Аргентинское танго и контактная импровизация - секс без интима
На модерации
Отложенный
Аргентинское танго и контактная импровизация — два разных по философии, но сходных по результатам подхода к оживлению собственного тела
Встретила вчера на улице подругу - выглядела она на все сто. Оказалось, скоро выходит замуж, да и ребенок на подходе. На вопрос, где нашла мужа, недоуменно воскликнула: «Ну как же? На танго! Помнишь, ты к нам приходила?» И я припомнила вечеринку с аргентинскими гостями в полутемном зале и очень скромного юношу, который вел мою знакомую, наступая ей на ноги. «Ха! Где теперь тот скромник? Бабы на него вешаются, начальником перед Новым годом сделали. Он теперь себя носит - видела бы как!»
Другая подруга, изнывавшая под грузом не столько лишнего веса, сколько тяжких дум о нем, была силком отправлена на тренинг контактной импровизации, после чего ее ночные звонки-жалобы прекратились. Зато недавно она звонила с семинара в Гватемале, куда со своим английским бойфрендом поехала заниматься своими странными танцами. «Мне тут понравился один бразильский актер. Но он черный. Как ты думаешь?» - шептала она мне в трубку. А я думала: «Бог мой, ты еще недавно стеснялась спросить, как пройти к метро».
Тело городского человека, как правило, находится в плачевном состоянии. Хозяин не обращает на него внимания. Проблему взаимоотношений личности со своим внешним видом и с противоположным полом походы в спортзал не решают. Вопросы «Кто я?», «Почему я себе не нравлюсь?», «Могу ли я понравиться кому-то?» повисают в воздухе. Мужчина стесняется себя и боится подойти к женщине, хотя она нравится ему до дрожи. Женщина ведет себя точно так же. Оказывается, их проблему могут решить социальные танцы - технически сложное танго и простая как мычание контактная импровизация.
Любой танцкружок подобен секте. Он засасывает. Становится альтернативой повседневной жизни, твоей маленькой тайной. Новые люди разделяют твои новые убеждения. Ты знакомишься с идеологией выбранного танца, погружаешься в его субкультуру.
Танго и контактная импровизация - это как черное и белое. Человек, танцующий танго, в ужасе отшатнется при виде «контактников»: их танец без правил и иногда без музыки его шокирует. «Контактник» же, приемлющий все виды танцев, лишь усмехнется, если предложить ему зайти на милонгу (танго-вечеринку). Но при всех различиях оба эти вида движения прямиком ведут к одному - примирению со своим телом, своей сексуальностью и противоположным полом.
Танго
Аргентинская энергия
В маленьком симпатичном полуподвале аргентинские тангеры Пабло и Ноэлия учат женщин двигаться. «Вытяните руку, как будто она начинается от уха. Сделайте шаг и почувствуйте, что нога начинается от груди». Ноэлия - фарфоровая нимфа девятнадцати лет с аппетитной попкой и идеальной грудью. Она тренирует лет с пятнадцати, а танцует танго с раннего детства, что не удивительно: в Буэнос-Айресе считается, что местным танцу учиться не надо, он у них в крови.
Аргентине танго - танец народный, танец воров и проституток, вульгарный и утонченный в своей сексуальности. В России танго - способ встряхнуться, «расправить спинку». Русских женщин учить нелегко, говорят тренеры. Они феноменально зажаты. Из группы в 20 человек музыку слышат от силы трое. Отчетливый, предсказуемый ритм танго им никак не дается, тела движутся произвольно. Аргентинцы предлагают очень простые упражнения. Например, пройти по залу так, чтобы «энергия шла впереди», а тангера следовала бы за ней. Внешне это напоминает походку пантеры. Медленно перенося вес с одной ноги на другую, девушки крадутся из дальней части зала к зеркалу. Многие уже делали что-то подобное в детстве, играя в диких кошек, но подзабыли.
«Напряжение в теле и энергия в танце - это две разные вещи, - убеждает женщин Пабло. - Энергия возникает при переходе из одного движения в другое. Равновесие не в том, чтобы тело вытягивалось в струнку и напрягалось. Чувствуйте свое тело и тело партнера. Если тангера заблокирует хотя бы одну часть своего тела, ее тангеро почувствует удар». Речь постоянно идет о «чувстве тела», ощущении себя как единой пластичной субстанции.
