Единый госэкзамен теперь сдают и учителя
На модерации
Отложенный
В южноуральских школах начался необычный эксперимент. Традиционная аттестация педагогов там будет проходить в форме ЕГЭ. Учителям предложат ответить на 200 тестовых вопросов. Идея возникла в кабинетах челябинского управления по делам образования, но вполне вероятно, что эксперимент перекинется на всю Россию. Новшество вызвало волну негодования в педагогическом сообществе. Не секрет, что в школах единый госэкзамен с самого начала принимали в штыки, а теперь от его результатов будет зависеть и зарплата учителей.
Введение единого государственного экзамена стало, бесспорно, самой сомнительной инициативой в реформе образования. Учителя не перестают повторять, что тест – это игра в лотерею. Самые высокие результаты зачастую получают не самые прилежные ученики. Результаты всероссийского тестирования уже не раз это доказали. Чего стоит хотя бы тот факт, что лучшие результаты по ЕГЭ по русскому языку продемонстрировали школьники из национальных регионов. Но чиновников итоги этого эксперимента не успокоили – напротив, они собираются его продолжить. Теперь уже на учителях.
С 1 сентября аттестация педагогов в южноуральских школах будет проходить на основании ЕГЭ. Конечно, этот экзамен не будет единственным, но на уровне зарплаты он скажется. В регионе будет внедряться новая отраслевая система оплаты труда. Она-то и повлечет за собой изменения в процедуре аттестации педагогов. Сейчас оценка работы учителя ведется на основании открытого урока, его выступлений на конференциях, творческих работ, тематического плана и анализа работы за предыдущие годы. На смену этим творческим показателям придет зубрежка. Новая модель будет включать в себя проведение урока с учетом компьютерных технологий и тест из 200 вопросов.
«Учитель может не проходить аттестацию, но тогда он будет очень мало зарабатывать, – пояснили «НИ» в управлении по делам образования Челябинска. – Он получит зарплату максимум по 11 разряду, а если успешно пройдет аттестацию – по 12, 13 или 14 разрядам. По новым правилам фонд оплаты труда разделится на базовую и стимулирующую части.
Базовая часть будет зависеть от стажа и прохождения аттестации. Стимулирующая – от качества работы педагога».
Если учесть темпы распространения ЕГЭ, то, вполне вероятно, что южноуральский эксперимент вскоре перекинется на всю Россию. «Совершенно очевидно, что с помощью теста знания учителя не проверить, а негативно сказаться на результатах аттестации он может, – заявил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Аттестация проводится раз в 4–5 лет. Соответственно, если педагог по каким-то причинам плохо выполнил тест, на все это время у него будет пониженная зарплата. А риск ошибиться в тесте всегда есть. Уже сейчас уроки в старших классах превращаются в натаскивание на ЕГЭ. Ребята учатся отгадывать ответы. Тестирование – тупиковый путь в образовании».
Новшество всколыхнуло педагогическое сообщество. «Иметь знания и уметь передать их другому – это совершенно разные вещи, – рассказала «НИ» замдиректора Центра образования «Царицыно» № 548 Валерия Развина. – Предположим, что я смогу правильно ответить на все вопросы, но ведь это еще не показатель учительского мастерства. Тесты при аттестации совершенно бессмысленны». Такого же мнения придерживается директор московской школы № 591 Татьяна Косенко. По ее словам, ЕГЭ для учителя – сущее унижение. Как учитель владеет фактическим материалом, администрация школы может проверить уже в первые два-три года его работы.
Педагоги считают, что при аттестации необходимо смотреть на уровень профессионального роста и творческие возможности учителя. Главная цель аттестации – показать, как учитель-предметник владеет новыми методиками, как развивает детей. «Учителя, скорее всего, сдадут этот ЕГЭ, – поделилась с «НИ» своим мнением директор школы № 156, преподаватель химии Надежда Хапова. – Только зачем им лишний стресс? Есть опасение, что наиболее высокие баллы получат не талантливые педагоги, а посредственные, которые просто хорошо знакомы с учебниками».
Комментарии