Всех выпускников российских медвузов обязали отработать дальнейшее образование
На модерации
Отложенный
У жителей России остался месяц, в течение которого они могут лечиться, не рискуя при этом превратиться в учебное пособие. Уже с марта вакансии в лечебных учреждениях начнут заполняться вчерашними студентами медвузов. У них не будет другого выбора: продолжить обучение после интернатуры без трудового стажа с этого года нельзя. И хотя во всем мире считается, что сразу после медицинского института врач, несмотря на диплом, еще не готов к самостоятельной работе, именно к этому фактически принуждают российских выпускников.
Национальные проекты, по словам их куратора Дмитрия Медведева, себя оправдали. В частности, оправдал себя нацпроект "Здоровье". Но мерилом успеха пока служит не количество излеченных пациентов, а суммы освоенных средств и число новых медицинских центров. Один из них совсем недавно в присутствии Владимира Путина и Дмитрия Медведева открыли в Пензе. По словам очевидцев, полностью готовый центр больше месяца ждал приезда высоких гостей. Особой спешки с его открытием не было: работать там, как и во многих других лечебных учреждениях, все равно некому. Уже стало общим местом утверждение, что главная проблема нацпроекта "Здоровье" - кадровая. Теперь эту проблему хотят решить старым добрым способом - принудиловкой.
Проблему нехватки врачей в Минздравсоцразвития решили просто и эффектно. Перед самым началом 2007/08 учебного года были внесены изменения в действовавший с 1999 года приказ "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации". В перечне этих специальностей к двум существовавшим графам "Основная специальность" и "Специальность, требующая дополнительной подготовки" добавили еще одну - "Специальность, полученная в вузе". А в примечание, где говорилось о возможности получения дополнительной подготовки, добавили положение об обязательном трудовом стаже - не менее трех лет по основной специальности.
Эти изменения, во-первых, приравняли молодых интернов к врачам-специалистам. А во-вторых, не оставили выбора тем из них, кто намерен работать в медицине и получать углубленную подготовку, а без этого при сегодняшнем уровне специализации врачей не обойтись. Теперь, как в старые советские времена, выпускник вуза должен пройти интернатуру, потом сразу же отработать три года по распределению. И лишь после этого молодой специалист может продолжить образование в медицинской ординатуре. То есть весь выпуск интернов из медицинских вузов 2008 года направится прямым ходом в поликлиники. Причем не только терапевтами, но и, например, стоматологами или хирургами. Распределение пройдет уже через месяц.
Официальной целью изменений стало "совершенствование организации послевузовского и дополнительного профессионального образования в сфере здравоохранения".
Можно предположить, что сделано это с благой целью - заставить молодых врачей отработать полученное образование (а оно до сих пор на 100% бесплатное). Тем не менее и российская, и западная практика говорит о том, что студенты, прошедшие лишь одногодовую интернатуру, еще только становятся врачами и они не могут и не должны оказывать самостоятельную помощь в поликлиниках.
Надо бы за ним приглядеть…
Еще 25-30 лет назад молодой врач, начинавший работу в поликлинике, находился под постоянной опекой старших товарищей - врачей узкой специализации. Да и цена ошибки была иной: опухоли только-только начинали лечить, не было таких успехов в терапии астмы, диабета, коронарной патологии, на электрокардиографию очередь пациентов стояла на несколько недель, о томографических исследованиях и УЗИ только начинали мечтать, гастроскопия была лишь в некоторых стационарах. Более 80% лекарств, используемых современным врачом, просто не существовало. Но и тогда интернатуре предшествовала субординатура, когда студент не менее полугода вел больных под управлением преподавателя.
Теперь субординатура - просто еще один год обучения с циклами по разным предметам, без самостоятельной практики.
Нигде в мире вчерашний выпускник не допускается в первичное звено - он должен несколько лет стажироваться, изучать смежные дисциплины, осваивать экстренную помощь, и лишь затем стать «ответственным диспетчером» при встрече пациента с системой здравоохранения.
В медицине, чтобы действительно стать врачом, надо учиться после института, дающего багаж теоретических знаний, еще минимум три года. Это позволяет получить практические навыки общения с больным и его родственниками, научиться трактовке лабораторных данных, инструментальных обследований, логике дифференциального диагноза. Только в ординатуре за три года в стационаре ему показывают разные случаи, проясняют диагнозы, демонстрируют «маски заболеваний», поскольку один и тот же симптом может иметь происхождение от сотни заболеваний и так далее. Без этого студент вынужден учиться на больных. В институте учат причинам и механизмам развития болезней, объясняют принципы классификации лекарств и механизмы действий. Но теоретические знания бессмысленны без их практического применения.
Ради чего?
Жалоб пациентов на «первичку» много, это звено часто представлено малограмотными докторами, но у них есть хотя бы опыт, а лицензирование заставило в последние годы большинство специалистов поликлиник пройти циклы усовершенствования. Хотя и не всех. "Сегодня, по данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), 180 тысяч российских врачей не имеют сертификатов и не должны оказывать медицинскую помощь", - рассказал корреспонденту "Газеты" президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. Из 4 млн экспертиз 2007 года 700 тысяч выявили дефекты оказания медицинских услуг. "До 30% жалоб от пациентов в нашу организацию - это жалобы на качество оказанных медицинских услуг, - отметил он. - Новшество только усугубит это положение".
Система постдипломной подготовки врачей не успевает за реалиями. Так, мэр Юрий Лужков вчера, критикуя представленную на заседании правительства Москвы схему развития и размещения объектов здравоохранения на территории столицы до 2020 года, главным ее недостатком назвал отсутствие учебных центров. «Мы говорим о необходимости развивать и строить объекты здравоохранения. А кто там будет работать?" - осведомился он у подчиненных.
Сами врачи на этот вопрос отвечают мрачно: никто. При этом они призывают оценить ситуацию. После вуза врач должен три года работать на участке. В это время он получает зарплату около $1 тысячи. Затем он, скорее всего, уже имеющий семью, должен, бросив эту работу, идти дальше учиться в ординатуре два года со стипендией 3 тысячи рублей. Сработает ли такая схема?
Одновременно в медицинских вузах и НИИ, в клинических больницах внезапно резко сократится число молодых врачей, из которых и формируются в дальнейшем научно-преподавательские кадры.
Специалисты ведущих центров на условиях анонимности говорят, что этот провал окажется фатальным, поскольку и сейчас молодежь на кафедры не стремится. Следовательно, предложенная Минздравсоцразвития схема, с одной стороны, снизит качество первичной медицинской помощи, с другой - уничтожит научные и педагогические кадры. Как это уже стало нормой - студенты медвуза, не желающие закрывать собой прорехи в кадровых расписаниях поликлиник, найдут пристанище в фармацевтических фирмах или вообще уйдут из медицины.
Что же удастся сэкономить? Определенно сократятся "педагогические нагрузки" на медицинских кафедрах и в НИИ, и начнется сокращение ставок: учить будет некого. Нагрузка и ставки исчисляются от числа студентов, интернов и ординаторов. Последние - довольно существенная составляющая педагогической ставки.
Комментарии