Фантастическая литература как поле битвы за будущее страны
На модерации
Отложенный
Фантастическая литература во многом определяет будущее. Именно в фантастике – в широком смысле этого термина – зачастую указываются векторы, по которым развивается мировая цивилизация. Писатели-фантасты нередко ставят в своих произведениях вопросы, отвечать на которые впоследствии приходится политикам и ученым. Из литературных произведений получаются фильмы, компьютерные игры и другие продукты, отражающие и определяющие социальные тенденции. Учитывая то влияние, которое фантастика имеет на жизнь общества, чрезвычайно важно, чтобы написанные в этом жанре книги не действовали на мировоззрение людей разлагающе и не указывали человечеству тупиковые пути развития. Тем более что большинство поклонников этого жанра составляют совсем молодые юноши и девушки. В четверг в рамках XII Всемирного русского народного собора в Москве прошел круглый стол на тему «Современная фантастическая литература и молодежь».
На круглом столе в частности обсуждались вопросы, связанные с влиянием зарубежных тенденций на российских фантастов и видением ими будущего нашей страны и ее места в мире. Это будущее рождается сегодня, и его культурный фундамент способна заложить в первую очередь литература. Она всегда представляла собой поле битвы между апологетами различных философий и взглядов на мир – порой взглядов взаимоисключающих. Нынче не чужды фантастики очень многие: от православных до сатанистов. Таким положением вещей умело пользуются как те, кто хочет просто заработать денег, так и те, чьей задачей является уничтожение базиса любого стабильного и счастливого государства – традиционных ценностей. Причем во многих случаях они объединяют усилия.
Характерный пример – роман Дэна Брауна «Код да Винчи». Несмотря на огромное количество нестыковок и ляпов, которые могут вызвать лишь усмешку у искушенных людей, он заинтересовал массового читателя и стал бестселлером. Вокруг книги в России бушевали нешуточные страсти. «Роман Дэна Брауна стал настоящей провокацией, направленной против христианства в целом и православия в частности, – заявил руководитель Миссионерского отдела Ярославской епархии иеромонах Серапион (Митько). – И провокацией далеко не первой и не последней».
Не только фантасту, но и критику порой не дано предугадать, как отзовется его слово. «Некоторое время тому назад Отец Андрей Кураев в своих публикациях отозвался о серии книг Джоан Роуллинг про Гарри Поттера скорее положительно, нежели отрицательно, – заметил директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев. – Однако позже г-жа Роуллинг неожиданно заявила, что один из «положительных» героев ее романов придерживается нетрадиционной сексуальной ориентации. Таким образом, рецензия Отца Андрея обесценилась». Зато его оппоненты могли праздновать локальную победу над «нетолерантным» к пороку противником, оказавшимся в щекотливой ситуации.
Вообще чем больше тираж фантастического произведения, тем выше градус споров вокруг него. Это неудивительно, учитывая, что на кону – будущее. Андрей Белянин – один из самых тиражных российских фантастов, автор таких «хитов», как «Посрамитель шайтана», «Тайный сыск царя Гороха» и «Казак в раю», считает, что большая часть отечественной «православно-патриотической» фантастики, к сожалению, не слишком интересна широким слоям общественности.
«Едва ли человек, который уже прошел через серьезные жизненные испытания, заинтересуется предлагаемыми ему моделями будущего», – уверен он. Возможно, именно в силу такого положения вещей произведения многих отечественных мастеров фантастического цеха не часто вызывают мощный резонанс в обществе.
Для того чтобы «прекрасное далеко» не оказалось к нам всем слишком жестоко, «инженеры человеческих душ» обязаны критически переосмысливать негативный опыт прошлого. Большинство участников круглого стола сошлось во мнении, что писать о будущем необходимо довольно изощренно, хотя и не вдаваясь в излишние технические или гуманитарные подробности. Кроме того, необходимо, чтобы в произведении присутствовала не только голая идеология, разбавленная «экшном». Даже если автор придерживается какой-то определенной системы ценностей и хочет преподнести ее читателю в выгодном свете.
Но совсем отказываться от идеологических атрибутов тоже не стоит. «Если говорить о православной и имперской фантастике, то орлы и кресты на звездолетах, а также расположенная рядом с космодромом церковь выглядят для многих читателей довольно привлекательно, – заметил писатель Дмитрий Володихин. – Однако чересчур увлекаться атрибутикой не стоит. Ни одна идея не зацепит читателя, если она не дополнена обычными человеческими эмоциями героев книги, не подтверждается жизненным опытом». По мнению г-на Володихина, «православно-имперские фантасты» на данный момент «отработали» лишь 10% тем, связанных с имеющейся в их распоряжении проблематикой. В основном представлены лишь картины «имперского общества будущего» и противостояния православной христианской культуры агрессивным оппонентам, как в романе Евгении Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери».
Впрочем, если фантасты будут впадать в другую крайность, акцентируя внимание исключительно на переживаниях и метаниях героев, то отечественная фантастика рискует сделать шаг назад. На это обратил внимание писатель Дмитрий Гордевский, который совместно с Яной Боцман выпустил под псевдонимом Александр Зорич уже 16 книг. «В 60-х годах прошлого века всем надоели лунные тракторы и перспективы в области расщепления атома, – заметил г-н Гордевский. – Тогда появился спрос на творчество братьев Стругацких, во главу угла ставивших человека с его эмоциями. В результате к началу 90-х это привело к засилью либеральной идеологии в отечественной фантастике». Стоит заметить, что в данном случае прогнозы фантастов оправдались – последнее десятилетие прошлого века стало эпохой торжества либерализма в России. И одновременно периодом упадка государства, который прокатился по судьбам многих людей похлеще любого «лунного трактора».
В настоящий момент общим местом для российской фантастики стало стремление авторов рассказать о грядущих глобальных военный конфликтах, которые коснутся нашей страны самым непосредственным образом. Ситуация в мире становится все более напряженной, и очень бы хотелось, чтобы усилиями общества и, в том числе тех же самых писателей-фантастов, мы вышли бы из конфликтов и мировых войн победителями.
Комментарии