Чего ждать от избрания Джона Маккейна
На модерации
Отложенный
Джон Маккейн вчера гарантировал себе необходимое число голосов съезда Республиканской партии и стал де-факто первым полноправным кандидатом в президенты США. Анализом того, кто входит в его окружение, "Ъ" завершает публикацию путеводителя по командам советников претендентов на Белый дом (обзоры команд Хиллари Клинтон и Барака Обамы были опубликованы в "Ъ" в понедельник и вторник).
Двуликий кандидат
Джон Маккейн позиционирует себя в качестве убежденного критика администрации Буша. В нынешней ситуации любой кандидат в президенты США, который хвалил бы нынешнего хозяина Белого дома, был бы обречен на поражение. Особенно приходится стараться республиканцам. Среди всех республиканских кандидатов в президенты Джон Маккейн самый антибушевский, иногда его называют даже демократом в стане республиканцев. Более того, он самый давний противник уходящего президента США — он был его главным соперником на внутрипартийных праймериз восемь лет назад. Правда, в тот раз Джорджа Буша поддерживал весь республиканский мейнстрим, а Джон Маккейн был аутсайдером, который сумел прыгнуть выше головы и бросить вызов фавориту.
Благодаря своей "либеральности" Джон Маккейн самый избираемый из всех республиканских кандидатов. За него могут проголосовать не только республиканцы, но и независимые. Но при этом в самой партии он кажется почти чужеродным телом — он явно недостаточно консервативен. Именно поэтому то, что Джон Маккейн так скоро стал единоличным лидером во внутрипартийной гонке, на первый взгляд выглядит странным. Как простые республиканцы смогли поступиться собственными принципами и предпочесть того кандидата, который менее приятен им, но более приятен стране в целом? Однако если изучить состав команды Джона Маккейна, эти вопросы отпадают сами собой. Выбор в пользу господин Маккейна сделали вовсе не рядовые партийцы, а партийная элита. На антибушевского кандидата поставили самые влиятельные члены партии, в том числе ближайшее окружение Джорджа Буша, причем довольно давно — примерно за год до начала предвыборной кампании. Практически никто из республиканских тяжеловесов не поддержал настоящих консерваторов — Митта Ромни или Майка Хакаби. И теперь антибушевская риторика не мешает Джону Маккейну нанимать своими советниками ближайших сподвижников и даже наставников действующего президента.
Гости из прошлого
Политики, которых принято считать истеблишментом Республиканской партии, ее закулисными боссами, сплотились вокруг Джона Маккейна еще в начале 2007 года. О своей однозначной поддержке сенатора от Аризоны объявили почти все ныне живущие бывшие республиканские госсекретари: Генри Киссинджер (при президентах Никсоне и Форде), Александр Хейг и Джордж Шульц (при президенте Рейгане), Лоуренс Иглбергер (при президенте Буше-старшем) и Колин Пауэлл (при президенте Буше-младшем). К ним присоединились бывшие директора ЦРУ Джеймс Шлезингер и Джеймс Вулси, бывшие советники по национальной безопасности Брент Скоукрофт и Бад Макфарлейн. Такой поддержки ветеранов-тяжеловесов не имел прежде еще ни один кандидат в президенты. Все эти политики имеют грандиозный опыт и связи в деловых кругах, однако выглядят немного странно, являясь официальной командой советников кандидата в президенты. Дело в том, что совокупный возраст пяти главных советников Джона Маккейна составляет 402 года. Для сравнения: аналогичный средний показатель в команде Хиллари Клинтон — 310 лет, а в команде Барака Обамы — 260.
В связи со своим преклонным возрастом ветераны, конечно, не будут претендовать на посты в новом кабинете — и лишь будут влиять на политику нового президента извне. Впрочем, среди будущих советников президента Маккейна есть и такие, которые могли бы пойти на госслужбу, однако вряд ли будут туда приняты из-за противоречивой репутации. Дело в том, что в группу официальных советников Джона Маккейна входят почти все скандально известные идеологи неоконсерваторов.
"Неоконы" — крайне правое крыло в Республиканской партии, ратующее за глобальное переустройство мира, в котором США должна принадлежать главенствующая роль. Свой новый мир они называют "Новый американский век". США как единственной супердержаве, считают они, выпала роль вести мир к свободе и демократии, даже если мир поначалу этого не хочет — ради этого стоит применять и военную силу.
До сих пор "неоконы" считались немногочисленной, но крайне шумной группой в партии, добившейся успеха благодаря своему влиянию на президента Буша. Неоконсерваторами являлись многие чиновники его администрации первого срока, например шеф Пентагона Дональд Рамсфельд, его зам Пол Вулфовиц и советник Ричард Перл. Однако после провала иракской кампании Джордж Буш, оказавшись под огнем критики, уволил почти всех влиятельных "неоконов". Многим казалось, что с уходом Джорджа Буша неоконсерваторы навсегда покинут Белый дом и забудутся как страшный сон.
