Федеральная служба по тарифам признала свою недееспособность
На модерации
Отложенный
Федеральная служба по тарифам вчера де-факто признала свою недееспособность в борьбе с инфляцией. Глава ФСТ Сергей Новиков на ежегодной коллегии сообщил о новых серьезных изменениях цен на услуги естественных монополий, которые вызваны, по его словам, ростом стоимости материалов.
При этом служба готова согласиться с увеличением монопольных тарифов, что не может не отразиться на динамике цен на другие услуги и товары. Фактически ФСТ расписывается в неспособности противостоять растущим аппетитам РЖД, энергетиков, газовиков, связистов, что чрезвычайно усложняет попытку снизить темпы инфляции в стране, поскольку не только повышает затраты у потребителей монопольных услуг, но и провоцирует дальнейший рост инфляционных ожиданий.
Правда, присутствовавший на коллегии ФСТ вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин высказал мнение о том, что необходимо увеличивать тарифы более высокими темпами, но снижать при этом монетарную инфляцию. "Конечно, нам придется в ближайшие два--три года, преодолевая диспропорцию тарифов (для разных групп потребления. -- Ред.), идти и на более высокие темпы роста тарифов", -- цитирует его Интерфакс. Он признал, что это вызовет дополнительный прирост инфляции, однако более существенным для инфляции он считает монетарный фактор. По его словам, в прошлом году большая часть прироста инфляции была обусловлена именно монетарными факторами. И в этом он прав.
Однако он не стал уточнять, каким же образом власти намерены справиться с этой "высокой монетарной инфляцией" и намерены ли вообще. Ведь речь идет об ограничении поступления денег на рынок. В прошлом году денежная масса росла колоссальными темпами - до 50% за год, но ни Минфин, ни ЦБ не сумели затормозить этот процесс - прежде всего потому, что это определялось неподвластными им политическими решениями. Вряд ли такие возможности у них появятся и в этом году. Что в сочетании с повышением тарифов и предопределяет по-прежнему высокие темпы роста цен на будущее.
В ближайший четверг на заседании правительства будет рассматриваться возможность уточнения прогноза роста тарифов на услуги естественных монополий. «Это доуточнение может оказаться разным», -- заявил г-н Новиков. Прежде всего, сказал он, с 1 июля запланировано еще одно внеплановое повышение тарифов на железнодорожные грузоперевозки. Насколько значительное, глава тарифной службы говорить не стал. Однако известно, что с сегодняшнего дня решением правления ФСТ произошло их внеочередное увеличение на 1%, доходы от которого пойдут на строительство железнодорожной инфраструктуры в районе олимпийского Сочи. Нынешний рост, по словам главы ФСТ, связан с ростом инфляции, а также с низкой зарплатой железнодорожников.
Согласно законодательству, тарифы в России не могут увеличиваться чаще одного раза в год. И последнее время этот принцип не нарушался -- изменения вступали в силу с 1 января. С 1 января этого года грузоперевозки подорожали на 14%. Причем это подорожание даже превышало сделанный в 2006 году прогноз (12%). Тем не менее, правление ФСТ решило скорректировать и это свое решение, а, заодно, и остальные -- возможно, глядя на то, как правительство разрешило со следующего года поднимать цену на газ внутри России два раза в год.
Кроме того, глава ФСТ указал, что по его мнению, тарифы на электроэнергию для конечных потребителей со следующего года вырастут на 20--23%. До сих пор планировалось, что рост составит 12,5% (а в 2006 году считали, что 8%). По словам г-на Новикова, это связано с увеличением доли либерализованного оптового рынка электроэнергии, где цены выше, а также с планируемым вводом рынка мощности и с ликвидацией перекрестного субсидирования (то есть дотаций льготным категориям потребителей за счет высокого тарифа для остальных).
С 2009 года также вырастут цены на услуги местной телефонной связи, по оценке г-на Новикова -- на 7--7,5% (в этом году они остались без изменения, в то время как стоимость безлимитного тарифа снизилась, причем в некоторых регионах даже на треть). Почему это должно произойти, он не уточнил.
Федеральная служба по тарифам с самого момента ее образования на базе Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) в 2004 году демонстрировала свою несамостоятельность. Она ни разу всерьез не пошла против завышенных требований монополистов, хотя ранее, до 2004 года ни одна заявка не удовлетворялась в том объеме, в каком они предлагали. Разве что иногда ФСТ спорила с энергетиками.
Естественные монополии не только провоцируют инфляцию, но и сами поддаются инфляционным ожиданиям. В итоге сейчас монополисты, понимая, что инфляция окажется выше прогноза и, соответственно, утвержденных тарифов, активно стали вносить предложения о внеочередной индексации тарифов на свои услуги.
При этом анализировать, насколько обоснованы запросы монополистов, в правительстве никто всерьез и не пытался. Хотя, возможно, это было бы интересно. То же РЖД, постоянно требующее надбавки к тарифам, выиграло конкурс по строительству дороги в Саудовской Аравии.
