Человеческий мозг нуждается в ужастиках

На модерации Отложенный Впервые о Лохнесском чудовище заговорили в 1871 году, когда некий господин Макензи подумал, что увидел на туманной поверхности озера Лох-Несс в Шотландии нечто, странно передвигавшееся и менявшее скорость, и на основании этого предположил, что в водах доселе неизученного озера обитает чудовище. Так сложилась легенда, прекрасно ужившаяся в так называемом коллективном воображении. И чудовище (Несси, как его любовно называют) вызывает все большую симпатию. Доказательством этого стал успех очередного американского фильма, получившего название The Water Horse: legend of the deep, "Мой домашний динозавр" (Sony Columbia Pictures), эта картина несколько дней назад появилась в итальянском прокате. Поскольку эта лента будет пользоваться популярностью и в Италии, она вновь распалит дискуссии между теми, кто верит в существование чудовища, и теми, кто не верит.

История Несси в любом случае интересна с научной точки зрения, или, по меньшей мере, поучительна.

Поскольку у меня была возможность тщательно изучить документы, я начну с твердого заявления, что чудовища нет и, вероятнее всего, никогда не было. Быть может, речь шла об огромной рыбе. Что же касается так называемых доказательств, то существуют только фото, явно поддельные, на которых имеются странные пятна, немного пены, и ничего более существенного. Этого на самом деле очень мало, чтобы говорить о конкретных доказательствах. Однако у нас есть многочисленные рассказы очевидцев. Многие из них утверждают, что видели нечто. Два натуралиста, сэр Питер Скотт и Роберт Райнз, подумали, что чудовище – это вид тюленей, и подарили ему научное название Nessiteras rhombopteryx. В любом случае, каждому здравомыслящему человеку очевидно, что никакое животное не может долго жить в одиночку и следует предположить существование небольшой популяции чудовищ, а таковую наверняка удалось бы идентифицировать.

Кроме того, с течением времени она должна бы оставить биологические следы своего существования.

Но главная загадка заключается в том, почему так много людей (даже не беря в расчет тех, кто напрямую заинтересован в доходах от местного туризма) продолжают верить в существование чудовища, и, самое главное, почему многие утверждают, что видели его собственными глазами. Тут может помочь этологический феномен, который называется "создание модели поведения", суть которого заключается в том, что если хищник специализируется на охоте на дичь, то потом он способен искать ее там, где неспециалист никогда ее не найдет. Достаточно нескольких признаков, немногочисленных зацепок, и этот хищник как будто бы видит ее, как будто бы вычленяете из контекста. И мы, люди, умеем поступать аналогичным образом. И вот, если мы пойдем на озеро, преисполненные надежды и запечатлевшие в своем воображении определенный образ, то будет достаточно немного странного пятна, еще чего-то, мелькающего поодаль, и мы, вне всякого сомнения, подумаем, что действительно видели это чудовище, потому что мозг нарисует его изображение. Всем случалось когда-либо увидеть "нечто", а, подойдя поближе, понять, что это совсем не то, что мы думали.

Поэтому можно даже утверждать, что чудовище в определенном смысле существует, и ошибка кроется лишь в декорациях, в которые мы хотим его поместить, в озеро Лох-Несс, в то время как его настоящий дом – это наш ментальный кукольный театр. Если таких театров много, тем лучше. Как написала Айрис Мердок: "История правдива, если достаточное число людей готово в нее поверить". Наше существо появилось именно таким образом, и, следовательно, в данном случае речь идет о человеческой этологии.