Взгляд из небытия на собственное тело
На модерации
Отложенный
Воскрешение из мертвых — давняя мечта человечества. Иисус воскресил Лазаря и воскрес сам. Орфей получил разрешение забрать любимую жену Эвридику из Царства Мертвых. Виктор Франкенштейн оживил монстра, «сшитого» из частей тел покойников.
Современные учёные не перестают экспериментировать в этой области. Так, сотрудникам Центра исследования реанимации им. П. Сафара (Safar Centre for Resuscitation Research) медицинского факультета Питтсбургского университета (The University of Pittsburgh School of Medicine) добились обратимого перевода собак в состояние клинической смерти. В сосудах животным заменяли кровь на сильно охлажденный специально подобранный солевой раствор. Температура тела собаки падала до 7 °C, дыхание и сокращения сердца прекращались. Вроде, ничего примечательного, ведь все знают, чем кончается долгое пребывание в ледяной воде. Но теперь ученые освоили и самый сложный этап — возвращение «охлажденных» собак к жизни после того, как они провели три часа (не какие-нибудь три минуты!) в состоянии клинической смерти. Кровь возвращают в сосуды, дают собаке дышать 100% кислородом, сердце «перезапускают» электрошоком. Тесты показали, что такие «отмороженные» собаки совершенно нормальны, в их мозге не обнаружено никаких нарушений.
Если метод будет работать на людях, то открытие сможет найти практическое применение. Писателям-фантастам давно нравится идея долгосрочного замораживания неизлечимо больных «до лучших времен». Исследованиями заинтересовались военные медики, которые надеются, что в скором будущем с помощью этой методики тяжело раненных на поле боя будут быстренько охлаждать до состояния клинической смерти. Охлажденных бойцов без суеты доставят в госпиталь, а когда дойдут руки — прооперируют в условиях стационара (кстати, и потребность в наркозе отпадает!) и вернут к жизни.
Клиническая смерть — вовсе и не смерть
На самом деле воскрешение из мёртвых — это несбыточная мечта. В мертвом теле вскоре начинаются необратимые процессы распада, так что вернуть его к жизни невозможно. Речь идет о так называемой биологической смерти, или смерти мозга. Клиническая же смерть — состояние остановка дыхания и кровообращения человека — оставляет ему шанс.
На протяжении многих веков люди наблюдали случаи возвращения к жизни тех, кто, казалось бы, только что умер. Ещё чаще такие эпизоды встречаются в кино. Главный герой фильма «Зеленая миля» возвращает жизнь в только что убитого мышонка. В фильме «Далеко-далеко» душа возвращается в мускулистое тело героя Тома Круза, взлетев на пару метров. Дети, пережившие клиническую смерть, упорно пытаются передать весточку от покойницы-жены герою Кевина Костнера в фильме «Стрекоза». Даже Кинг-Конга, расстрелянного и упавшего с небоскреба, реанимируют в фильме «Кинг-Конг жив».
Биологическая смерть (смерть мозга) — это необратимое прекращение всех физических и химических процессов, которое обязательно происходит во всех живых организмах. Смерть мозга констатируется по отсутствию всяких реакций на внешние раздражители, прекращению дыхания, отсутствию рефлексов головного мозга. Зрачки при этом расширены и не реагируют на свет (помните, в детективах и боевиках жертвам оттягивают веко — это надёжнее, чем щупать пульс). А что такое клиническая смерть? Прекращение дыхания и сокращений сердца. Само по себе это ещё не приводит к необратимым изменениям. Даже самые капризные клетки головного мозга могут «протянуть» несколько минут без кислорода (но обычно не больше пяти минут). Клиническая смерть — это всего лишь состояние, которое приводит к смерти, если вовремя не оказать медицинскую помощь. Ещё лет пятьдесят назад клиническая смерть почти всегда заканчивалась смертью биологической, поэтому так сложилось, что остановку сердца и дыхания — самые очевидные признаки смерти — стали трактовать как саму смерть.
Как вернуть к жизни после клинической смерти?
