Самые всенародные президенты. Наш - всего лишь двадцать второй

На модерации Отложенный

В связи с президентскими выборами в России мы составили рейтинг, показывающий, насколько убедительными были электоральные победы коллег Дмитрия Медведева из других стран мира.
При составлении рейтинга, разумеется, не принимались в расчет заведомо ложные клеветнические измышления оппозиционеров всех стран и мастей относительно честности и справедливости избирательного процесса.

Цифры в нашем рейтинге это лишь доказывают. Ни в одной стране, представители которой попали в список десяти наиболее убедительно победивших на выборах президентов, явка избирателей на выборах не превышала 98%. Лишь в одной стране из упомянутых десяти за действующего президента проголосовало 100% пришедших на избирательные участки (речь идет о Джибути), но лишь потому, что у Исмаила Омара Гелле на выборах не было соперников. При этом более четверти джибутийских избирателей, не желавших голосовать за господина Гелле, на выборы не пришли. Что касается остальных президентов, попавших в первую десятку по убедительности победы на выборах, они имели от одного (в Гвинее и Экваториальной Гвинее) до пяти (в Туркмении) соперников.

В Топ-10 вошли поровну страны, представляющие африканский континент и Содружество Независимых Государств. Чем объяснить этот географический феномен — непонятно.

Победитель нашего рейтинга — Теодоро Обианг Нгема Мбасого, президент Экваториальной Гвинеи. На последних президентских выборах в 2002 году, отмеченных 98-процентной явкой, за него проголосовало 97,1% принявших участие в голосовании, то есть 95,16% всего электората. Следует отметить, что жители Экваториальной Гвинеи традиционно отличаются крепким чувством единства. Так, через два года после провозглашения независимости страны в 1968 году в Экваториальной Гвинее была создана Единая национальная партия, в которую вошли все взрослые жители страны. Оппозиционные политические организации были распущены за ненадобностью, а партия, согласно конституции, занялась "окончательным уничтожением эксплуатации человека человеком". Первый глава государства — Франсиско Масиас Нгема Бийого Ньеге Ндонг — был избран пожизненным президентом. В 1979 году в стране произошел военный переворот, к власти пришел нынешний президент, а первый пожизненный глава государства был признан виновным в геноциде и расстрелян. Многопартийная система была введена в стране в 1991 году и с той поры президент Мбасого демократически переизбирается (закон не ограничивает число возможных президентских сроков).

Занявший второе место в рейтинге президент Руанды Поль Кагаме правит по африканским меркам недолго, с 2000 года. Закон дает ему возможность оставаться в должности до 2017 года, если он выиграет президентские выборы в 2010 году. Что, скорее всего, произойдет, учитывая его убедительную победу на последних выборах (95,1% проголосовавших за при явке 96,6% и двух соперниках).

Третье место у главы Туниса с 1987 года Зина аль-Абидина бен Али. Выборы 2004 года он выиграл, получив 94,5% голосов пришедших на выборы избирателей (86,47% голосов всего электората). Следующие выборы в 2009 году, затем в 2014, 2019 и т. д. Законодательство Туниса не предусматривает ограничения числа президентских сроков.

Четвертое и пятое место рейтинга занимают наши соседи по СНГ — Гурбангулы Бердымухаммедов (Туркмения) и Ислам Каримов (Узбекистан). Еще раз отметим, насколько нелегкими для господина Бердымухаммедова были прошлогодние выборы, первые альтернативные выборы в истории страны. И не просто альтернативные, а пятикратно альтернативные (ему противостояло аж пять кандидатов).

Замминистра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Ишанкули Нурыев получил 2,38% голосов, мэр города Абадан Оразмурат Караджаев — 1,55%, мэр города Туркменбаши Аширнияз Помманов — 1,31%, первый заместитель главы администрации Дашогузской области Аманнияз Атаджиков — 3,23%, глава Карабекаульского района Лебапской области Мухаммедназар Гурбанов — 2,37%. Как видим, довольно серьезные цифры, так что месту в первой десятке нашего рейтинга действующий президент Туркмении во многом обязан традиционно высокой для этой страны явке избирателей на выборы (95%).

В первой десятке рейтинга мы видим также глав Гвинеи, Белоруссии, Джибути, Таджикистана, Казахстана.

Среди лидеров европейских государств лучший результат у президента Исландии Олафура Рагнара Гримссона — он избран волей 53,93% электората (явка на выборы — 63%, проголосовало за Гримссона 85,6% явившихся). Заметим, что прогрессивная мировая общественность и не думала обвинять исландский избирком в фальсификации выборов. Отметим также, что сейчас господин Гримссон находится в своем кресле уже третий срок подряд, а его второе избрание было отмечено отсутствием других кандидатов в президенты.

Всего в мире насчитывается 19 стран, действующие президенты которых одержали победу на выборах в первом туре волеизъявлением большей части электората. Кроме упомянутой первой десятки и Исландии это Республика Конго, Намибия, Киргизия, Камерун, Танзания, Азербайджан, Габон и Йемен.

Россия и Дмитрий Медведев попали во вторую половину — в список стран, где избранный президент получил на выборах поддержку меньшей части всего электората. Правда, в этой второй половине показатель нового российского президента один из самых высоких. По предварительным данным (обработка 99,55% протоколов о голосовании), поддержало Медведева почти 49% российских избирателей. Это больше, к примеру, чем у таких харизматичных национальных лидеров, как Уго Чавес (Венесуэла) и Эво Моралес (Боливия). А вот для страны, входящей в СНГ,— результат довольно слабый. Хуже только у президентов Армении и Грузии (Украину с ее уникальным голосованием в три тура мы не включали в рейтинг из-за невозможности адекватных сравнений).

Что касается звания наименее убедительно избранного президента, то за него конкурирует немало глав государств. С одной стороны, на него может претендовать президент Малави Бингу ва Мутарика, за которого проголосовало 35,9% принявших участие в выборах при явке 54,3%, то есть 19,5% электората. С другой стороны, в девяти странах президентский пост сейчас занимают политики, проигравшие первый тур выборов. Это Восточный Тимор, Гвинея-Бисау, Иран, Либерия, Польша, Сербия, Словакия, Словения, Эквадор. Наихудший показатель первого тура по проценту проголосовавших у президента Либерии Элен Джонсон Сирлиф — 19,8%. Но при этом в Либерии была довольно высокая явка на первый тур выборов. А вот президент Словакии Иван Гаспарович за счет низкой явки (оба тура выборов в его стране посещало менее половины избирателей) может похвастаться самым низким уровнем поддержки в первом туре, измеренным от общего числа выборщиков,— за него проголосовало 10,7% электората.

И наконец, отдельно стоит отметить президента Гаити Рене Преваля, для которого участие в выборах было похоже на шахматный сеанс одновременной игры. Никому из глав других государств не доводилось бороться с таким количеством соперников — у Преваля их было 34.

\"