Однако неожиданно "неоконам" удалось найти общий язык с Джоном Маккейном. В группу его официальных политических советников входят двое самых авторитетных теоретиков-неоконсерваторов: главный редактор журнала The Weekly Standard Уильям Кристол (сын основателя неоконсерватизма Ирвинга Кристола) и сотрудник Фонда Карнеги Роберт Кейган. Эти люди имеют столь плохую репутацию, что вряд ли войдут в администрацию. Однако само их присутствие в штабе кандидата Маккейна означает, что идеология неоконсерватизма никуда не уйдет из американской политики. Между тем нынешней главной идеей "неоконов" является необходимость свержения режима в Иране.
Вице-президент
Подбор напарника по предвыборной гонке является одной из самых важных проблем его предвыборного штаба. Дело в том, что к моменту инаугурации Джона Маккейна ему исполнится 72 года и он перенес операцию по удалению раковой опухоли. Поэтому руководство Республиканской партии всерьез просчитывает план действий на случай, если Джон Маккейн не доживет до окончания срока президентских полномочий. Подбирая вице-президента, команда Джона Маккейна прекрасно понимает, что на самом деле выбирает вероятного президента. Кроме того, кандидатура номера два должна убедить избирателей в том, что в случае смерти президента преемником станет достойный человек.
Основных претендентов на этот пост три. Первый — афроамериканец Колин Пауэлл, госсекретарь в первый срок Джорджа Буша-младшего. Он мог бы стать идеальным вице-президентом, если соперником Джона Маккейном станет Барак Обама. Главная проблема Колина Пауэлла — в том, что ему самому 70 лет. Их выдвижение в тандеме будет явно напоминать избирателям пожилую пару Фидель Кастро—Рауль Кастро.
Другие претенденты на роль напарника Джона Маккейна — губернатор Миннесоты Тим Поленти и губернатор Флориды Чарли Крайст. Они оба ценны прежде всего не своими личными качествами, а штатами, которые они возглавляют. Оба крайне популярны в своих вотчинах, а между тем четыре года назад республиканцы проиграли демократам и в Миннесоте, и во Флориде. Сейчас партийное руководство надеется, что губернаторы обеспечат победу хотя бы в одном из двух штатов.
Чарли Крайст более харизматичен, и, кроме того, Флорида приносит больше голосов выборщиков, чем Миннесота, однако в партии ходят слухи, что губернатор гомосексуалист (ему 51 год, но он не женат и бездетен), а это для консервативного электората партии совершенно неприемлемо.
Тим Поленти, в свою очередь, слишком часто критикует Джона Маккейна, например он выступает против предоставления права на работу нелегальным иммигрантам. Впрочем, в Республиканской партии это является даже плюсом — он может уравновесить чрезмерный либерализм Джона Маккейна. Кроме того, Тим Поленти является одним из первых губернаторов, поддержавших выдвижение сенатора Маккейна, и занимает пост сопредседателя его штаба.
Госсекретарь
На ключевую должность госсекретаря в команде Джона Маккейна также три претендента. Кто из них займет этот пост, зависит от того, какое из направлений в Республиканской партии возьмет верх. Если более влиятельными окажутся неоконсерваторы, тогда внешней политикой США будет заведовать Джеймс Вулси, бывший директор ЦРУ и самый молодой в группе ветеранов, поддержавших Джона Маккейна.
Господину Вулси всего 66 лет, однако он успел поработать почти во всех администрациях США, начиная с президента Джимми Картера. На заре своей чиновничьей карьеры он считался демократом. А до этого, являясь кадровым военным, Джеймс Вулси входил в состав почти всех американских делегаций на переговорах с СССР. Переговоры о подписании ДОВСЕ (Договора об обычных вооруженных силах в Европе) Джеймс Вулси вел в ранге главы делегации.
А в 1998 году он стал одним из основателей неоконсервативного "Проекта за новый американский век". В том же году он был среди подписавшихся под письмом президенту Клинтону, авторы которого требовали свержения режима Саддама Хусейна. Билл Клинтон тогда ограничился лишь бомбардировкой Ирака. 11 сентября 2001 года Джеймс Вулси был первым экспертом, который в эфире CNN заявил, что за терактами стоит Саддам Хусейн.
Главным соперником Джеймса Вулси в борьбе за пост госсекретаря является Ричард Армитедж — он является кандидатом от более умеренных сил в Республиканской партии. В первый срок президента Буша господин Армитедж был заместителем госсекретаря Колина Пауэлла и до сих пор считается его правой рукой. Трудоустройство Ричарда Армитеджа напрямую зависит от перспектив бывшего начальника. Он имеет шансы возглавить госдеп, только если Колин Пауэлл не станет вице-президентом — чтобы не было излишнего усиления "умеренных".
