Скрытая угроза силиконовых прелестей
На модерации
Отложенный
Современные женщины в своём стремлении угнаться за идеалами красоты бросаются из одной крайности в другую. Одни садятся на суровые диеты и, следуя последним веяниям моды, добиваются болезненной худобы. Другие — жаждут пышных форм и, взяв на вооружение примеры голливудских красавиц, ложатся под нож пластического хирурга, даже не подозревая о неизбежности новых операций, на которые они себя обрекают. Сегодня силиконовыми частями тела никого не удивишь, с каждым годом число желающих прибавить в объёмах за счёт силикона только увеличивается, и это несмотря на то что исследователи продолжают находить всё новые изъяны подобных имплантатов.
Первые силиконовые имплантаты появились в 1960-е годы. Впрочем, попытки исправить несовершенные формы природы имели место и раньше. Увеличить грудь пытались с помощью жировой ткани пациентов, взятой из области бедра, с помощью парафина, ивалона, полистана, этерона и других материалов, однако успешными эти эксперименты назвать нельзя. Идея использовать силиконовые протезы молочной железы пришла американским пластическим хирургам Фрэнку Героу (Frank Gerow) и Томасу Кронину (Thomas Cronin). С 1962 года они стали пробовать силиконовые эндопротезы на пациентах, которых с каждым годом становилось всё больше. Через пятнадцать лет после изобретения силиконового решения проблемы несовершенных форм на компанию Dow Corning, занимавшуюся протезированием, посыпались обвинения. Первое судебное дело выиграла пациентка из Кливленда, потребовавшая возмещения за перенесенные ею страдания, вызванные разрывом имплантата и последующими операциями. Мучения жертвы индустрии красоты были оценены в $170 тыс., но судебное дело не получило широкой огласки.
В 1980-е годы медики, озабоченные нарастающими сложностями в лечении болезней, вызванных инородными предметами в теле, стали высказывать опасения, что силиконовые имплантаты могут провоцировать развитие рака молочной железы и аутоиммунных заболеваний, в основе которых лежит реакция иммунитета, направленная против собственных органов или тканей организма. В 1991 году пациентка Мэриан Гопкинс (Marian Hopkins) получила компенсацию в $ 7,3 млн. — она страдала системным заболеванием соединительной ткани, вызванным разрывом силиконового имплантата. К декабрю 1991 года против компании Dow Corning было выдвинуто уже 137 исков. Сложившаяся ситуация вынудила Управление по надзору за оборотом пищевых и лекарственных продуктов США (FDA) собрать комиссию и решить вопрос силиконовых имплантатов. В составе комиссии работали пластические хирурги, онкологи, иммунологи, радиологи, гинекологи. Несмотря на то что связь между развитием рака, аутоиммунных заболеваний, и силиконовыми имплантатами не была установлена, в феврале 1992 года FDA порекомендовало ограничить дальнейшее использование силиконовых имплантатов исключительно реконструктивными операциями, а всех пациентов включать в исследование, целью которого было установление риска возникновения аутоиммунных заболеваний. Это решение кажется нелогичным: если силиконовые имплантаты способны провоцировать развитие опухолей, для чего же разрешать использовать такие протезы для восстановления груди после лечения рака?
После того как в 1992 году американским законодательством была запрещена немотивированная имплантация жидкого силикона, в США стали набирать популярность так называемые «силиконовые вечеринки». Особенно они привлекали внимание трансвеститов, которые приходили туда, чтобы получить подкожную инъекцию жидкого силикона — далеко не всегда медицинского. Нелегальные силиконовые инъекции пользовались большим спросом, ведь они значительно дешевле услуг пластических хирургов. Однако нередко подобные вечеринки заканчивались весьма печально. В результате случайного попадания в вену силикон поступал в кровь, что неминуемо вело к смерти. Кроме того, силикон, вводимый в организм путём подкожной инъекции, может вызвать аллергическую реакцию, «сползти» ниже, привести к нарушениям иммунной системы, вызвать множественные отеки и боли в спине.
Вспоминается монолог трансвестита Аградо — одной из героинь фильма «Всё о моей матери» испанского кинорежиссёра Педро Альмодовара (Pedro Almodóvar Caballero). Во время неожиданно прерванного спектакля она выходит на сцену и, дабы развлечь публику, рассказывает о своей нелёгкой жизни — о тех бесконечных операциях, которые ей пришлось перенести, и килограммах силикона, которые пришлось закачать, чтобы стать женщиной.
Запрет на использование силиконовых имплантатов в США пришлось снять в 2006 году. Но это вовсе не означает, что имплантаты безоговорочно оправданы. Учёные продолжают исследования в этой области.
