Рецепт выживания. Вариант Лужкова
Практически каждый из нас стал заложником глобального кризиса. Вокруг каждого изменились обстоятельства жизни - причем не в лучшую сторону. Реагируют все по-разному: одни срываются, начинают пить, пытаясь таким образом абстрагироваться от беспощадной действительности.
Другие мучительно ищут пути выхода из ситуации. Но кризисы в истории человечества случались много раз, и каждый раз человечество из него как-то выходило. Универсального рецепта сохранения психологического равновесия пока
не придумано, тем не менее мы решили «встать на плечи гигантов» - обобщить опыт знаковых людей своего времени, которые помогли народу сохранить присутствие духа и решить внезапно возникшие проблемы. Начать мы решили с мэра российской столицы...
Формула сопротивления
Лужков был выбран нами в силу целого ряда причин. Во-первых - и самое главное - он мэр города, в котором мы живем. Во-вторых, на фоне остальных городов и мегаполисов Москва в этот кризис смотрится как эталон стабильности. Значит, и у мэра, и у городских властей выработана технология противостояния кризису, некая «формула сопротивления». Которая, не исключено, была выстрадана после того, как команда мэра перебрала массу вариантов. Ну и в конце концов почему бы не поучиться у людей хорошему и полезному? Итак...
Лужковскую формулу «выживания и противодействия» мы решили почерпнуть из им же написанных книг. Тем более что сам мэр большой тайны из этого не делал. Вообще книг у Лужкова много, но, проштудировав большинство из них, мы выбрали две наиболее приближенные к теме: «Законы Лужкова» и «Российские законы Паркинсона». Пролистав их, мы были приятно удивлены: практически каждая глава из этих книг представляет собой готовый закон выживания - в приложении к кризису, конечно...
Закон первый. «Спокойная сила»
В свое время дружественные президенту Ельцину СМИ травили Лужкова так, что «мама, не балуй». Фактически это была первая в России массовая пиар-кампания по дискредитации управленца такого уровня. Акция была беспрецедентной по всем параметрам - ложь, оскорбления и инсинуации лились в сторону мэра бурными грязными потоками. На мэра натравили телеторпеду, который выпрыгивал из всего, что на нем надето, чтобы вывести Лужкова из равновесия, лишить его устойчивости, заставить сорваться и совершить непростительный промах... Первое время Лужков потерялся - ему откровенно навязывали игру, которой он не знает. По словам очевидцев, «мэр ощущал себя так, будто на хорошо знакомом ему футбольном поле против него затеяли метание молота, городки и стендовую стрельбу». Кстати, за последние полгода многие из нас именно в такой ситуации и оказались. Кого-то сократили, кого-то понизили, кто-то вообще остался без средств к существованию. Мало того что нас всех торпедировал кризис, на кого-то наверняка и местечковую «торпеду» науськали - чтобы быстрее и без проволочек расправиться с неугодным подчиненным...
В тот переломный момент Лужков, по его словам, вспомнил старого зэка, с которым по молодости судьба свела в студенческом стройотряде. И сразу понял, по каким правилам с ним играют. И сделал первые выводы, которые мы рекомендуем сделать и вам. Приглушите первые эмоции и постарайтесь понять правила игры, по которым с вами играют либо сама жизнь, либо ваши недоброжелатели. Раскиньте мозгами и нащупайте свой метод противодействия ситуации. Методом дедукции, индукции или чего там еще - у каждого наверняка есть свой способ выработки и принятия решений.
Лужков тогда свой метод нащупал. Он взял и... успокоился. Причем как-то сразу. «Поведение его вроде бы не изменилось, - вспоминают очевидцы. - Он так же проводил пресс-конференции, вчинял иски, но это был уже другой Лужков. Вернее, прежний. Улыбчивый и легкий на язык, без камня на душе».
Так что успокойтесь и станьте прежними - при условии, что прежние стандарты вашего поведения устраивали и вас самих, и ваших коллег, и тех, с кем вам по долгу службы приходилось работать, - клиентов, заказчиков и так далее. Скиньте со своей души камень.
