В Подмосковье вырубают лес: водоснабжение столицы под угрозой

На модерации Отложенный В Подмосковье назревает очередной скандал: на этот раз местные власти пытаются уничтожить буферную зону государственного заказника «Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима». По мнению экологов, уничтожение лесного массива 1-й категории повредит не только науке, но и здоровью москвичей.

- В прошлом году администрация Одинцовского района издала постановление с безобидным на первый взгляд названием «О разрешении разработки генерального плана с упорядочиванием застройки территории НП РАН «Луцино» в пос. Луцино» (от 02.10.2007 №2718), - рассказывает Валерий Гаврилов, директор Звенигородской биостанции МГУ. - Безобидное название постановления совершенно не отражает его подлинную суть. Речь идет о возможном уничтожении лесного массива. Здесь замешаны очень большие деньги.

Поселок Российской академии наук (РАН) Луцино соседствует со Звенигородской биологической станцией им. Скадовского уже более 60 лет. Как можно здесь «упорядочивать» застройку?

- Целью постановления является не просто составление генерального плана поселка, а разрешение дополнительной застройки – около 50 новых коттеджей – в старом еловом лесу на склоне Москвы-реки, т.е. в лесу 1-й категории и в водоохранной зоне, - продолжает Валерий Михайлович. - В 1953 году эта часть лесов биостанции (около 19 га) была передана Академии наук СССР (поселку Луцино) в качестве парковой зоны без права вырубки и застройки (решение Исполнительного комитета Московского областного Совета депутатов трудящихся от 22.08.1953 г. №1111/27).

Как только сотрудники биостанции узнали о выходе постановления, биологический факультет МГУ сразу же стал бить тревогу: направил письма во все инстанции, всем, кто мог вмешаться и помочь, ведь «Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима» – это один из старейших и самый крупный в России учебно-научный центр.

- Биостанция имеет вековую историю, - рассказывает активистка из поселка Луцино Нина Максимилиановна Брицке. - С 1934 года именно сюда приезжают на практику студенты биофака МГУ. В течение года здесь обучаются около 500 студентов различных специальностей, в основном экологического направления. Место выбрано не случайно: именно на этой территории сохранились многие исчезающие виды растений и животных, которые невозможно встретить в других районах Подмосковья.

Выдающиеся российские ученые ХХ века – ботаники, зоологи, орнитологи, гидробиологи - считали и считают Звенигородскую биостанцию своей второй школой. Ученые и студенты из Болгарии, Японии, Германии, Голландии и США регулярно приезжают на биостанцию для совместных исследований и обмена опытом.

В начале прошлого века, когда закладывалась биостанция, здесь были глухие леса. Но потом вдоль восточной границы построили поселок Луцино, еще через некоторое время через лесной массив проложили шоссе, которое разделило биостанцию на две территории. В 1970-х застроили реликтовое верховое болото, которому было около 10 тысяч лет. И вот теперь хотят застроить припойменные леса.

- Возмутительно, что постановление администрации Одинцовского района было выпущено без проведения экологической экспертизы проекта, - считает М. Строганова, профессор факультета почвоведения МГУ, внучка основателя биостанции. – Ведь застройка приведет не только к уничтожению этих 18 га зрелого елового леса вместе со всеми редкими видами животных и растений, но и к значительному увеличению рекреационной нагрузки и последующей деградации прилегающей территории государственного заказника.

Экологи единодушны: «упорядочивание застройки» поселка Луцино (вернее, вырубка леса и строительство коттеджей) повлияет на безопасность водоснабжения г. Москвы и других населенных мест, получающих питьевую воду от Рублевского водозабора, в том числе самого города Одинцова.

- Москва-река ниже плотины Можайского гидроузла (это как раз участок около биостанции) является основным водотоком по Москворецкому источнику питьевого водоснабжения и входит во второй пояс зоны санитарной охраны (ст. 43 Водного кодекса РФ), - объясняют сотрудники МГУП «Мосводоканал». - Во втором поясе «не допускается размещение дачных, садово-огородных участков и участков под индивидуальное строительство на расстоянии менее 150 м от уреза воды и при крутизне склонов прилегающих территорий более 30» (п. 3.2.1 СП 2.1.4.1075-01).