Наполнители
Силиконовые имплантаты груди не претерпели принципиальных изменений со времён своего изобретения. Протез представляет собой прочную силиконовую оболочку с наполнителем. Современные имплантаты для увеличения груди наполняют силиконовым гелем, физиологическим (солевым) раствором или КМЦ (карбоксиметилцеллюлозой). Несомненным достоинством силикона является то, что он хорошо имитирует настоящую женскую грудь. Вязкая и липкая субстанция, находящаяся внутри эндопротеза, не вытекает при разрыве оболочки. В идеале инородное вещество не должно проникать в организм, но гарантировать это сложно.
Имплантаты, наполненные физраствором, — безопаснее с медицинской точки зрения. Однако они не обладают мягкостью и «памятью формы» силиконовых имплантатов и поэтому иногда морщатся и смещаются. Зато их установка занимает минимум времени и не требует больших разрезов. Обладательниц таких протезов всегда предупреждают о крайне редкой, но все же вероятной возможности лишиться бюста: если имплантат, наполненный жидкостью, порвется, износится или выйдет из строя клапан, соленая вода вытечет, безболезненно поглотится тканями, но грудь станет плоской.
Мужчинам также делают операции по увеличению груди. И хотя «мужские» имплантаты меньше в размерах, вероятность послеоперационных осложнений ничуть не снижается.
Наполнитель последнего поколения — гидрогель из КМЦ. Как и силикон, он отлично подстраивается под естественную температуру тела, поэтому такие протезы ещё сложнее отличить от натуральной женской груди. При этом гидрогелевый протез так же безопасен, как и имплантат, наполенный физраствором. Если его оболочка порвется, гель быстро распадется в организме до простых компонентов — глюкозы, углекислого газа и воды.
Медицина не стоит на месте, уже сегодня проходят клинические испытания имплантаты нового поколения — «титановые». Наполняются такие протезы всё тем же силиконом, но его наружная оболочка покрыта тончайшим слоем титана, практически «вечного» металла, используемого в космической технике. Титан был избран для таких деликатных целей за его уникальное свойство — абсолютную инертность в организме человека. Титановый имплантант, в отличие от традиционного силиконового, не вызывает воспаления, аллергии или реакции отторжения; вокруг него не образуется рубец или капсула.
Японские же специалисты предлагают принципиально новый метод увеличения груди — пересаживать в ткань молочной железы жировые клетки с живота или бёдер женщины, смешанные со стволовыми клетками. Собственные клетки женщины не будут отторгаться. К тому же многих привлечёт возможность избавться от нескольких килограммов жира там, где он не нужен.
Силиконовые ноги, попы, уши, губы, нос…
Когда речь заходит о силиконовых протезах, чаще всего имеют в виду женскую грудь.
Однако с помощью силикона можно «подкачать» и другие части тела. Увеличение объема ягодиц с помощью имплантатов называется глютеопластикой. Такое протезирование аналогично протезированию молочных желез, но особое внимание уделяется прочности имплантата. Главный и единственный запрет после пластики ягодиц — это уколы. После установления ягодичных протезов уколы можно делать только в область бедра.
Первое сообщение об исправлении деформаций голеней с использованием силиконовых имплантантов появилось в 1979 году, пластический хирург Глиценштейн (J. S. Glitzenstein) поделился своим удачным опытом. Сразу после него три других хирурга из Канады, США и Германии опубликовали результаты своей работы, связанной с увеличением голеней. Протезирование голеней и икроножных мышц способно исправить целый ряд дефектов: тонкие ноги, дисгармоничные с телом; изменения, связанные с потерей объема медиальной части или потерей объема внутренней поверхности голени (сводчатые ноги); вальгусную деформацию (расходящиеся ноги); ассиметричные ноги.
Увеличивают объём груди не только женщины. Пекторальная аугментация — это метод увеличения видимого объема больших грудных мышц мужчин. Если накачать грудные мышцы естественным образом не получается, пластические хирурги помогут исправить это «недоразумение». От «женского» варианта эта операция отличается разве что размерами имплантатов. Среди вероятных осложнений врачи называют смещение грудного имплантата, инфекции, гематомы, серомы (накопление тканевой жидкости вокруг имплантата) и нарушение чувствительности.
У пластических хирургов есть свои представления об «идеальной» форме ног, которые характеризуются наличием трех веретенообразных несмыкающихся участков внутреннего контура. Исходя из этого представления и осуществляется коррекция кривизны ног с помощью имплантатов.
Силиконовые имплантаты широко применяются для конторной пластики в челюстно-лицевой хирургии. К таким операциям преимущественно прибегают с посттравматическими и врождёнными дефектами. Наиболее часто имплантаты применяются для контурной пластики носа, нижней челюсти, скул, щёк. Силиконовые уши осчастливили 47-летнюю Джанет Крэйвен из Вэйкфилда, рожденную с редким заболеванием — синдромом Тричера Коллинза (врожденный дефект лица). В конце октября 2001 года женщине сделали по три отверстия справа и слева от лица, трансплантировали в них специальные магнитные чипы, к которым затем прикрепили силиконовые уши. Благодаря этой операции миссис Крэйвен впервые услышала свой голос.
