Новые правила для гастарбайтеров

На модерации Отложенный Мигранты, миграция — эти определения в понимании москвичей ассоциируются в первую очередь со словами «проблема», «конфликт» или «гастарбайтер»


Но председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексей Александров уверен, что при грамотной миграционной политике сосуществование «коренных» и «приезжих» будет не только мирным, но и полезным для всех. О том, как в прямом и переносном смыслах оздоровить ситуацию в столице, он рассказал на пресс-конференции в «АиФ».
Мутноватая прозрачность

— Действительно, неотрегулированная миграция большого количества людей в столицу — причина большой напряжённости. Год назад, 15 января, в силу вступили новые законы о миграции: для того чтобы встать на миграционный учёт, достаточно направить уведомление в Федеральную миграционную службу, и теперь нет ничего проще, чем получить разрешение на работу. Москва выступает за более жёсткое регламентирование трудовой миграции. Да, после принятия новых законов эта сфера стала прозрачнее. Если в 2006 году на одного легального мигранта приходилось 10 нелегальных, то в 2007-м — 2 или 3. Но буксуют другие механизмы. Дело в том, что в Москве и Санкт-Петербурге таких «гостей столиц» больше, чем нужно. А в Калининградской области, где нужны рабочие руки, — недостаток. Ведь, чтобы добраться туда на поезде, надо получить транзитную шенгенскую визу…

У нас введена система квотирования. В 2007 г. квота для Москвы составляла 750 тыс. человек из стран с безвизовым режимом въезда. Выдано было порядка 640 тыс. разрешений на работу. По закону работодатель сообщает в ФМС и Службу занятости о том, что он нанял на работу иностранца. Так вот, получено всего 207 тыс. таких уведомлений. Где остальные? Либо они выехали из страны (такого учёта не ведётся, а по закону, если работы нет, они должны покинуть Россию через 90 дней), либо устроились на работу нелегально, либо пополнили криминальные ряды… Мы считаем, что квоту надо уменьшить втрое — как раз до четверти миллиона.

Кроме того, система определения квоты сильно забюрократизирована: работодатель подаёт заявку на право привлечения иностранной рабочей силы; мы её обрабатываем, передаём в федеральную структуру, там выводят и утверждают общий объём квоты. Но, как ни парадоксально, нет связи между заявкой и правом работодателя получить иностранных рабочих. То есть он может её подать и остаться с носом, или не подать — и получить большое количество иностранцев. Что называется, кто не успел, тот опоздал. Если квота исчерпана, то уже неважно, была от тебя заявка или нет. Но это абсурд. Нужно, чтобы квота стала предметом трёхстороннего соглашения — властей, предпринимателей и профсоюзов. Профсоюзы должны отслеживать ситуацию на рынке труда, следить за соблюдением интересов отечественных работников. Работодатели отстаивают свои интересы в привлечении рабочей силы. Власть контролирует ситуацию, определяет общие условия социально-экономического развития региона.

Разрешение на работу, на наш взгляд, следует выдавать не иностранному работнику, который, получив его, отправляется в свободный поиск, а организации. И это не должно быть бесплатным! Чем ниже квалификация работника, тем больше платит работодатель. Эти сборы следует направить на восстановление системы профтехобразования. Давно пора начать готовить свою рабочую смену — высококвалифицированных специалистов: экскаваторщиков, электриков. Сегодня ФМС выдаёт разрешение на работу любому, кто пришёл, по трём документам: паспорту, квиткам об уведомлении ФМС и уплате госпошлины. Он может заявить себя специалистом высочайшей квалификации, но никаких документов об этом показывать не надо! Кого мы обманываем?! Через 10 дней работодатель выяснит, что такой мигрант ничего не умеет, и выгонит его.
Куда тот отправится?
В Россию, на… лечение?

Есть и другая, не менее значимая проблема. По статистике, 14% мигрантов — больные особо опасными инфекционными заболеваниями: ВИЧ/СПИД, гепатиты, туберкулёз и сифилис. Есть закон, по которому носителей СПИДа надо выдворять из страны. Но механизма нет! Потому что мигрантов ставят на учёт по месту пребывания, а этим местом может быть что угодно — условно говоря, хоть лавочка в парке. Вот и попробуй найди такого человека «по месту пребывания»! За прошлый год среди мигрантов выявлено около 300 носителей СПИДа. И информации, что хоть одного из них выдворили за пределы России, нет. А что делать с остальными больными? Мы обязаны их лечить — бесплатно, по Конституции, в учреждениях здравоохранения города. Это первое. А второе

— эти люди пользуются тем же метро, общественным транспортом, кафе, деньгами, что и мы. Прокатитесь в подземке — все вагоны обклеены рекламой: «Медицинские справки, разрешения на работу в течение суток». Добавьте к проценту выявленных больных процент «липовых» справок. И при этом сначала выдаётся разрешение на работу, и только потом, в течение месяца, иностранный работ ник должен принести справку о том, что он здоров. Неужели нельзя сделать наоборот?
Каждому гостю -по карте

Другое наше предложение: ввести для прибывающих в столицу электронную «карту гостя», наподобие банковской. Считывающее устройство мгновенно определит, поставлен ли этот человек на учёт, где проживает, прошёл ли медицинское обследование, и так далее. Эту систему мы планируем ввести уже до конца года. Для вытеснения криминальных структур — всяких фирм и фирмочек, выдающих поддельные документы, — мы собираемся создать Единое московское миграционное окно — координирующий центр. Там будут представлены и органы исполнительной власти Москвы, и органы федеральных структур — в первую очередь ФМС, затем Федеральной налоговой службы, представительства учреждений здравоохранения. Здесь же будет организована миграционная биржа труда, и так образуется замкнутый цикл использования иностранных работников. Мы ограничим поток неквалифицированной силы. Необходима и служба расквартирования. Если работодателю нужны иностранные работники, он создаст условия для их пребывания. Посмотрите, что происходит: гас-тарбайтеры живут в подвалах, домах под снос, гибнут там… Необходимо навести порядок в этом вопросе. Как вариант — строить гостиницы упрощённого типа. Мы видели пилотные проекты: комфортабельные четырёхместные комнаты, стеклопакеты, душевая, санузел, зоны отдыха. Это блочные, временные административно-бытовые городки. Думаю, что такие условия привлекут не только иностранцев, но и наших иногородних специалистов. Следующее: надо перейти на организованный набор иностранной рабочей силы: отбирать специалистов ещё в тех странах, откуда они приезжают к нам, и чтобы они там же, на родине, проходили медицинское освидетельствование. Тогда работодатель получит именно того работника, в котором нуждается. Плюс мигрант приедет в столицу под гарантии московского правительства, а значит, будет жить здесь и работать в нормальных, человеческих условиях. Соответствующий договор уже готов с Киргизией, осталось дождаться согласования с федеральными властями. Кроме того, протокол о намерениях в области трудового обмена подписан с Таджикистаном.

Я глубоко убеждён, что если мы сейчас не решим самые острые проблемы трудовой миграции в Москве, то рано или поздно эти проблемы «расползутся» по всей России.

Медобследование мигрантов в 2008 г.

Начато обследований — 503 Выявлено заболеваний — 9,

из них:
туберкулёз −1
ВИЧ/СПИД — 0
гепатиты — 6
сифилис — 2