Предполагаемая к застройке территория находится на склонах крутизной до 10 - 150 на расстоянии менее 150 метров от реки Москвы и двух ее притоков 1-го порядка. Размещение 50 коттеджей на этой территории приведет к загрязнению источника питьевого водоснабжения западной части Москвы хозяйственно-фекальными сточными водами, нефтепродуктами, моющими средствами. То есть предполагаемое «упорядочивание застройки» приведет к грубому нарушению водного, санитарного (ст. 39.3) и земельного (ст. 27) законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях».

Директор биостанции Валерий Гаврилов показал мне официальный ответ МГУП «Мосводоканал», где говорится о недопустимости подобной застройки. Вот только «Мосводоканал» - это хозяйствующий субъект, а не надзорный орган, а потому разрешить или запретить что-либо не может. Но тревогу забили и здесь: за подписью генерального директора «Мосводоканала» С. Храменкова было направлено обращение в Росприроднадзор РФ и в Роспотребнадзор по Московской области.

…В начале февраля 2008 года из Росприроднадзора на имя декана биофака МГУ М. Кирпичникова пришел официальный ответ: согласно статье 102 Лесного кодекса РФ, данный массив относится к защитным лесам, а потому постановление о его застройке принято неправомерно. Росприроднадзор направил в Генеральную прокуратуру РФ письмо с требованием не допустить нарушения лесного законодательства. Об этом же Росприроднадзор сообщил и самой администрации Одинцовского района. Казалось бы, справедливость восторжествовала, экологи на этот раз победили.

Но… прошло уже несколько месяцев после выхода постановления, разрешающего застройку буферной зоны крупнейшего в Одинцовском районе заказника, а реакции со стороны природоохранных ведомств района и области все нет.

- Боюсь, что управление делами РАН и администрация Одинцовского района все равно будут гнуть свою линию, - высказывает опасение Валерий Гаврилов, - потому что здесь замешаны значительные деньги.

Опасения директора биостанции трудно назвать беспочвенными: похожая ситуация и в других районах Подмосковья. Наша газета уже рассказывала об угрозе, нависшей над Химкинским лесом («Лес рубят», 23 августа 2007 года). Но ситуация там по-прежнему тревожная. Чтобы предотвратить вырубку Химкинского леса для строительства платного дублера Ленинградского шоссе, энтузиасты собрали 8000 подписей и передали открытое письмо Владимиру Путину, а также всем кандидатам в президенты РФ. Защитники природы просят (цитирую) «спасти Химкинский лес, а заодно и весь север Москвы и Подмосковья, которым Минтранс и губернатор Громов решили перекрыть кислород: вырезать 1000 гектаров «зеленых легких», красивейшую и редчайшую для Подмосковья дубраву». Люди, поставившие подписи под этим обращением, просят не только отменить постановление о прокладке автомагистрали через Химкинский лес и рассмотреть ее альтернативные варианты, но и призвать к ответу химкинские власти.

- Неслыханная по масштабам вырубка и застройка лесов, парков, скверов, водоохранных зон, которая сейчас происходит в Химках, толкает жителей к уличному противостоянию и массовым беспорядкам, - так комментируют ситуацию в информационной службе Международного социально-экологического союза.

Химкинская дубрава, буферные леса возле биостанции МГУ – удастся ли их спасти? Речь идет не только о сохранении редких уголков природы. Неужели прибыль отдельных лиц перевесит ущерб, наносимый здоровью миллионов людей?

НАША СПРАВКА

Одинцовский район – один из наиболее богатых с точки зрения биоразнообразия районов ближнего Подмосковья. Во времена СССР здесь сложилась система особоохраняемых природных территорий: три государственных заказника, пять памятников природы, три заповедных лесных участка.