Собственно говоря, здесь нет ничего нового. Как говорили древние: если не можешь изменить саму ситуацию, измени свой взгляд на нее. Просто Лужков продемонстрировал это наиболее ярко, вот и все. Он стал живым воплощением слогана, придуманного Жаком Сегела: «Спокойная сила». Суммируя все вышесказанное, выводим первый закон выживания: измените свое отношение к происходящему (при всей его чудовищной несправедливости) и станьте живым воплощением «спокойной силы» - как Лужков. И увидите, что все вокруг вас не так уж и плохо. И жизнь, возможно, наладится в самое ближайшее время.
Закон второй. Во всем ищите интересные моменты
«Работа человека - его судьба». Это тоже фраза Лужкова. «Особенно если эта работа - по всем статьям твоя, - любит добавлять мэр. - Твоя специальность, твое увлечение, твоя любовь. И потеря такой работы - настоящая драма, утрата важнейшей части жизни...» От себя добавлю - драма, но не смерть. Конечно, можно вообще дойти до маразма, драматизируя ситуацию, но у нас-то цель другая... И если произошло то, что произошло, надо, по мнению мэра, «найти свой интерес в работе», увидеть в ней какие-то светлые моменты. Путь Лужкова тоже не был усыпан розами с самого начала. Сразу после института его «сослали» на нелюбимую работу - не на крупный нефтезавод, как он мечтал, а в институт пластмасс, который ему «сразу показался забегаловкой с котелковым производством и полукухонными технологиями». «Тем не менее я довольно быстро нашел интерес в работе, начал заниматься совсем новым делом - производством смол, - вспоминает Лужков. - Это производство было создано после ряда драматических неудач и тем не менее успешно работает до сих пор...» Так что второй закон тоже прост и понятен: во всем ищите интересные моменты. Поверьте, такие моменты есть поистине в каждой работе - и у грузчиков, и у поваров, и у каменщиков, и у тех, кто стоит за конвейером. Просто надо проявить немножко наблюдательности, любознательности и изобретательности, чтобы увидеть то, что не лежит на поверхности.
«В моей жизни у меня никогда не было неинтересной работы», - заявил Лужков в своих советах. И только в ваших силах сделать так, чтобы и в вашей жизни ее не было тоже!
Закон третий. Рискуйте!
То, что московскому мэру зачастую приходится выступать в роли кризисного менеджера, - факт общеизвестный. Сам Лужков с удовольствием вспоминает свою работу в НИИ в конце года, «когда годовой план оказывался под угрозой, все горело и начинался хаос». «Именно в этот момент мне было наиболее интересно управлять и всей организацией, и производством», - вспоминает городской голова. Но мало кто знает, что мэр много раз в такой работе скользил по лезвию ножа. Сама судьба часто предлагала ему выбор: «Или грудь в крестах, или голова в кустах». Причем такую ситуацию зачастую инспирировал сам мэр. И практически всегда выигрывал. Особенно тогда, когда существующее положение вещей его кардинально не устраивало. Сейчас уже мало кто помнит, что во времена махрового застоя всю техническую интеллигенцию Москвы выгоняли работать на плодоовощные базы. Лужков решил положить конец всему этому безобразию. Произвел необходимые расчеты, попросил у Госплана денег для того, чтобы освободить московскую интеллигенцию от этого оброка. Н. И. Рыжков на просьбу Лужкова наложил резолюцию: «Выделить деньги. Если не получится, освободить от должности». Такая тогда была кадровая политика. Но Лужков не сдрейфил и не отыграл назад. Начал наводить порядок на овощебазах. На него сразу же обрушился водопад жалоб. Ситуация закачалась. Но первой же зимой базы сумели отказаться от привлечения людей по разнарядке, и Лужков снова оказался на коне.
Вывод: никогда не бойтесь рисковать. При условии, конечно, что этот риск просчитан и оправдан - как у Лужкова. Кризис - это ведь не только опасности, но и возможности, как любит повторять сам мэр. Вот и используйте эту возможность - причем на полную катушку. И если все хорошо продумаете - не только не проиграете, но еще и на коне окажетесь.