Как и Колин Пауэлл, Ричард Армитедж пришел в дипломатию из армии. Впрочем, в отличие от бывшего шефа он считается человеком прямым и бескомпромиссным. К примеру, осенью 2001 года он убедил президента Пакистана Первеза Мушаррафа присоединиться к антиталибской коалиции следующими словами: "Или вы будете с нами, или мы разбомбим вашу страну так, что она мигом вернется в каменный век".
Несмотря на репутацию "умеренного", Ричард Армитедж также был одним из подписантов письма Биллу Клинтону с требованием разбомбить Ирак — именно авторы послания впоследствии и составили костяк администрации Буша. Кроме того, именно Ричард Армитедж в 2004 году слил в прессу информацию о том, что жена посла США Джозефа Уилсона Валери Плейм является агентом ЦРУ и своей карьерой господин Уилсон обязан ей — таким образом администрация Буша мстила Джозефу Уилсону за обвинения в фальсификации разведданных при подготовке войны в Ираке.
Третий кандидат на пост госсекретаря имеет шанс стать компромиссной фигурой в выборе между "ястребом" Вулси и "голубем" Армитеджем — это Роберт Зеллик, нынешний президент Всемирного банка. В первый срок Буша он был торговым представителем США, а затем работал заместителем госсекретаря. К тому же он имеет опыт взаимодействия с крупным бизнесом (к примеру, работал в компании Enron). Если господин Зеллик возглавит госдеп, то два первых кандидата могут быть трудоустроены на другие посты в кабинете. К примеру, может рассматриваться комбинация: госсекретарь Зеллик—министр обороны Армитедж—директор ЦРУ Вулси.
Советник по национальной безопасности
Один из самых давних политических советников Джона Маккейна — Рэнди Шенманн. Он был его политическим советником еще в 2000 году, когда сенатор впервые пробовал выдвигаться в президенты. Господин Шенманн также стоял у истоков "Проекта нового американского века" (был его исполнительным директором), а также возглавлял Комитет за освобождение Ирака — эта общественная организация была создана после терактов 11 сентября 2001 года и доказывала, что главной угрозой для США является Саддам Хусейн, который должен быть свергнут. Почетным председателем комитета были сенаторы Джон Маккейн и Джо Либерман, а членами являлись такие видные неоконсерваторы, как Джин Киркпатрик, Роберт Кейган, Уильям Кристол, Ричард Перл и Джеймс Вулси.
Еще в 1998 году, работая в аппарате сената, господин Шенманн стал одним из авторов закона об освобождении Ирака, в соответствии с которым США выделили $98 млн на свержение режима Саддама Хусейна — эти деньги достались Иракскому национальному конгрессу Ахмада Чалаби (оппозиционной организации в изгнании) и, как выяснилось позже, были разворованы. В 2001 году господин Шенманн работал помощником министра обороны Дональда Рамсфельда, а затем перешел в Американский комитет содействия НАТО, где являлся лоббистом и консультантом ряда стран Восточной Европы, желавших вступить в Североатлантический альянс. Его тогдашними клиентами СМИ называют Латвию, Румынию и Македонию.
В последние годы Рэнди Шенманн работал советником правительства Грузии. Он публично выступал с критикой властей США, обвиняя их в недостаточном отстаивании интересов Тбилиси. В 2006 году он раскритиковал Кондолизу Райс за поддержку российского текста резолюции СБ ООН по Абхазии в обмен на согласие Москвы на резолюцию по Северной Корее. "Райс поддержала пустую и слабую корейскую резолюцию и продала грузин",— возмущался он.
Новая политика
Несмотря на то что Джон Маккейн усиленно критикует Джорджа Буша, он станет его преемником во всех смыслах. Сенатор от Аризоны обещает не выводить войска из Ирака, а продолжать операцию до победного конца. Кроме того, за последний год он отказался почти от всех своих новаторских предложений, которые контрастировали с политикой нынешней администрации. Он даже почти перестал критиковать нынешние власти за применение пыток против подозреваемых в терроризме, хотя это всегда было его коньком, так как давало возможность напомнить, что он сам был военнопленным во Вьетнаме.
Во внешней политике Джон Маккейн может стать еще большим неоконсерватором, чем его предшественник. Ведь даже требование исключить Россию из "восьмерки" является не собственным изобретением сенатора Маккейна — идеолог "неоконов" Ричард Перл твердит об этом уже пять лет. При этом Джон Маккейн наиболее предсказуемый будущий хозяин Белого дома, так как его команда хорошо известна за рубежом. К примеру, уже больше года важные переговоры с российскими властями по самым деликатным вопросам, включая ПРО и ДОВСЕ, ведут не только представители администрации Буша, но и 85-летний экс-госсекретарь Генри Киссинджер. Уже более 30 лет он не занимает никаких постов в американской администрации и не может являться ее представителем. Зато в последние месяцы регулярно путешествует по стране и агитирует за Джона Маккейна.
Комментарии