Его суть - построить 520 км дороги со всей инфраструктурой (включая 20 верблюдопереходов) за 800 млн долл. В России же в прошлом году стоимость строительства 53-километровой ветки в Березниках, где образовался провал грунта, составила 8,9 млрд руб.. До этого строили ветку в обход зоны затопления Бурейской ГЭС - 29,3 км за 5,87 млрд руб. Получается, что за рубежом построить километр дороги обходится в 1,7 млн долл., а у себя в России -- более 7 млн долларов.
Впрочем, эксперты полагают, что адекватный анализ издержек невозможен. «Естественные монополии являются также монополистами и на информацию, -- говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. -- Все думают, что государство может как-то регулировать издержки. Я по своему опыту скажу: это невозможно. Ведь вся информация о работе ОАО -- коммерческая, техническая, узкоспециализированная. И из-за этого они какие хотите цифры могут нарисовать».
Г-н Николаев полагает, что рецептов у правительства по сдерживанию инфляции сейчас два. Первый -- отменить принятое в прошлом году постановление об ускоренной индексации тарифов в 2008--2010 гг. Именно этот документ, определяющий тарифную политику, по его мнению, и является основной причиной столь серьезной инфляции в стране. Поэтому, считает г-н Николаев, нужно повышать тарифы по минимуму.
Второй -- стимулирование конкуренции в тех сегментах, где это возможно. Ведь развития того же рынка железнодорожных перевозчиков, о чем говорится каждый год на совещаниях по реформированию отрасли, нет. Перевозчик в стране один -- РЖД, конкуренция есть лишь среди операторов. Руководство РЖД не заинтересовано в конкурентах, а чиновники идут у него на поводу. Более того, РЖД пытается расширить свое влияние и на вагоностроение, и на тепловозостроение. И ФАС, как ни парадоксально, не противостоит этому процессу. Аналогичная ситуация складывается и с «Газпромом», который ведет экспансию чуть ли ни во все сегменты промышленности.
Но и в электроэнергетике, которая едва только разделилась на конкурентные и монопольные виды бизнеса, темпы роста тарифов пока не снижаются. Обусловлено это тем, что реальной конкуренции в отрасли пока нет. Ведь компании были приобретены частными структурами совсем недавно, различные сговоры между новыми хозяевами энергокомпаний налицо (начиная от покупок активов на аукционах РАО и заканчивая четким ограничением территории деятельности), кроме того, частникам необходимо срочно вернуть миллиардные инвестиции в условиях резкого подорожания топлива для электростанций, а сделать это можно исключительно путем лоббирования роста тарифов.
Правда, Анатолий Чубайс в самом начале реформирования отрасли предупреждал, что возможен двукратный всплеск тарифов после либерализации цен. При этом он допускал, что затем в результате конкуренции произойдет некоторая коррекция. Но уже сейчас ясно, что этого не будет. Прежде всего потому, что реально не удалось создать конкурентный рынок. И выход на ближайшую перспективу один -- держать тарифы в государственных "рамках", по крайней мере, до того момента, когда удастся создать начальные условия для реального соперничества участников электроэнергетического рынка.
Но сделать это будет сложно хотя бы потому, что газ, согласно нынешним планам правительства, в России продолжит сильно дорожать. Г-н Новиков вчера заявил, что до 2011 года ранее утвержденный уровень роста тарифов на этот вид топлива изменяться не будет. То есть со следующего года раз в полгода газ будет дорожать примерно на 13%. А с 2011 года, как известно, цены будут устанавливаться по формуле в зависимости от мировой цены. «То, что касается перехода на 2011 год: по нашим ощущениям, резкого скачка тарифов на газ может не быть. Изменение цены с 2010 на 2011 год будет не сильно отличаться от нынешнего», -- заявил г-н Новиков. Это заявление выглядит весьма странно.
Ведь известно, что, по прогнозам от 2006 года, внутрироссийская цена газа в 2010 году должна составить 110 долл. за тыс. кубометров, а в 2011-м с учетом перехода на формулу цены -- 125 долл. за тыс. кубометров. Этот прогноз был сделан исходя из мировых цен 154 долл. за тыс. кубометров. Сейчас же они составляют без малого 400 долл. Нетрудно посчитать, сколько может стоить газ, если правительство действительно решит перейти к равнодоходности поставок «Газпрома» на внешний и внутренний рынок, и насколько сильным будет скачок цен на границе 2010-го и 2011-го гг.
Таким образом, сейчас перед правительством стоит выбор: либо продолжать бездействовать в тарифной сфере, либо вернуться к «ручному управлению» при установлении цен на услуги естественных монополий на период становления по-настоящему антимонопольной службы. Либо, если тарифы властям неподвластны, хоть что-то сделать с "монетарной инфляцией".
Комментарии