Двойное следование
Те, кто ходит на милонгу, в упоении рассказывают о переменах в ощущении себя. Первое и главное - женщина перестает вздрагивать от случайных прикосновений. Она привыкает к тому, что физическая близость не всегда означает агрессию. На милонге партнеры меняются дамами. В этом смысл народного танго: научиться гармонично двигаться с разными партнерами. Социальные танцы созданы для тренировки навыков общения.
«Танго с психологической точки зрения - иллюстрация отношений мужчины и женщины, - говорит руководитель клуба аргентинского танго La Milonga Александр Вистгоф. - Игра, в которой есть определенные роли. Мужчина инициирует эту игру, женщина ему отвечает. На занятиях мужчина учится вести, женщина - следовать. Происходит то, чего в обычной жизни практически нет».
В тактике «двойного следования» мужчина предлагает, женщина отступает, приглашая, и мужчина идет за ней. Когда па наконец выходит, у пары рождается чувство эмоционального контакта. Занимаясь долго, люди становятся раскованными, начинают слышать музыку, у них появляется эйфория и... привыкание. Тангеры могут бросать танцы, но всегда возвращаются, пусть и через несколько лет. Они приходят сюда, в танго-квартиру на Павелецкой, как в масонский клуб. Многие в школе танго уже переженились и родили детей. Сам учитель танца Александр Вистгоф нашел себе жену на милонге. С танго-фанатами нельзя говорить ни о каких других танцах - они хотя и сдерживают себя, но сердятся. Ей-богу, как сектанты. Впрочем, их можно понять: танго дало им все.
Насмотревшиеся фильмов
«Танго меняет и мужчину, и женщину: оно повышает самооценку, - комментирует Александр. - У нас люди проходят курс психологической реабилитации. Видели бы вы, какие заморыши к нам приходят!» Вистгоф имеет в виду мужчин. О женщине за весь наш долгий разговор он ни разу не отозвался иронически или пренебрежительно. По нему легко понять, что такое настоящий тангеро. «У нас женщины многое мужчинам позволяют, на все смотрят сквозь пальцы. Аргентинские женщины (и итальянки, которые на них похожи) могут плохо танцевать, они могут быть не очень симпатичными по сравнению с русскими, но они заставляют себя ценить. Для меня каждая поездка в Аргентину - это опыт обращения с девушкой в танце. Наш мужчина может толкать и дергать партнершу, использовать ее как подставку. Он может танцевать с чувством "Вот я какой красивый, а женщина нужна только для того, чтобы показать мою красоту". А русскому мужчине надо учиться танцевать для женщины, чтобы та раскрылась и дала ему что-то».
Часто люди приходят на первый урок танца, влекомые стереотипами: танго - это страсть, объятия, цветок в зубах. Иным нравится старая музыка или, наоборот, какой-нибудь Gotan Project. Кто-то раз сто посмотрел фильм «Давайте потанцуем» и решил, что в танцклассах сплошные Ричарды Гиры. А еще есть мода на социальные танцы, публикации в глянце и слово «милонга», которое звучит как приглашение в красивую жизнь.
Тангера Олеся Арчакова, преподающая в школе «Уроки танго», вспоминает свою первую милонгу: «Я хотела танцевать фламенко, но выбрала танго. Почему? Представь, ты видишь мужчину, с которым хочешь спать, и танцуешь с ним, едва касаясь его кончиками пальцев. Ты еще не дотронулась до него, но уже чувствуешь всю его энергетику. То, чего мне не хватало в отношениях мужчины и женщины в жизни, я получила в этом танце. Сбылись все мои девичьи мечты».
Только для взрослых
В танго-квартире La Milonga все женщины - принцессы в ожидании принцев. Одни уже многое пережили, другие - в преддверии драм. Типажи как на подбор: глаза большие, глядящие вдаль, губы неулыбчивые, брови с изломом, шеи лебединые, плечи острые и напряженные. Молоденьких почти нет. Как говорила одна тангера со стажем о слишком юной танцорке, «ей 18, ей нечего сказать в танго».
