством голосов.
Комментарии