Закон четвертый. Реши проблему любой ценой
Этот закон я вывел из российских законов Паркинсона, которые опять же сформулировал сам Лужков. Много раз выезжая по роду деятельности на Запад, он заметил, что европейцы стараются решить поставленную перед ними задачу любой ценой. Да, зачастую по шаблону, по стандарту, без нашей российской смекалки и выдумки. Но главная установка европейца - решить-таки любой, самый сложный вопрос. «У нас веками воспитывалась другая философия, - с некоторой грустью трактует мэр. - Если поставлена задача, надо найти мотивы, чтобы не решать ее. «Невозможно» - самое сладкое слово в отечественном лексиконе. Ты еще не договорил, а тебе уже отвечают: нет, не получится...» Излишне говорить, что ничего, кроме острого раздражения, у начальства такой ответ не вызовет. А если вы ответите ему таким образом на поставленную задачу раз этак пять или шесть, то совершенно нормальной реакцией любого руководителя будет жгучее желание подыскать вам замену. Поэтому совет: никогда не отказывайтесь выполнять самый дурной приказ начальства. Тем более выполняйте приказ адекватный. Даже если начальник новый и «не в теме», сначала попытайтесь выполнить то, что он требует. Возможно - любой ценой. А уж потом, если подвернется минутка, объясните ему, насколько тяжело вам было это сделать. И тогда у вас есть реальный шанс сформировать в сознании начальника очень полезный для вас стереотип собственной незаменимости. Да и проблема опять же будет решена - поди плохо?
Закон пятый. Лучше медленно, но хорошо, чем быстро, но плохо
Практика и жизнь показывают, что безоглядно вставать на плечи гигантов - не самый верный путь. Иногда просто губительный. Например, тот же Карнеги считает, что ошибочное, но быстро проведенное управленческое решение все же предпочтительнее, чем по сути верное, но вяло и бездарно исполненное. Кстати, именно этой стратегии много лет придерживались наши младореформаторы - Гайдар, Чубайс и иже с ними. Это они в темпе шторма проводили свои шоковые реформы, которыми чуть было не уреформировали страну до полусмерти. Лужков же всегда придерживался диаметрально противоположной точки зрения. «Ошибка есть ошибка, - считает мэр. - И моя управленческая формула такова: если ты сделал работу быстро, но плохо, никто не вспомнит, что быстро, но все будут помнить, что плохо. Если сделал медленно, но хорошо, никто потом тебя не упрекнет, что сделал медленно. Но все будут говорить: он сделал хорошо...»
К этому совету добавить решительно нечего.
Закон шестой. «Только трактор на себя грязь наматывает»
Ни один нормальный человек не любит заниматься самокритикой - это общеизвестно. Лужков - не исключение. «Только трактор сам на себя грязь наматывает», - любит повторять он. И тем не менее предлагает провести четкую линию водораздела между самобичеванием и объективным анализом допущенных ошибок. «Уметь объективно проанализировать и оценить, что получилось, что не получилось, - это не только возможная, но и совершенно обязательная вещь, - считает городской голова. - Иначе в оценках своих результатов ты переходишь в виртуальную область, а это чрезвычайно рискованно. И вообще - дорога руководителя усеяна больше ошибками, чем достижениями...»
Вывод: не будьте тракторами - не наматывайте на себя грязь. Но при этом не бойтесь анализировать собственные ошибки, чтобы в дальнейшем не совершать новых. Только так можно добиться успеха на работе и уважения в обществе, что будет являться некоей гарантией защиты от внешних потрясений и прочих «подарков судьбы».
...Сегодня, «постояв» немного «на плечах» Лужкова, мы вывели несколько законов, которые могут помочь вам справиться с невзгодами и вызовами судьбы в кризисное время. В следующий раз мы «встанем на плечи» другого гиганта мысли, советы которого помогли его народу сохранить присутствие духа в не менее страшные кризисные времена. Им будет потомственный герцог Мальборо, премьер-министр старой доброй Англии, «английский бульдог», опора и надежда нации, сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль.
Комментарии
Кризис - это ведь не только опасности, но и возможности, как любит повторять сам мэр. Вот и используйте эту возможность - причем на полную катушку. И если все хорошо продумаете - не только не проиграете, но еще и на коне окажетесь.
Эт аксиому-знает любой-""твой конец-это чье то начало""-только надо посмотреть -""конец у миллиона-а начало единицы""
То есть, ко всему прочему - надо ещё вовремя уйти.
Своими ногами, а не ждать, когда тебя вынесут вместе с креслом на потеху "друзьям".
градоначальника?