Действительно, танго - всегда надрыв. Встречаясь на три минуты, пока играет музыка, пара проигрывает историю любви и расставания. Ревность, тоска, измена, охлаждение, разрыв. Каждый думает о своем, но это свое у всех одно и то же. Быть несчастным по-своему, оригинально, по плечу поистине незаурядной личности, на милонгу же ходят люди предсказуемые. Тут не встретишь художника или артиста, зато красивых женщин из офиса - хоть отбавляй. «Уже по степени зажима можно определить, какую должность она занимает, - смеется Олеся. - Если руководящий состав, то вплоть до коленей своего тела она не чувствует».
В танго быстрее расслабляются женщины. Они начинают слышать музыку и правильно двигаться уже через полгода занятий. Мужчинам для постижения азов требуется в пять раз больше времени. Трудно сказать, что тому виной: психология восприятия или то, что с девушками чаще танцуют опытные партнеры (по личным причинам, конечно) и те, естественно, быстрее набираются опыта. Зато во взаимоотношениях полов в процессе обучения первыми оттаивают мужчины. Объятия с десятками прелестниц лечат их ум и тело. Женщина танцует, прижимается к партнеру, но не доверяет ему. Тело рвется на милонгу, а в груди все еще лежит снег. Поэтому женщины чаще бросают занятия, хотя сам танец дается им легче. Мужчины же задерживаются надолго.
«Бывает, люди с хорошими данными уходят, а с неважными - остаются, меняются, достигают высот, - говорит Вистгоф. - Мужчинам-танцорам мы даем возможность заниматься постоянно. Пришел, чуть-чуть потанцевал в своей группе, а потом пошел помочь группе начинающих. Он может общаться со множеством молодых девушек, обучать их - такая практика поднимает самооценку мужчины. И девушке приятно получить уверенного партнера.
Танго как секс, только без интимной близости. Вам не обязательно спать с женщиной, чтобы ее чувствовать. В мире есть множество пар, которые близки друг другу как партнеры, но не имеют интимных отношений. И танец вполне может заменять секс».
Мимо нас по кругу против часовой стрелки движутся пары. Мужчины наступают, девушки манерно отступают. «Корпус всегда впереди. Он дает энергию, потом следует шаг. Если вы просто шагнете, наступите девушке на ногу», - объясняет аргентинец Пабло. «Народ у нас не расслабленный», - качает головой Вистгоф. Половина девушек ходит в танго-квартиру исключительно в надежде на танец с ним. «Расслабление, как любая другая физическая активность, требует времени. Чтобы вы могли двигаться непринужденно, ваши мышцы должны привыкнуть к нагрузкам. Должны расслабиться бедра - у аргентинцев это очень заметно. И главное - расслабиться здесь, - Александр гладит пальцем висок. - А для этого должно пройти несколько лет».
Контактная импровизация
Коснуться собеседника
На уроке контактной импровизации (КИ) много знакомых лиц. Помнится, еще год назад они были сутулыми, зажатыми. А теперь полноватая мать двоих детей стала атлетичной Брунгильдой с талией и всеми остальными атрибутами, а юноша, не смевший глаз поднять на партнершу, Финистом - Ясным соколом.
Первым московским тренером КИ была Анджела Доний, от нее по сарафанному радио пошла по городу весть об удивительной практике. Тогда, в 2000 году, никто о подобном и не слышал - инновации до нас доходят медленно. КИ была разработана в начале 70-х американским танцором Стивом Пэкстоном. С тех пор в Европе и Америке она стала частью танцевально-двигательной терапии, стилем жизни, методом самопознания и учебной дисциплиной. «Не понимаю, почему контактную импровизацию не преподают в наших театральных училищах?» - возмущается актриса Елена Морозова. Она начала заниматься у Анджелы два года назад и буквально провалилась в метод, открыла для себя дверцу в волшебный мир, где все складно и ладно, усталости нет, зато есть непроизвольная улыбка от уха до уха и живое, бодрое тело.
