Развитие языков происходит по законам генетических мутаций

На модерации Отложенный

Практически все языки мира, на которых говорят как многомиллионные народы, так и самые незначительные этнические группы, развиваются не постепенно, а скачкообразно. Таково заключение лингвистов из Университета Ридинга (Великобритания). Проанализировав несколько языковых групп мира и сопоставив результаты с некоторыми законами биологического развития живых существ, ученые пришли к неординарному выводу. Оказалось, что эволюция языков развивается по законам эволюции генов.

Исследователи в своей работе проанализировали три основные языковые группы мира: австронезийскую, банту и индоевропейскую. На первой говорят представители Юго-Восточной Азии (жители Индонезии, Филиппин, Малайзии, Брунея, Вьетнама и др.), вторая принадлежит народам Африки, ну а индоевропейская распространена в Европе. Сравнив множество языков внутри этих групп, ученые построили график их изменения и развития. Были найдены так называемые точки расхождения, показывающие примерное расхождение языков на диалекты и превращение их в самостоятельные лингвистические структуры.

«Этот график стал неким древом познания, на котором можно по годам проследить процесс эволюции диалектов, — говорит руководитель группы исследователей Марк Пагель из Университета Ридинга. — Процесс его построения оказался очень сложным, между тем график позволил нам выделить определенные закономерности в развитии языков. Выяснилось, что процесс накопления новых слов происходит скачкообразно, после чего от языка прародителя отделяется дочерний диалект».

Логичнее было бы предположить, что процесс накопления изменений происходит медленно. Некоторые слова меняются, возникают другие, более удобные понятия. На практике же все не так. Новые ключевые слова появлялись в определенный момент времени и служили основанием к глобальной трансформации речи. Исследователи попытались найти параллели в биологическом мире, и выяснилось, что такие же законы существуют и при эволюции генотипа, а следовательно, и всех биологических видов. К примеру, уже давно известно, что многие генетические изменения растительного мира произошли скачкообразно. В приложении к реальному миру это можно объяснить возникновением изолированных экосистем, в которых потребовалось быстрое приспособление к новым условиям существования. Нечто подобное могло происходить и в обществе. Так, попадая в новые условия обитания (к примеру, на острова), племена теряли связь с материнскими этносами, и их язык быстро обзаводился изменениями. Но есть и другая причина. Некоторые народы, желая подчеркнуть свою индивидуальность, целенаправленно закрепляли изменения в произношении как норму и тем самым дистанцировались от этноса-прародителя.

«Но эволюция языка может происходить, что называется, на ровном месте и необъяснимым образом, — рассказывает РБК daily доцент кафедры европейских языков Института лингвистики РГГУ Евгения Семенюк. — Нечто подобное произошло с английским языком в конце XV века. Тогда внезапно начался так называемый сдвиг гласных, и сравнительно быстро язык превратился в «язык Шекспира», на котором англичане говорят и сейчас. Хотя до того момента язык очень сильно отличался от современного. Но вот если проследить развитие иных европейских языков, то подобных скачков можно и не обнаружить. Лингвистика — это наука, в которой четких закономерностей или универсалий почти нет. И если ученые выявляют какие-то законы эволюции речи, то на примере других языков универсалии развенчиваются, и даже более того — наблюдаются иные закономерности, полностью противоположные первым. Подобные коллизии встречаются при анализе африканских или азиатских языков. Поэтому развитие языка может идти как медленно, так и скачкообразно».

«Конечно, эволюция языков тесно связана с обособленностью того или иного народа, носителя этого языка, — рассказывает РБК daily заместитель директора Института языкознания РАН, доктор филологических наук Михаил Алексеев. — На Кавказе очень много разных языков, но некоторые лингвисты сомневаются, можно ли в полной мере их считать полноценными языками. Различия там большие, но, по сути, это все лишь диалекты, изменения в которых были вызваны обособленностью жизни того или иного народа в горах. И накопление отличий произошло после отрыва общины от народа-прародителя. Но анализируя крупные языки, такие как русский, можно наблюдать такие же накопления изменений в произношении».

По мнению Михаила Алексеева, причиной тому служит письменность, которая консервирует язык. Вырабатывается некая норма, которая сдерживает накопление речевых ошибок. Но вот если количество этих ошибок с течением столетий превышает критическую массу, то происходит слом нормы и язык эволюционирует. «Между тем сейчас наблюдается обратная картина. Лингвисты высказывают опасения, что человечество эволюционным путем может выработать единый язык общения», — говорит Михаил Алексеев. Причем этот суперязык, вероятно, будет иметь мало общего с современным английским и будет представлять собой некий простой для понимания микс из разных языков. «Причиной тому — глобализация, коммерческие связи с другими странами, развитие транспорта и усиление миграционных потоков. Некоторые малые языки уже отмирают, и их эволюция прекратилась», — резюмирует г-н Алексеев.