Всё же число операций по увеличение грудей с помощью протезов не сравнится с количеством операций, где использование силиконовых имплантатов является мотивированным. Именно поэтому врачи уделяют столько внимания проблемам силиконового бюста.
Красиво с риском для здоровья?
Любопытную закономерность обнаружили исследователи медицинского центра Университета имени Вандербильта (Vanderbilt University Medical Center) в Нэшвиле штата Теннеси. Изучив истории более трёх с половиной тысяч шведок, увеличивших грудь в период с 1965 по 1993 год, они выяснили, что количество самоубийств среди них в три раза превышает среднемировые показатели. Данные были опубликованы в «Вестнике пластической хирургии» (Annals of Plastic Surgery). Женщины, проводившие пластику груди, попали в категорию риска ещё по одному показателю: они в три раза чаще умирают от злоупотребления наркотиками и алкоголем. Однако Лорен Липворт (Loren Lipworth), возглавлявшая группу исследователей, считает, что причина самоубийства — не в самих имплантантах, а в том, что женщины, которые решаются на пластическую операцию, часто имеют психологические проблемы. В первую очередь это низкая самооценка, от которой и хотят избавиться через улучшение внешности. Авторы доклада не обнаружили никакой связи между пластикой груди и риском развития раковых заболеваний, включая рак груди. Как оказалось, женщины, вставившие силиконовые имплантанты, чаще умирают от рака легких и респираторных заболеваний, таких как эмфизема легких, чем от рака груди. Повышенный риск рака легких эксперты связывают с тем, что пациентки с пластикой груди часто много курят.
К подобным выводам пришли и датские ученые под руководством Сёрена Фрииса (Søren Friis). В течение тридцати лет они наблюдали женщин после введения силиконовых имплантатов. В исследовании принимало участие две тысячи восемьсот датчанок, которым в период с 1973 по 1995 год была проведена операция по увеличению груди, а также тысяча семьсот тридцать шесть женщин, которым операция не проводилась. Выяснилось, что у женщин с силиконовым бюстом рак груди развивался на 30% реже, чем у женщин из группы контроля. Причина такой закономерности пока не ясна, однако авторы исследования предполагают, что главную роль играют особенности женщин, прибегающих к подобной операции. Предшествующие исследования, проведенные датскими учеными, показали, что на операцию по вживлению имплантатов груди чаще соглашаются худые женщины или женщины, имевшие несколько беременностей — факторы, которые способствуют уменьшению риска рака молочной железы.
Американская актриса и модель Макси Маундс (Maxi Mounds) вошла в Книгу рекордов Гиннессса как обладательница самых больших имплантатов груди. Её протезы сделаны из полипропилена, и каждая грудь весит чуть меньше десяти килограммов.
Тем не менее увеличение груди при помощи протезов молочных желез может привести к затруднению ранней диагностики рака по рентгеновским снимкам. К такому выводу пришли эксперты из организации «Group Health Co-operative» в Сиэтле под руководством Дайаны Миглиоретти (Diana Miglioretti).
Австрийские ученые сообщили о наблюдении необычного эффекта — появлении ранее неизвестных белков на поверхности силиконовых имплантатов груди вскоре после того, как имплантаты помещают в тело. Георг Вик (Georg Wick) и его коллеги предполагают, что эти белки — результат иммунной реакции организма на имплантируемый силикон. В ходе исследования было проведено изучение белков, обнаруженных на имплантатах двадцати трех здоровых женщин, сделавших эти операции в косметических целях. Помимо неизвестных, было выявлено наличие и тридцати обычных для реакции иммунного ответа белков. Исследователи не утверждают, что между аутоиммуными заболеваниями и имплантацией силикона существует прямая связь, однако высказывают предположение, что силикон способствует адгезии обычных белков, которые могут затем запустить аутоиммунную реакцию иммунной системы организма.
Есть ещё один момент, о котором редко кто задумывается, решаясь на операцию. Имплантаты имеют ограниченный срок службы, около 10 лет. Это значит, что пациентам, перенёсшим операцию, придётся неоднократно прибегать к услугам пластических хирургов — чтобы удалить вышедшие из строя или старые имплантаты, поставить новые или решить другие возникающие проблемы. Всё это влечёт за собой дополнительные денежные расходы и, конечно, влияет определённым образом на общее состояние здоровья.
Есть случаи, когда протезирование необходимо, но чаще к услугам косметических хирургов обращаются ради прихоти. В документальном фильме о силиконовых имплантатах «Абсолютно безопасно» («Absolutely Safe») показано то, о чём обычно не говорят своим пациентам хирурги — к каким плачевным последствиям может привести их прихоть. В пору вспомнить, что здоровье не купишь, им можно только расплачиваться. В том числе и за бездумную погоню за иллюзорными идеалами красоты.
Комментарии