Станет ли социальный Интернет социальным?

На модерации Отложенный В блоге InfoWord я наткнулся на днях на интересную заметку. Её автор сравнивает сегодняшнее повальное увлечение подростков социальными ресурсами с прежним не таким же повальным увлечением родителей этих подростов крутящимися обручами (Hula Hoop). Вывод, который он делает: всё, мол, приходит и уходит, и не надо из увлечения делать тенденцию.

Имеет этот вывод и чисто коммерческую подоплёку. Плохо идёт пока монетаризация социального Интернета. И в пользу этого утверждения автор приводит цифры (eMarketer.com), сопоставлению которых раньше мало кто уделял внимание. Оказывается, что при рекламном бюджете Интернета $21,4 млрд. в 2007 г. и предполагаемом его росте до $27,5 млрд. в 2008 г на рекламу в социальном вебе пошло в 2007г. всего лишь $920 млн. (т.е. только 4.3% от общей цифры), а в 2008 г. доля «социалки» в общем рекламном пироге вырастит не больше, чем до 5.7%.

И, несмотря на то, что эта относительно маленькая цифра, практически, полностью поглощается всем известным десятком топ – сайтов социального Интернета, сами лидеры пока очень далеки до того успеха, на который рассчитывали их владельцы. Автор приводит на этот счёт высказывания и руководителей компаний, и независимых исследователей рынка.

Ссылаясь также на мнение многих авторитетных маркетологов, автор объясняет это неутешительное для экономики Веб 2.0 явления двумя факторами. Первое, рекламодатель понял, что подростки вообще не очень обращают внимание на рекламу, в особенности, когда она идёт рядом со значительно более интересным для него «контентом». На второй фактор обратили внимание ещё сторонники «мулетной стратегии», о которой я уже рассказывал в своём блоге. Не хотят серьёзные рекламодатели помешать свою рекламу рядом с зачастую находящеюся на грани фола «подростковой» (да и не только подростковой) информацией.

Всё сказанное автором, конечно, подлежит более глубокому анализу. Лично я с чем-то согласен больше, с чем-то меньше. Однако в любом случае напрашивается несколько соображений, которыми я и хочу с вами поделиться.

Соображение 1. О перспективности «мулетной стратегии» я уже много говорил [1, 2]. Не буду здесь повторяться.

Соображение 2. Может быть, социальный веб не только взрослеет, а, вообще, его будущее связано, отнюдь не с подростковым использованием? Это будет профессиональный инструмент для коллективного творчества, поиска и обработки информации как для корпоративного, так и для внекорпоративного применения.
Деловым инструментом, где за информацию платят и тем, кто её поставляет, и те, кто её потребляет.

Соображение 3. А может быть, всё будет совсем по-другому? Просто единый сегодня социальный мир Интернета разделится на несколько относительно независимых континентов и стран. Точно так же как есть детская и взрослая литература, детское и взрослое кино, будет подростковый и взрослый социальный веб. Последний, в свою очередь, будет состоять из развлекательного, познавательного, профессионального и тому подобное? И исчезнут проблемы у руководителей предприятий: пускать или не пускать своих сотрудников в «социалку», а если пускать, то куда. Всё встанет на свои места, и зацветут «сто цветов».

Соображение 4. В этом почти идеальном мире, который я только что нарисовал, каждое направление будет развиваться по своим законам, ориентироваться на своих потребителей и искать собственные источники существования. Один только останется вопрос: а кто же всё-таки будет платить за подростковый социальный Интернет? Тот Интернет, который, фактически, породил и всё остальное. Реклама, как мы видим, туда идёт не охотно, а своих средств у детишек нет. Отвечу на это вопрос другим вопросом: а кто платит за детские книжки, игры, мобильники, кино? Конечно, родители. Ну, а если общество посчитает, что эти сервисы того стоят, то сделает их в полном смысле этого слова социальными (или, на худой конец, «полусоциальными»). И как любую другую по настоящему социальную услуга будет их содержать за счёт «налогов» с более коммерческих онлайновских сервисов. Однако это уже проблема будущего Интернета, в целом.

Так станут ли когда-нибудь социальные ресурсы или некоторая их часть социальными? Прошу прощение за вынужденную тавтологию, хотя я и не виноват. Просто в очередной раз споткнулся на «полукалечном» переводе фразы social networking на русский язык. Как я уже неоднократно отмечал, нельзя переводить её как «социальный». Social networking по своей сути – это «коллективное общение людей». Как это адекватно и кратко лучше выразить на русском, не знаю. Но только не «социальный». Совсем другой смысл в русском языке у этого слова. Однако поезд, к сожалению, уже ушёл, поэтому так и будем спотыкаться...