Как сэкономить на расчетах с государством?

На модерации Отложенный Профессионализм отечественных специалистов по налогам стремительно приближается к западным стандартам. Сегодня почти каждая крупная российская компания может похвастаться наличием сильного юридического отдела. С какими проблемами приходится сталкиваться при расчетах с государством и возможна ли сегодня в стране полноценная налоговая оптимизация? Если компания хорошо подготовилась к встрече с фискальными органами, то вполне.

В последние годы словосочетание "налоговая оптимизация" в устах представителей отечественного бизнеса стало почти ругательным. Каждая компания с готовностью сообщает, что вносит в полном объеме все предусмотренные законами платежи. Однако рынок налогового консалтинга, вопреки заявлениям предпринимателей, процветает. Растет число судебных разбирательств между бизнесом и налоговыми органами, укрепляются собственные юридические отделы компаний. На самом деле изменились лишь правила игры. Теперь бизнесмены больше не спорят с налоговиками и выполняют их требования, а затем идут в суд. Крупные корпорации могут тратить на фискальные нужды миллионы долларов ежегодно. И зачастую проявленная щедрость окупается сторицей. Потраченные деньги возвращаются за счет экономии на расчетах с государством.

Я к вам с вопросом

Получить консультацию специалистов по налогам не так сложно. Практически каждая крупная консалтинговая компания сегодня имеет в своем составе налоговое подразделение. Сложился даже своеобразный рейтинг наиболее востребованных услуг, которые запрашивают предприниматели у специалистов со стороны.

Обычно наибольший интерес и для компаний, и для налоговых консультантов представляют комплексные проекты структурирования бизнеса. В этом случае действия по оптимизации налогообложения выполняются параллельно, например, с выстраиванием системы бухгалтерского учета или разработкой единой методологической базы учета. В данном варианте спектр налоговых услуг также включает разработку прозрачной и эффективной с точки зрения налогообложения и управления холдинговой и операционной структуры, помощь в области трансфертного ценообразования, планирование и сопровождение сделок.

Традиционным спросом пользуются консультации по практике применения налогового законодательства в России и зарубежных странах, анализ правильности расчета налоговых обязательств и соблюдения компаниями налогового законодательства. Естественно, что достаточно часто запрашиваются услуги по консультированию финансовых операций, подпадающих под специальные режимы налогообложения. Здесь фавориты – сделки с деривативами, осуществляемые в целях хеджирования рыночных рисков. В последнее время появился спрос на анализ налоговых последствий внедрения работодателем опционных программ для своих сотрудников.

По мнению самих консультантов, приобретение их услуг если не необходимо, то желательно при реорганизации компании, создании холдинга с иностранным участием. Выбор оптимальной с позиции налогообложения юрисдикции, а также стран – участниц соглашений об избежании двойного налогообложения, предусматривающих минимальные потери при движении активов между странами, собственные специалисты компаний часто не в состоянии провести. Тут могут потребоваться местные эксперты со знанием "обычаев делового оборота", распространенных в той или иной сфере. Но доступны такие услуги только состоятельным заказчикам. Общение с консалтинговыми компаниями в принципе обходится недешево. Если советоваться со сторонними специалистами по каждому вопросу, то существенных дивидендов от экономии на налогах можно и не ощутить. В среднем услуги по комплексному структурированию бизнеса стоят от 1 млн до 9 млн рублей без учета НДС, в зависимости от масштаба компании. Цена может подскочить в два раза, если нужно произвести автоматизацию финансовых потоков. Обычно в таких холдингах одновременно работают 2 – 3 компании. Даже скромной фирме сложно найти консультантов, которые выполнят подобную работу меньше чем за 300 000 рублей без учета НДС.

Разумеется, задать один конкретный вопрос в разы дешевле. Но и здесь придется столкнуться с достаточно жестким прайс-листом. Если фирма хочет получить лишь разовую консультацию, то многое зависит от сложности вопроса, а отсюда – сколько времени займет подготовка ответа консультантом. В среднем расценки варьируются в диапазоне 30 000 – 60 000 рублей без учета НДС. Правда, выгоднее накопить сразу несколько вопросов. Тогда можно рассчитывать на скидку за объем.