Сегодня любой телезритель знает о действиях профессионалов при клинической смерти: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание «рот в рот», стимуляция электрическим разрядом и возгласы: «Мы его теряем!». Причём приемы реанимации могут применяться не только на человека. В газете «Daily news» описан эпизод клинической смерти собаки. В 1997 году в Лос-Анджелесе далматинец Эбби подавился мячиком, что привело к остановке дыхания и сердца. Для большинства собак это закончилось бы смертью. Но Эбби повезло с хозяевами: Ален Коуэн (Alan Cowen) — пожарник с тридцатилетним стажем, а его девятнадцатилетний сын Робби (Robby Cowen) незадолго до этого случая закончил курсы оказания первой помощи. Решительные мужчины не мешкали: Ален извлек мячик из горла с помощью приема Хаймлиха (Henry Jay Heimlich). На людях этот прием выглядит так: спасатель находится за спиной пострадавшего, обхватывает руками нижнюю часть грудной клетки и резко надавливает. Нечто подобное при желании можно представить и на собаке. Мячик был извлечён, но дыхание и пульс не восстановились, тело собаки оставалось расслабленным, и Робби приступил к искусственному дыханию «рот в рот», точнее «рот в пасть». «Я не чувствовал ни сопротивления, ни страха, что собака укусит меня», — вспоминал Робби. Если бы в дом кто-то заглянул, он бы, наверное, удивился происходящему. Но приемы помогли — через 10 минут собака задышала и пришла в чувство. Ален, который повидал всякого за 30 лет работы пожарником, позже признавался, что переживания этих десяти минут были самыми сильными в его жизни.
Приветы с того света
В состоянии клинической смерти электроэнцефалограмма показывает отсутствие активности большей части мозга. Сопровождается это состояние потерей сознания и не оставляет никаких воспоминаний. Однако от четырёх до двенадцати процентов людей, переживших клиническую смерть, испытали и могут описать нечто, названное учеными околосмертным опытом (near-death experience). После клинической смерти люди вспоминают, что общались с умершими родственниками, видели туннель, яркий свет, мистических существ, переживали краткий обзор прошедшей жизни. Некоторые наблюдают за собственным телом и медперсоналом со стороны, причем откуда-то сверху, и даже могут описать такие детали, как будто они на самом деле видели происходящее, причем в некоторых, хотя и непроверенных случаях, медперсонал эти детали подтверждает. Иногда сообщают о неприятных переживаниях, похожих на кошмары, но обычно впечатления приятные, нет ни боли, ни страха смерти.
Картина Иеронима Босха «Вознесение праведников». В 1980 году в США в одном из научных журналов была опубликована статья «The reality of death experiences» («Реальность переживаний при умирании»). Её автор Эрнст Родин (Ernst Rodin) утверждает, что рассказы больных об ощущениях, пережитых ими якобы уже вне тела, являются одной из форм токсического психоза, а не воспоминаниями о пребывании в потустороннем мире
Британские ученые Сэм Парниа (Sam Parnia) из госпиталя Саутгемптонского университета (Southampton General Hospital) и Питер Фенвик (Peter Fenwick) из Института психиатрии Лондонского королевского колледжа (The Institute of Psychiatry King's college London) провели ряд исследований, чтобы выяснить, с чем связаны «околосмертные впечатления».
Они вполне могли бы быть результатом самовнушения «подготовленного» мозга. Например, у верующих людей, у психически неуравновешенных или у тех, кто много размышляет о смерти и о том, что их ждет После.
Оказалось, что не все так просто: подобные ощущения при клинической смерти иногда испытывают и дети, которые слишком молоды, чтобы иметь заранее сформированные представления о загробной жизни, под которые они бы «подгоняли» свои рассказы. Профессор Брюс Грейсон (Bruce Greyson) из Медицинского центра Виргинского университета (University of Virginia Health System) и группа учёных под руководством Пима ван Ломмеля (Pim van Lommel) из голландского госпиталя Рейнстате (ziekenhuis Rijnstate) провели ряд статистических исследований сотен пациентов, переживших клиническую смерть. Выяснилось, что «околосмертные впечатления» не связаны с религиозностью, страхом смерти, этнической принадлежностью, полом, социальным статусом, медицинскими показателями, длительностью клинической смерти и умственными способностями.
Сравнив показания людей переживших клиническую смерть без «околосмертных впечатлений» и тех, у кого они были, исследователи обнаружили, что «видения» чаще случались у определённых групп людей. В частности, у пациентов моложе шестидесяти лет; у тех, у кого остановка сердца случилась впервые; у тех пациентов, у кого уже были «околосмертные впечатления» ранее; а также у пациентов, которые умерли в ближайшие 30 дней после клинической смерти. Среди пациентов, у которых после клинической смерти появились нарушения памяти, «околосмертные впечатления», напротив, встречались реже (возможно, эти пациенты просто забывали о них). На данные момент сделать какие-то определённые выводы из этих исследований учёные не в состоянии.
Есть ли научные объяснения?
Все очень просто, если принять концепцию души, отделяющейся от тела. Гораздо интереснее попытки объяснений со строго материалистических позиций. Первая загадка для нейрофизиологов — какие могут быть впечатления и переживания, если электроэнцефалограмма ровная, как у покойника? (Во время сна электрическая активность мозга легко регистрируется.) Существует версия, что на самом деле человек переживает «околосмертельные впечатления» не во время клинической смерти, а после, когда активность мозга уже восстанавливается. Но остаются не объясненными случаи, когда «клинический покойник» правильно описывает события, происходившие во время клинической смерти.
