Выборы в Армении: на грани политического перелома
На модерации
Отложенный
19 февраля в Армении пройдут очередные президентские выборы. Их интрига в том, что впервые большинству оппозиционных сил удалось объединиться и выдвинуть единого кандидата, перового президента страны Левона Тер-Петросяна. Многие известные политики оставили свои амбиции, понимая важность этого исторического момента. И отчасти благодаря такой позиции Левон Тер-Петросян стал общенациональным кандидатом. Одним из тех, кто поддержал Тер-Петросяна, оказался руководитель Народной партии Армении Степан Демирчян- Степан Каренович, на двух предыдущих президентских выборах в 1998 и в 2003 ваша партия пришла второй. Как вы оцениваете их, можно ли это сравнить с выборами-2008?
- Я абсолютно убеждён в том, что и в 1998-ом и в 2003-ем Народная партия Армении одержала убедительную победу на президентских выборах, причем оба раза кандидат от нашей партии преодолевал 50-процентную планку как в первом, так и во втором туре. Несмотря на это, считаю, что результаты были необъективны, а следовательно, народ получил власть, которую он не выбирал.
В 1998 году после десятилетнего перерыва в политику вернулся Карен Демирчян. Благодаря огромному опыту государственного управления, социально ориентированной экономической платформе, мощной харизме моему отцу удалось практически без помощи действующих тогда на арене политических сил добиться всенародной поддержки. Даже после предыдущих президентских выборов Карен Демирчян и созданная им Народная партия смогли сохранять огромное влияние на политические процессы в стране. А в 1999 в союзе с Вазгеном Саркисяном одержать победу на парламентских выборах. И если бы не теракт 27 октября 1999 года, когда всенародно избранные лидеры были убиты прямо во время заседания парламента, уверен, что ситуация в стране была бы совершенно иной. По моему твёрдому убеждению, власти сделали все возможное, чтобы замять дело. В результате мало кто сегодня верит, что за этим терактом никто не стоял.
В 2003 году президентские выборы протекали по несколько иному сценарию. Вокруг моей кандидатуры удалось объединить основные силы оппозиции, мобилизовать тысячи сторонников в борьбе за демократические и социальные права. Народная партия и ее союзники снова победили на выборах, и только сомнительным путем, как я считаю, режиму удалось удержаться у власти.
Сегодня, в 2008 году, другая политическая обстановка. Мы трезво оценили ее и вместе с другими нашими политическими союзниками 2003 года решили поддержать на президентских выборах кандидатуру первого президента страны.
- И это несмотря на идеологические разногласия?
- Если бы в стране проводились свободные демократические выборы, оппозиционные силы могли бы позволить себе роскошь «раздельного» участия в выборах на основе своих идеологических платформ. Но когда телевидение и избирательные комиссии подконтрольны властям, выборы могут снова превратиться в фарс. Поэтому первая задача оппозиции – объединиться и обеспечить свободное и честное волеизъявление народа.
Совершенно очевидно, что ни одна оппозиционная сила не в состоянии сделать это самостоятельно.
Нужна консолидация вокруг сильного кандидата, у которого уже есть успешный опыт ведения политической борьбы. Левон Тер-Петросян - это государственный деятель, который руководил страной в трудные годы, когда ценой непомерно тяжелых испытаний удалось добиться свободы для Карабаха. Конечно, были и ошибки в руководстве экономикой и в кадровой политике. Но на фоне вызовов, стоявших перед вновь приобретшей независимость страной – войной, всеобщим развалом советской экономической системы, блокадой – необходимо признать и достижения, благодаря которым были заложены крепкие основы государственной независимости. Кроме того, по многим принципиальным вопросам наши позиции полностью совпадают. Это и необходимость углубления стратегического партнерства с Россией, и демонтаж коррупционной системы, и другие вопросы. Принципиальное значение также имеет тот факт, что Левон Тер-Петросян – это единственный кандидат, который считает, что полноценно раскрыть «дело 27 октября» - первоочередная задача новой власти.
Левон Тер-Петросян пользуется растущей поддержкой народа, уважением в государственной бюрократии и структурах. По тому, как ширится народное движение и меняется обстановка в стране, уже сейчас можно сказать, что большая часть оппозиции сделала правильный выбор. Я не исключаю, что в ближайшем будущем к нам присоединятся и другие оппозиционные силы.
- Как вы оцениваете политическую обстановку в Армении?
- Возглавляемое Тер-Петросяном движение сегодня многие воспринимают как единственную реальную альтернативу кандидату от властей - Сержу Саркисяну. Организованные нами акции становятся все более масштабными и массовыми. Правящий режим почувствовал себя неуверенно и пытается найти свое спасение в ожесточенных нападках на активистов движения, широко использует административный ресурс, воздействует и на избирателей, и на членов избирательных комиссий.
Однако народное движение уже не остановить. Нападки только усиливают недовольство и подвигают людей ко все более масштабным акциям протеста. Наши предвыборные поездки в регионы показывают, что, несмотря на информационную блокаду и запугивания активистов, почти везде мы собираем огромные демонстрации сторонников. Я уверен, что уже в ближайшие дни следует ожидать окончательного перелома в политической ситуации в стране.
- Председатель Армянского Национального Клуба Москвы «МИАБАНУТЮН» Смбат Караханян считает, что Россия кровно заинтересована в том, чтобы ее стратегический партнер Армения была сильным государством, а не слабой, зависимой и безликой обузой, которая может создавать лишь головную боль. Как вы прокомментируете его позицию?
- Я уверен, что в России понимают: самовоспроизводство сегодняшней системы через административный ресурс означает дальнейшее ослабление Армении, и, как следствие, возрастающую угрозу стабильности как в самой стране, так и в регионе. Сильная Армения – залог стабильных и взаимовыгодных отношений с Россией.
Комментарии