Двойной паспорт: в российском футболе складывается парадоксальная ситуация
На модерации
Отложенный
Они выходят на поле наравне со всеми. Некоторые из них играют в своих командах ключевые роли. Например, Юрий Жевнов - основной голкипер "Москвы", а Роман Березовский - "Химок". Питер Одемвингие с тремя голами возглавляет список лучших бомбардиров чемпионата. Без Валерия Катынсуса и Алексея Еременко сложно представить себе "Томь" и "Сатурн", а Сергей Ковальчук помогает "Спартаку" в каждом матче сезона, хотя решающих голов и не забивал. Владимир Маминов и Александр Горшков не просто бойцы без страха и упрека - символы "Локомотива" и "Зенита". Всего из двадцати этих людей в минувшем туре на поле вышли десять, еще трое остались в запасе. Кто они?
Они - граждане России, не считающиеся легионерами в нашем национальном первенстве, но не имеющие права играть за нашу национальную сборную. У этих людей двойное гражданство, и раньше они уже были заиграны за сборные других стран. А их присутствие в российских клубах означает, если называть вещи своими именами, следующее: список, из которого Гус Хиддинк отбирает кандидатов в национальную сборную, мог бы быть ровно на двадцать фамилий больше.
Формально для этой нелепости есть повод: каждый из натурализованных игроков обладает российским паспортом. Фактически же их присутствие в клубах подрывает саму идею лимита на легионеров, вокруг которой сломано столько копий. Большие мастера по изобретению неработающих законов, мы и в футболе не изменили традиции: ввели ограничение на иностранцев, но оставили лазейку для тех, кто иностранец только в футбольном смысле. Во имя чего? Кому делаются реверансы столь изысканным способом? Да кому угодно, только не собственной сборной.
На языке желающих возразить, должно быть, уже вертятся термины "дискриминация", "политкорректность" и "законодательство". Посоветую им для начала как следует изучить вопрос. Позавчера в действие вступил новый Закон о физической культуре и спорте. В нем федерациям разрешается "устанавливать ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды РФ в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования". (Ст. 16, п. 7.)
Не возбранялось это, впрочем, и раньше. РФС достаточно было лишь сформулировать наш многострадальный лимит соответствующим образом. Или изменить определение легионера. Вместо "футболист (игрок), не имеющий паспорта и гражданства Российской Федерации", как записано сейчас в Регламенте чемпионата, вполне могло бы значиться "футболист (игрок), не имеющий права выступать за одну из сборных команд России по футболу". Но не значится, однако. Почему?
Самое явное, что за всем этим угадывается, - интересы клубов. Для них натурализованный игрок - глоток свежего воздуха под толщей ограничений. Ковальчук, например, позволяет "Спартаку" комбинировать с составом и по-шахматному выигрывать в качестве присутствующих на поле, причем не всегда за счет качества игры самого Ковальчука. Не будучи по закону легионером, игрок сборной Молдавии дает возможность тренерам выпустить одновременно еще и семерых настоящих иностранцев. А в "Крыльях", "Локомотиве" и "Москве" числятся по три таких ассимилированных россиянина. Прибавьте к ним семь разрешенных "лимитчиков", и получится, что теоретически в составе этих команд может находиться в игре лишь один интересующий Хиддинка человек. (В "Москве" - двое, потому что среди ее натурализованных легионеров два вратаря.) Сборной, понятно, от такого лимита ни холодно, ни жарко.
Клубы сложно упрекать в несознательности, потому что они решают свои задачи в рамках принятых РФПЛ законов.
Но в решении этих задач их должно направлять и корректировать. Прежде всего - в интересах сборной, на страже которых поставлен РФС.
Скорее всего, трепетное отношение к легионерам перекочевало к нам из Европы, пораженной "делом Босмана" и связанной законами ЕС. Но даже в этом случае мы вправе установить свои законы. У ФИФА и УЕФА "дело Босмана" давно поперек горла, вот только сделать в Ньоне и Лозанне ничего не могут. Ну а мы-то пока не в ЕС, отчего же не защитить собственную сборную здравым законом? Зачем нам лимит, на деле таковым не являющийся?
Во Франции, кстати, схожая проблема. Но там о ней знают и потому ввели два ограничения: на "чистых" иностранцев (не из стран ЕС, естественно) и на натурализованных игроков. У нас же вторых словно не существует, что для клубов - возможность для хитрого маневра. Так, совсем недавно стали россиянами двое вратарей "Москвы" - белорусы Жевнов и Амельченко. Разумеется, следует полностью признать их право на самоопределение с гражданством, отдать должное их российским корням и родственным связям, месту рождения, бытовым предпочтениям и так далее. Все флаги в гости будут к нам! Одемвингие родился в наших широтах? Нет проблем. Гвазава женат на россиянке? Дай бог ему побольше детишек - граждан России. А может, Грузии, пусть сам решает. Но если не имеешь права играть за сборную России - будь добр "под лимит". Потому что неправильно это, когда наличие больших денег и больших зарплат в российском футболе закрывает дорогу в сборную российским же футболистам. Пусть у них будут по крайней мере равные шансы с иностранцами, а не "один к десяти" или "три к восьми". Чтобы не краснеть нам потом во время телетрансляций из Тель-Авива, Андорры и Бухареста.
Конечно, у России непростая история, из которой не выкинуть советское прошлое с пятнадцатью союзными республиками. Но подмену понятий "лишение права на работу" и "лимит в интересах российского спорта" обнаружить всегда очень легко. Тем более что прецедент есть. Четверо хоккейных вратарей - динамовец Еремеев, Колесник из "Химика", Мезин из магнитогорского "Металлурга" и спартаковец Симчук (два казахстанца, белорус и украинец) подали в суд на ФХР, имея целью выбиться из действующего лимита для голкиперов. Не выбились - проиграли дело. Федерации виднее, как защищать интересы своего вида спорта, постановил суд. Правда, со следующего сезона права на проведение хоккейного чемпионата отойдут к КХЛ. А лига по сути своей - выразительница интересов клубов, которым любые лимиты совсем ни к чему. Коллеги из отдела хоккея усматривают в ситуации серьезный конфликт интересов и прогнозируют в межсезонье непростое выяснение отношений лиги с федерацией.
Другой пример - российский баскетбол, в котором все куда логичнее и проще. РФБ давно постановила: легионером считается тот спортсмен, который не имеет права играть за сборную, и никаких гвоздей. Там что, меньше любят клубы? Или все-таки отдают приоритет здравому смыслу?
Россиян по паспорту и иностранцев с точки зрения сборной в нашей футбольной премьер-лиге двадцать. Пока. Практика показывает, что существует тенденция к увеличению в клубах числа этих "универсальных солдат". А отдельные случаи в низших дивизионах (например, громкое дело братьев Джеладзе, связанное с незаконно выданными российскими паспортами в "Содовике" из Стерлитамака и саратовском "Соколе") настоятельно требуют избавиться, наконец, от странного статуса обладателей двойных гражданств, как от соблазна.
Это было бы правильно как с точки зрения законности, так и с точки зрения сборной. Более того, это было бы в интересах самих клубов, которые смогли бы участвовать в чемпионате по единым правилам лимита, без подстольных игрищ с гражданством.
Комментарии