Дауншифтинг - падение вниз или просто полет?

На модерации Отложенный Когда высококвалифицированный специалист, работающий в крупном банке почти шесть лет и сделавший неплохую для такого юного возраста карьеру, кладет боссу на стол заявление об уходе и начинает жизнь с нуля - маркетологом в книжном издательстве - многие крутят пальцем у виска и считают его чудаком. Кто-то произносит режущее слух слово: дауншифтинг. Психологи, однако, не видят в ярлыке "дауншифтера" ничего плохого. Они считают, что это - часть эволюции личности.

Начиная готовить этот материал, я сама не знала, что я - дауншифтер. Я даже не знала, что это явление настолько распространено, что у него есть официальное определение. Само слово, надо сказать, мне не нравится. Особенно смущает "даун". И хотя определение весьма позитивно (осознанный отказ от чужих целей, традиционного понятия "карьера", поиск собственного пути), длинное и корявое "дауншифтинг" смахивает на ухабистую горку, по которой можно лишь падать, ударяясь о кочки и переворачиваясь через голову.

Все мы шли в экономисты...

Когда я заканчивала школу, модными были три специальности: экономист, юрист, финансист. Все поступали в соответствующие ВУЗы, и я среди всех. После института я и мои однокурсники заняли приготовленные для нас ниши: аудиторов, бухгалтеров, клиентских менеджеров в банках. Прошло несколько лет. Многие продолжают делать карьеру. Но все громче среди моих друзей я слышу стон. Если вслушаться, звучит он примерно так: "Как я устал! Живу с вечера пятницы до вечера воскресенья! Сил нет на эту ненавистную работу идти!" И редко, гораздо реже привычных жалоб, как спелое яблоко с ветки, кто-то срывается... но не вниз. Срывается и наконец-то летит.

Все началось с моего друга. Почти два года он проработал финансовым директором в небольшой компании. Составлял отчетности, подписывался за главного бухгалтера. Теперь он занимается разработкой компьютерных игр. Я никогда не интересовалась у него, много ли он потерял в деньгах. Также как и не спрашивала, нравится ли ему новая работа. Мы не задаем друг другу вопросов, ответы на которые очевидны.

"Дауншифтинг - часть эволюции человека, - говорит психолог Юлия Жемчужникова, - находясь в стрессовой ситуации "работы ради зарабатывания денег" много лет, на определенном этапе своего развития он понимает, что "больше так нельзя" и начинает двигаться дальше. Всякое развитие для личности - это хорошо, а любое развитие без изменений редко возможно. Человек понимает, что может жить только в том случае, когда будет получать удовольствие от процесса работы. И тогда он вспоминает, чем ему нравилось заниматься в детстве - рисовать, причесывать кукол, делать массаж... Суть перемены: от работы - к делу".

Это полностью противоречит "корпоративной культуре", в которой люди вкалывают без отдыха и год, и два, и три - ради зарабатывания денег на эфемерные блага, которые будут "потом", объясняет она. "Психология такая: сейчас ударно потрудимся, а потом будем отдыхать на нашей даче на Гаваях. Такой ритм жизни может продолжаться только до того момента, пока человек не осознает, что "дачи на Гаваях" в его представлении не будет никогда", - говорит Жемчужникова.


Карьера в банке. Заманчиво?

Моя подруга Ольга, как и я, начинала свою карьеру в банке. Мы вместе проходили этапы "успешной карьеры", правда, в разных банках, она - в западном, я - в российском. Быстрое продвижение по службе, большие бонусы по итогам квартала, слова: "Молодец" и похлопывания по плечу, новая должность...

Я поняла, что больше так не могу, немного раньше, чем она. Вернулась из отпуска, открыла почту, увидела 300 рабочих мэйлов (тех самых, занудных, - про залоги акций, поручительства и пролонгацию кредитных договоров) и закрыла ее обратно. Одновременно вспомнилось, что я всегда мечтала стать журналистом. Я уволилась из банка. Опыта и связей в журналистике не было. Разместила свое резюме на рекрутинговых сайтах. Пошла учиться на корреспондента. Стала оббивать пороги редакций. Устроилась внештатным журналистом в три газеты. А еще через месяц получила постоянную работу.

"Обычно человек идет к этому решению достаточно долго, - говорит Жемчужникова, - однако внешне это бывает незаметно, поэтому многие вокруг пожимают плечами и крутят у виска - для них такое поведение выглядит спонтанным".

"Дауншифтинг - это переломный момент в жизни. Человек резко меняет сферу своей профессиональной деятельности, когда ему становится невыносимо находиться в своем прежнем состоянии", - добавляет она.

Невыносимость. Да, это было для меня определяющим. Работая в банке, я уговаривала себя сколько могла, пока сама себе не призналась: я не люблю свою работу. Банк - это не для меня. Да, я могу достичь здесь многого. Но мне это не нужно.

Ольга ушла в книжное издательство совсем недавно - несколько месяцев назад. "Зрела" она гораздо дольше, но теперь занимается тем, о чем всегда мечтала - читает и продает интересные книги. Если говорить о деньгах, Ольга падала с гораздо большей "высоты", чем я.

"Ведь это просто удивительно, что когда нас спрашивают о нашем благосостоянии, мы понимаем под этим деньги! Это не просто игра слов, а ловушка, которую кто-то когда-то расставил, - говорит Жемчужникова, - дауншифтеры - это те, кто об это споткнулся".

Свобода или деньги? А стоит ли выбирать?

Тем не менее, материальное благополучие - камень преткновения такого пути. Ведь человек отвечает не только за себя, но и за своих близких. "Очень часто, резко меняя профессию, люди заодно уходят от ответственности за других, от которой устают, - считает Жемчужникова, - окружающим бывает тяжело с этим смириться".

"Однако дауншифтеры - люди с жизненным опытом, у которых уже есть собственная система выживания. Они не боятся повернуться к миру лицом, и мир в ответ поворачивается лицом к ним. Ведь они уходят с высоких постов и не считаются с общественным мнением для того, чтобы делать что-то свое, родное. Вкладывая в любимое занятие душу, они не чувствуют страха, что у них что-то не получится, они получают удовольствие от процесса", - добавляет она.

А мой личный опыт показывает, что если ты любишь то, что делаешь, дело просто "горит" в твоих руках. И вслед за "удовольствием от процесса" обязательно приходит и материальный достаток.