Неудивительно, что при таких расходах компании предпочитают увеличивать отчисления на собственные налоговые подразделения, а к внешним консультантам обращаются лишь при крайней необходимости. Поэтому главная тенденция последних лет – усиление корпоративных юридических институтов. Так, согласно глобальному опросу E&Y, около половины респондентов из крупного и среднего бизнеса имеют собственный налоговый отдел и держат в его штате до 7 специалистов. Бюджет на выполнение налоговых требований у 43% опрошенных достигает 0,01 – 0,1% годового оборота компании. При этом в среднем 51% этой суммы идет на оплату труда собственных штатных специалистов, а 49% – на привлечение внешних консультантов. В позапрошлом году соотношение было в корне другим – на оплату сторонних специалистов приходилось до 66% бюджета. При этом 60% респондентов ожидают в ближайшие 5 лет роста налогового бюджета в 1,5 – 2 раза. Главный вопрос – каково оптимальное количество специалистов по налогам в штате компании. По мнению большинства экспертов, на одного "своего" сотрудника по подналоговому учету должно приходиться 1,5 – 2 человека, задействованных в сфере бухгалтерского учета.

Круговорот проблем

Впрочем, даже рост расходов на грамотное налоговое администрирование не всегда уберегает бизнес от проблем. Сегодня мало кто даже из представителей крупных корпораций может похвастаться безупречной отчетностью. "Различные способы передачи активов компаний при реорганизации могут приводить к совершенно различным налоговым последствиям. Ошибки также совершаются при разных методах учета: кассовом в бухгалтерском и начислении в налоговом, – поясняет Татьяна Сафонова, менеджер налогового отдела КПМГ. – Несовпадение в них дат признания доходов и расходов создает для компаний дополнительные трудности и приводит к погрешностям при включении сумм в налоговые базы того или иного отчетного налогового периода".
Весьма проблемным вопросом для холдингов, в особенности с иностранным участием, остается трансфертное ценообразование. Распространенная грубая ошибка в этой сфере – слабое развитие системы внутреннего контроля за ценами, отсутствие единой маркетинговой политики. "Для решения этой проблемы крупные российские экспортеры при совершении сделок должны готовить отдельные документы, поясняющие процедуру ценообразования в конкретной ситуации. Свои сложности и у представителей финансового сектора. Специфика исчисления налога на прибыль по деривативам, необходимость разработки специальных программных продуктов для налогового учета этих операций зачастую становится даже причиной отказа компаний от подобных финансовых операций", – резюмирует Татьяна Сафонова.

Снижение расходов достигается в основном за счет сокращения затрат на налоговое администрирование. Грамотный налоговый консалтинг может привести к значительной экономии. "В качестве примера можно привести выплаты иностранным партнерам. По Налоговому кодексу отдельные виды платежей, скажем выплата процентов, облагаются по ставке 20%. Но если со страной, резидентом которой является получатель денежных средств, у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, ставка может быть снижена до нуля. В некоторых странах переводы, полученные от дочерних компаний, налогом на доходы не облагаются", – говорит Татьяна Сафонова.

Впрочем, достижения компаний в сфере налоговой оптимизации могли бы быть и выше, если бы не излишняя осторожность самих плательщиков. Налоговый кодекс до сих пор содержит ряд спорных или недостаточно урегулированных моментов. Каждая компания может попробовать рискнуть и трактовать спорную норму в свою пользу. Принятие решения полностью зависит от степени консервативности налоговой политики компании. Но на сегодняшний день большинство предпринимателей в подобных случаях предпочитают переплатить налог. Собственно, именно такой тактики придерживаются многие крупные компании начиная с 2002 года. Чтобы избежать лишних разбирательств с инспекциями и судами, лучше заранее снять претензии. А затем плательщики переходят к решительным действиям. Алгоритм действий обычно таков. Вначале дождаться завершения налогового года, затем готовиться к визиту в суд. Надо учесть, что на разбирательство во всех судебных инстанциях у "смелой" компании может уйти до полутора лет. И только затем наступит ясность, как именно нужно было уплатить налог.