Если считать, что «околосмертные впечатления» — это результат каких-то особых процессов в умирающем мозге, то непонятно, почему об этих ощущениях после клинической смерти вспоминают только 4–12% людей. Пока не обнаружили никаких физиологических или медицинских особенностей, которые отличали бы эту группу от остальных «возвращенцев» с того света. Во время сновидений, например, электроэнцефалограмма у всех людей меняется определенным образом.
Открытым остаётся и вопрос о природе зарегистрированных мозгом переживаний. Простейшее объяснение заключается в том, что «околосмертные впечатления» — это самовнушение и ложные воспоминания человека. Мозг пытается «заполнить» воспоминаниями «пустой» промежуток времени. В пользу ложных воспоминаний говорит, например, такое наблюдение Пима ван Ломмеля: некоторые пациенты, которые во время первого опроса после клинической смерти утверждали, что ничего не помнят, при повторном опросе через 2 года «вспоминали» о своих впечатлениях.
Учёные не ограничиваются экспериментами с «охлаждёнными» собаками. Уже сегодня практикуется метод крионики — глубокое замораживание человека сразу после его смерти для переноса его таким образом в будущее, когда средствами молекулярной медицины его организм может быть оживлен. В научной среде нет единого мнения в оценке вероятности такой процедуры. Фото (Creative Commons license): Chris Darling
Самый загадочный компонент «околосмертных впечатлений» — ощущение пребывания за пределами физического тела, наблюдение пациента за собой и медперсоналом со стороны, обычно сверху. Описанные случаи вызывают у ученых сомнения: пациенты могли что-то увидеть до и после клинической смерти, узнать что-то от медперсонала или просто догадаться, что происходило, тем более что действия врачей всегда примерно одинаковы. Чтобы получить достоверные доказательства пребывания вне тела, доктор Сэм Паниа и его коллеги придумали подвесить под потолком платформу и разместить на ней различные предметы. Если сознание во время клинической смерти и вправду «видит» что-то, находясь сверху, то потом человек сможет назвать предметы, которые были на платформе. Но пока ученым не повезло: те люди, которых реанимировали в помещении с платформой, не чувствовали, что находились вне тела.
Любопытные эксперименты провели британские и швейцарские учёные, которые попытались воссоздать у добровольцев состояние «выхода из тела», которое часто описывают люди, пережившие клиническую смерть. Чтобы обмануть мозг и заставить его думать, что тело испытуемых находится в другом месте, учёные использовали виртуальные очки. Результаты этого исследования позволяют предположить, что в основе феномена «выхода из тела» лежит нарушение нормального визуального восприятие своего тела человеком и замена его новой перспективой, например, видом сверху или сзади.
Охлажденное дольше хранится
В 2000 году на севере Норвегии произошел случай, который доказывает, что не только «охлаждённых» собак, но и людей можно «оживлять» после нескольких часов клинической смерти. Катаясь на лыжах за пределами трассы, Анна Багенхольм (Anna Bagenholm) провалилась в реку, и течение затащило её под лед. Она провела в ледяной воде более часа, пока спасатели добрались до неё. Когда лыжницу доставили в госпиталь, температура тела была всего 14,4 °C — как холодная вода из крана зимой. Ни дыхания, ни сокращений сердца, зрачки расширены и не реагируют на свет — весь набор стандартных признаков. Но спасатели, a потом и врачи в госпитале не оставляли надежду, упорно пытались оживить замерзшую лыжницу. И после девяти часов клинической смерти она ожила! Хотя после клинической смерти довольно часто появляются какие-либо нарушения в работе мозга, для Анны все прошло без последствий. После двух месяцев в больнице, она полностью восстановилась, а впоследствии даже снова начала кататься на лыжах. Комментируя этот случай в медицинском журнале «The Lancet», эксперты подчеркнули, как важно не прекращать реанимацию слишком рано: вероятно, многих людей, которых посчитали замерзшими насмерть, можно было бы спасти. Возможно и главная героиня «Титаника» поторопилась «похоронить» своего замерзшего возлюбленного.
Выходит, клиническая смерть — и не смерть вовсе, а одно из состояний организма, не менее интересное, чем сон, смех или общий наркоз. Для ученых это наиболее адекватная модель процесса умирания. Независимо от причины смерти, остановка сердца является одним из последних шагов на пути на тот свет. Ученые рассчитывают, что изучение клинической смерти позволит приблизиться к пониманию того, что такое сознание и как оно связано с конкретными физиологическими процессами в мозге.
Комментарии