Российский средний класс - миф

На модерации Отложенный Средний класс в России - явление мифическое. Одни считают, что он уже есть, и дальше будет только расти, являя собой опору действующей власти и государства. Другие, напротив, полагают, что до его формирования еще далеко, а нынешние богатые являют собой симбиоз бывших бандитов и нынешних чиновников, и, соответственно, могут быть опорой только для себя самих. Истина, как водится, лежит посередине. О том, что такое средний класс в сегодняшней России, кого можно к нему отнести, каковы критерии отбора, и нужен ли он вообще, говорили эксперты в ходе сегодняшней пресс-конференции.

С достаточно оптимистичными оценками выступил руководитель Центра стратегических исследований "Росгосстраха" Алексей Зубец. По его мнению, сегодняшний средний класс составляет 20-35% от всего населения России. Такой подсчет основан на сугубо практическом подходе: страховой бизнес предполагает четкую дифференциацию по доходам, и именно этот критерий А.Зубец считает определяющим. Российский средний класс во многом повторяет европейский, ориентируясь именно на те ценности, что популярны в ЕС. Собственное жилье, машина, счет в банке, зарубежные поездки - ничего нового российские "средние" не изобрели. Разница лишь в том, что цена всех этих благ в Европе пока выше, чем у нас. Однако своя специфика все же присутствует: поскольку купить жилье по нынешним ценам в Москве могут лишь 5-7% граждан, основными атрибутами принадлежности к middle class в столице является наличие собственной машины и возможность выезжать за границу. Если эти две составляющие присутствуют, то внутренний градус напряженности у счастливчиков существенно снижается.

Напомним, согласно концепции развития России до 2020 года, разработанной Минэкономразвития, к среднему классу относятся люди с доходом свыше 6 прожиточных минимумов в месяц, имеющие автомобиль, банковские сбережения и регулярно отдыхающие за границей. Именно такие люди должны стать гарантией устойчивости российской демократии и дальнейшего экономического роста. Их доля к 2020 году достигнет 60%, прогнозирует МЭРТ. С этой оценкой согласен А.Зубец: по его мнению, наиболее активно будет расти количество тех, чей доход на семью составляет 25 тыс. долл. в год. При этом темпы роста числа сверхбогачей сокращаются. По мнению представителя "Росгосстраха", средний доход в категории middle составляет 3-5 тыс. долл. в месяц на семью. В провинции суммы, конечно, ниже: от 500 долл. на человека. Люди, имеющие эту сумму, могут покрывать основные потребности, о которых сказано выше.

Ему возражает руководитель отдела изучения доходов и потребления "Левада-центра" Марина Красильникова. По ее мнению, то, о чем говорит А.Зубец, попадает под определение "среднедоходные слои населения", но ни в коей мере не является средним классом. Ведь если подходить с сугубо материальными оценками, то многие в СССР тоже могли считаться таковыми: наличие машины существенно поднимало уровень семьи, поездки, пусть не за границу, но в Крым или Сочи - тоже. На самом деле, средний класс - понятие комплексное, и включает в себя целую гамму признаков. Прежде всего, это уровень образования, профессиональная квалификация, и главное - самоидентификация. У нас же сегодня человек, получивший диплом врача, что в развитых обществах равнозначно прямой дороге в средний класс, таковым не является. Уровень дохода и профессиональные перспективы медработников, увы, не позволяют надеяться на то, что он станет middle в скором будущем. Средний класс, по мнению М.Красильниковой, должен выполнять социальные функции, в частности, устанавливать определенные стандарты, а об этом сегодня нет речи. Следовательно, говорить о его формировании в России преждевременно.

Сегодня уровень доходов индивидуума во многом определяется государством, добавляет президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

Классом-гегемоном является бюрократия, которая формально имеет невысокие доходы. Такой средний класс не выполняет функцию носителя социокультурных стандартов, поддерживает он М.Красильникову. Кроме того, в "нормальном" обществе большая часть национального дохода должна быть сосредоточена в руках среднего класса, у нас же она находится у незначительной доли сверхбогатых.

Эксперт рассказал, что такое средний класс в западном понимании явления. Помимо вышеупомянутого, он в его нынешнем состоянии является своего рода ответом капитализма на марксистскую идеологию. Карл Маркс, создав свою теорию, не предусмотрел, что в один не самый прекрасный момент она победит на территории отдельно взятого государства Россия. Западный мир осознал возможные катастрофические последствия обнищания масс и начал интегрировать ту прослойку, что составляет сейчас его "львиную долю" и ту самую опору общества. Для этого капиталистам пришлось отказаться от принципа получения прибыли любой ценой, и, проще говоря, дать возможность жить и зарабатывать наемным работникам. Результат этого процесса, длившегося не один год, мы имеем возможность наблюдать, глядя на сегодняшних европейских middle, покупающих дома и машины в рассрочку, регулярно обновляющих мебель и бытовую технику, имеющих не одну страховку. Кстати, в Европе, в отличие от России, необычайно широк ассортимент товаров средней ценовой категории - добротных, качественных, не очень дорогих, но не "брендовых". Бренды там - привилегия высшего общества, middle ими не "болеют", считая, что ни к чему переплачивать за имя, если можно купить то же самое, в несколько раз дешевле, но без звучного ярлычка. У нас пока ассортимент всего и вся делится на две категории: для очень бедных (с соответствующим качеством и ценой) и товары для богатых. Последние, как правило, существенно переоценены. Вот пример из личной практики: сапоги, стоящие в Италии 60 евро, продаются в отечественном обувном салоне за... 12 тыс. руб. И ведь покупают! Но, судя по тому, что наш средний класс все-таки стремится к европейским стандартам, это издержки времени.

Как отмечает генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов, было бы неверным видеть в среднем классе исключительно аполитичный конгломерат, не желающий вдаваться в политические тонкости и не выдвигающий требований к властям. Да, многие представители среднедоходных групп населения находятся сегодня на периферии дискуссий о несправедливости государства по отношению к сирым и обездоленным. Многие из тех, кто сумел выбиться в середнячки из низов общества, имеют обостренное чувство справедливости и не боятся за себя постоять. В доказательство этого тезиса вспомним движение за права автомобилистов. Владельцы авто - люди по определению не бедные - умеют постоять за себя. С их подачи был оправдан водитель автомобиля, признанный виновным в гибели бывшего губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Этот прецедент, в свою очередь, лег в основу принятого позднее законопроекта, ограничивающего использование мигалок и спецсигналов власть предержащими.

Итак, когда наше общество приблизится к европейскому? По оценке А.Зубца, средний класс достигнет 60% через 7 лет по оптимистичному сценарию, через 12-15 - по пессимистичному. М.Красильникова считает, что достичь уровня в 500 долл. на человека действительно можно в обозримое время. Однако в депрессивных регионах и в Центральном федеральном округе (исключая Москву и область) с этим могут быть проблемы, добавляет М.Виноградов. В конечном итоге, по мнению экспертов, через четверть века мы будем жить, как европейцы. Ну, или почти как европейцы. Осталось дожить до этого светлого момента.