Европейские банки борются с налоговиками за тайну сбережений
На модерации
Отложенный
Тайна вкладов – святая святых европейской банковской системы – зашаталась под ударом налоговых органов: вчера немецкая прокуратура начала следствие по очередному банку в Лихтенштейне – Vontobel Treuhand AG. Власти Лихтенштейна возмущены, но Германия угрожает не пустить княжество в Шенген, если оно не ослабит доступ к тайне вкладов. Банковское сообщество протестует, считая, что под предлогом борьбы с «уклонистами» ФРГ решает проблему финансового голода.
Споры о неприкосновенности банковской тайны идут еще со Второй мировой войны, когда швейцарские банки были уличены в хранении нацистских сбережений. Эта сомнительная с моральной точки зрения репутация для банков была лучше любой рекламы – если уж даже фашисты могли преспокойно хранить свои деньги в Швейцарии, то гражданам «обычных стран» нечего беспокоиться за тайну вкладов. В Лихтенштейне, где банковская тайна традиционно охраняется не хуже чем в Швейцарии, прецеденты давления со стороны властей уже были: в 1999 году разведка ФРГ «слила» через журнал «Шпигель» доклад о том, что в банках княжества наркобороны отмывают сотни миллионов долларов, после чего правительство Лихтенштейна заявило: открытия анонимных счетов впредь допускаться не будет, но одновременно и понятие «банковской тайны» более не является основанием для отказа в содействии следствию. Сделав этот смелый шаг, власти Лихтенштейна планировали самостоятельно заняться отслеживанием грязных денег и, наверное, не ожидали, что вместе с европейской интеграцией и постепенным исчезновением внутриевропейских границ в сферу этой компетенции будут проникать правоохранительные органы других стран.
Информация об аресте Клауса Цумвинкеля, исполнительного директора компании Deutsche Post (о чем уже писали «НИ») прозвучала для лихтенштейнских властей, да и для всей Европы, как гром среди ясного неба.
Тут же разразился серьезный политический скандал, который столкнул между собой интересы властей европейских стран, не приветствующих отток средств в карликовое государство, и интересы крупного бизнеса, возмущенного как закрытием налоговой лазейки, так и вмешательством правоохранительных органов в конфиденциальную информацию.
Лихтенштейн встал на сторону банкиров и заявил о вмешательстве немцев во внутренние дела суверенного государства. В ответ немецкие власти заявили о готовности поделиться базой данных с правоохранительными органами других государств. Пока только датское правительство заявило, что не готово к этому.
Российские банковские эксперты поддерживают европейских коллег и не считают, что практика вмешательства органов в тайну вкладов может принести какие-то хорошие результаты: «Под предлогом борьбы с уклонениями от налогов власти Германии и некоторых других стран попросту пытаются вернуть утекающий капитал, который маленький Лихтенштейн умудрился привлечь к себе своей мудрой и грамотной политикой, – заявил «НИ» президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. – Все это пример ревности и зависти правительств, проигрывающих в честной конкуренции. Если они действительно хотят бороться с «уклонистами» – надо делать законные схемы уплаты налогов более привлекательными. Скажем, в России многие предприниматели и банки используют «серые схемы» просто по инерции и привлечь капитал в законную плоскость вполне реально, если внушить предпринимателям, что это выгодно. Помню, что когда мы в Лондоне на эту тему организовали конференцию, представитель американских спецслужб заявил о необходимости установления системы контроля надо всеми операциями крупнее 500 долларов. Тогда действующий и бывший министры финансов Великобритании в один голос ответили, что это предложение фактически означает смерть финансового рынка».
Комментарии