Летом 2006-го мы встречались для интервью, и в ходе беседы я то и дело обнаруживала Ленину руку то у себя на плече, то на колене, то на шее. Теперь я, посмеиваясь, напоминаю ей это, а она отвечает: «Импровизация обращает наше тело и то, что мы называем умом, в детство, когда у нас не было вопросов, можем мы это сделать или не можем, боимся или не боимся. Детский опыт - он быстро возвращается. Тем более что никакой сложности в КИ нет. Потеря веса, потеря равновесия и зависание в этом процессе потери - ощущение полета. Улучшается здоровье и настроение, взаимодействие с людьми. Перестаешь бешено реагировать на прикосновения. Наоборот, очень хочется погладить партнера. Я себя поначалу ловила на том, что мне все время хочется трогать людей. Становиться с ними единым целым, а не просто разговаривать. Хочется с собеседником бегать и прыгать».
Без алкоголя и наркотиков
Описать контактную импровизацию словами непросто. В тишине сходятся два человека. Они прислоняются друг к другу, трутся спинами, опираются, пробуют партнера на устойчивость. Потом один может нагнуться, а другой - лечь ему на спину и как бы упасть с нее, причем первый последует за ним. И вот уже они оба катаются по полу, сплетаясь в клубок. Все это происходит медленно и грациозно. Лица танцующих абсолютно расслаблены, а сами они напоминают богов, кувыркающихся в облаках.
Обучение начинается с падения. Нужно научиться падать безболезненно, безопасно и с любой высоты. На первые занятия новички приходят в футболках с длинными рукавами, трениках и наколенниках. Только когда тело научится скользить по любой поверхности, можно будет перейти на открытые майки. Опытные танцоры выглядят великолепно - выходцы из тренажерных залов не выдерживают конкуренции: контактная импровизация дает гладкое, гармоничное, поджарое тело, в котором мышцы составляют общую картину, а не выпирают в отдельно взятых местах. И еще: «контактники» очень спокойны. Даже слишком. Что раздражает. Кажется, что эти люди принимают какие-то хитрые таблетки. Но нет, их лозунг: No sex, no drugs, no alcohol.
Наркотики и выпивка с замысловатыми па действительно не вяжутся, чего не скажешь о сексе. Меняясь партнерами, красивые люди приникают друг к другу, замирают в объятиях. «КИ - это просто танец без правил и стереотипов, а секс
социально обусловлен, - парирует психолог и тренер Александра Безроднова. - В нем множество стереотипов и повторяющихся движений. Конечно, человек может испытывать эротические переживания как побочное явление, но они не могут быть самоцелью. Целью является развитие личности».
Если на контактную импровизацию человек приходит в поисках пары для секса, это становится очевидно в первом же танце. Он принимает нелепые позы, люди отстраняются от него, и бедняга танцует в одиночестве, осознавая, насколько он озабочен. Выходов из ситуации два: тихо уйти навсегда или остаться и начать работать над собой. Второй вариант более популярен.
Честность тела
«Контактная импровизация проявляет личность, - говорит тренер Дамир Арсланов. - Человек в танце встречается с собой. Он обнаруживает свои характерные модели поведения, привычки, роли». «Тут главная задача - научиться за собой наблюдать, - подхватывает Александра Безроднова. - Люди не спят, они не бессознательно двигаются, наоборот, они очень внимательны к себе. Смысл не в том, чтобы отпустить себя и стать непредсказуемым, а в том, чтобы на фоне этой спонтанности контролировать ситуацию. Именно это дает возможность что-то изменить».
Дамир с Сашей, сменяя друг друга, подобно тем танцорам, что плавно падают и переворачиваются рядом с нами, рассказывают, как занятия изменили их жизнь. «Ты просто перестаешь делать ненужные вещи. Начинаешь делать только то, что нравится. Перестаешь себе врать. Если ты нечестен в танце, танец прекратится. Честность тела становится твоей повседневной честностью. Теперь ты можешь ответить себе на вопрос "Чего я хочу и чего не хочу?"»
«Пример - мой молодой человек. За время занятий похудел на 12 кг, при этом он ест не меньше, но прислушивается к телу. Начинает понимать, когда действительно голоден, а в какой момент просто закидывается едой от скуки. Он стал более расслабленным, более мягким, открытым, ушел с работы, которая ему не нравилась, открыл свою компанию, делает то, что ему хочется, и счастлив».