Многие компании вообще предпочитают дождаться решения суда по конкретному делу, не ввязываясь в тяжбы самостоятельно. Проще говоря, сэкономить на издержках и возместить уплаченный налог с дивидендов задним числом. Если же компания-первопроходец проиграет дело, потерь опять никаких – ведь налог уже уплачен. Тактика не слишком плоха: если фирма собирала всю документацию, то в течение трех лет вернуть переплаченный налог вполне реально.

Однако осторожная позиция не всегда хороша в стратегическом смысле. Из-за тихой политики компаний разъяснения по многим вопросам не появляются на протяжении долгих лет. "Те налоги, которые приходится платить практически всем компаниям, например налог на прибыль и НДС, сегодня уже не так "плохи" и непонятны специалистам, как несколько лет назад. Зачастую тот или иной вопрос уплаты может быть неоднозначным, но судебная практика по большинству новелл закона уже скопилась. Правила работы с таким налогами постоянно обсуждаются, почему и спорные моменты по ним разрешаются достаточно оперативно. А вот с "непопулярными" отраслевыми налогами сложнее – прецедентов не хватает. На мой взгляд, наиболее неоднозначно прописан в настоящее время НДПИ. Именно с ним сегодня возникают проблемы у большинства компаний", – признает руководитель практики налогового консалтинга "ФБК-Право" Татьяна Матвеичева.

Налоговый рай

Поправки к ряду налогов, вступившие в силу с января, скорее всего, не изменят сложившегося соотношения сил. Новые требования закона меняют существующие правила незначительно и в основном носят технический характер. По значимости они не могут сравниться ни с почти полным переписыванием отдельных норм части первой Налогового кодекса в прошлом году, ни со значительными поправками позапрошлого года.

Наиболее существенным стоит считать увеличение налогового периода по НДС с 1 до 3 месяцев. "Однако для компаний с большими оборотами эта поправка серьезной роли не играет. Проверка полноты и достоверности расчетов входящего и исходящего НДС, как и раньше, будет проводиться на постоянной основе", – прогнозирует Татьяна Сафонова.

Насколько удачными и эффективными окажутся немногочисленные налоговые новации, сказать пока сложно. "Например, налог на прибыль с 2008 года предусматривает новую норму. Она была принята для того, чтобы стимулировать вывод активов холдингов из офшоров. Введена нулевая ставка на выплату дивидендов. Чтобы рассчитывать на льготу, компания должна на день оформления решения о выплате акционерам владеть контрольным пакетом фирмы-плательщика в течение 365 дней непрерывно. При этом стоимость доли должна превышать 500 млн рублей, – рассказывает Татьяна Матвеичева. – Нулевую ставку налога нужно обосновать. Для этого бухгалтерия должна сдать в налоговую инспекцию ряд документов: договоры купли-продажи акций, решения о выпуске ценных бумаг, выписки по счетам "депо" и т.д. Но у компаний, которые работают в стране уже несколько лет, возник вопрос: "Как считать деньги, вложенные в российский актив"? Ведь при сделках многие вносят в уставный капитал имущество. Но фискальные органы оценивают его именно по налоговой, а не по фактической стоимости. В результате многие формально не могут претендовать на льготу".

Теперь проблема окончательно решится не ранее чем через полтора года. Поскольку большинство плательщиков занимают оборонительную позицию, они не воспользуются льготой, а будут платить налог по старинке и ждать судебного решения. А, как уже упоминалось, появиться официальное разъяснение может лишь через 1,5 или даже 3 года.

Впрочем, грамотность компаний-налогоплательщиков будет расти в любом случае. А если так, то уровень налогового администрирования в России продолжит и дальше стремительно приближаться к западным стандартам.