«В бальных танцах главное - выучить и правильно выполнять свою роль. В контактной импровизации нет ролей, ты ничего ни за кем не повторяешь, от тебя не ждут соответствующего поведения. На этом фоне твои роли особенно видны. Ты делаешь то, что соответствует твоим привычкам. Но менять роли - не цель КИ. Ее цель - пойти дальше этих ролей. Не избавиться от привычки, а научиться быть свободным, несмотря на эти привычки. Быть хозяином жизни».
«Раньше я чувствовала себя плохо в большой компании. Если не удавалось стать лидером, я уходила, потому что чувствовала себя неуместной. Мне казалось, что я должна делать что-то такое, что привлекало бы ко мне внимание. Теперь я поняла, что можно получать удовольствие, не принимая на себя никакой роли».
«В недавнем прошлом я офисный работник. Мне было интересно заниматься бизнесом, но в нем реализовывалась только голова, а тело тоже хотело быть задействованным. Мне дано тело, я не собираюсь уходить от него. Тогда почему я не чувствую его? Свой вес? Свой пол? Так спрашивал я себя. В одном осознании своего тела уже кроется удовольствие».
Движение в потоке
Занятие подходит к концу. В зале осталось от силы пять пар. Вот полная брюнетка сливается с худенькой блондинкой - пара совсем не обязательно должна быть разнополой. Импровизатор может танцевать даже со стулом, если ему угодно. Люди могут танцевать втроем, вчетвером - в зависимости от настроения.
Вот мужчина, только что танцевавший с одной девушкой, теперь лежит посреди зала с другой. Издали кажется, что пара беседует. Присмотревшись, понимаю: молодые люди аккуратно ощупывают друг друга с закрытыми глазами. Плечи, кисти рук, шея. Их пальцы наконец сплетаются, они затихают.
Вспоминаю, как Лена Морозова рассказывала мне о разных видах контактной импровизации: «Есть опыт с завязанными глазами, когда ты два часа ходишь на одних ощущениях. Я ездила на международный фестиваль в Израиль, там было много инвалидов, которые не считают себя инвалидами. Глядя на этих людей, я задавала себе вопрос: "Кто из нас болен?" Люди на колясках с церебральным параличом, с переломанным позвоночником танцуют, они живут в мире движения, скорости. Когда твое тело получает опыт, и ты начинаешь разговаривать с ними на одном языке.
На семинаре была девочка из Австралии, которая говорила: "Я уже четыре года не была дома". Спрашиваю: "Как же это получилось?" Отвечает: "Нахожу в интернете фестивали и езжу". - "А как же деньги?" - "Очень просто. Когда у меня заканчиваются средства, я надеваю свой костюм, выхожу на улицу". Эта девушка медленно передвигается по улице, присаживается, встает - что хочет, то и делает. И ей за это дают деньги. Тогда она находит следующий фестиваль и едет.
Сходства и различия
Контактная импровизация и милонга - два мира, две практики терапевтического танца, два подхода к воссоединению с собой. Их связывают внимание к телу и примирение с ним.
Только в танго у него есть миллион подсказок, которые оказываются жесткими правилами. А в КИ танцор предоставлен сам себе: он может поддаться на предложение партнера завалиться налево или кувырнуться направо, а может отказаться, безвольно стечь на пол.
В танго гендерные задачи четко определены: девушка красивая и податливая, мужчина ответственный и инициативный. В КИ инициатива перетекает от одного партнера к другому. Маленькая девочка может поднять здоровенного мужика, не используя мышечную силу. Как? Секрет, который раскрывается постепенно. Но говорят, что к пятому занятию ты уже можешь это сделать. В КИ новичка часто не отличишь от профессионала. В танго же умение приходит самое раннее через полгода упорных тренировок. На танго ходят офисные романтики, на импровизацию - искатели пути к себе, артисты, художники, всевозможные чудаки.
Отличия, непримиримые противоречия - все так. Но и тангеры, и импровизаторы повторяют одну и ту же фразу: «Я перестал вздрагивать, когда ко мне прикасаются другие люди». Значит, недоверие к миру ушло. Появилась любовь к телу. И спинной мозг начал работать, наряду с головным.
Комментарии