В Кремле, наверно, ужасно скучно: Владимир Путин, подобно Блэру и Саркози, без остановки носится по миру
На модерации
Отложенный
По сообщению Кремля, визит Владимира Путина в Болгарию, состоявшийся на прошлой неделе, возможно, был его последней заграничной поездкой в качестве президента России. Последней – 190-й по счету. Иными словами, за восемь лет пребывания у власти он в среднем каждые две недели наносил один зарубежный визит.
Среди современных лидеров Путин – не единственный, кого одолевает постоянная жажда странствий по чужим странам. Президент Франции Николя Саркози, кажется, не выдерживает в Париже больше одного-двух дней подряд (особенно с тех пор, как сошелся с заводной Карлой Бруни), а Тони Блэр провел все десять лет своей работы на посту премьер-министра в беспрерывных разъездах.
Я поинтересовался в пресс-службе Даунинг-стрит, 10, сколько зарубежных визитов нанес Блэр, но точных цифр у них под рукой не было. Должно быть, их трудно счесть, особенно если учитывать все поездки на халяву и отпуска в экзотических уголках планеты. Но сложно представить себе, что кто-то оставил за собой более заметный "углеродный след", чем Путин, который сновал по земному шару в разных направлениях, посетив в общей сложности 64 страны, причем некоторые – не раз.
Несомненно, он возразит, что служил интересам страны – заключал деловые сделки, обзаводился новыми друзьями и восстанавливал статус России как сверхдержавы. Но нельзя не задаться вопросом, настолько это помогало. Страна либо могущественна, либо нет: президент Буш нанес всего 41 зарубежный визит с тех пор, как в 2001 году впервые вступил в должность президента, тогда как Путин ездил в четыре раза чаще – но никто не сомневается, что Америка до сих пор круче всех.
Что же касается переговоров о соглашениях, то на что нужны министры иностранных дел и послы?
Вся эта стремительная беготня ужасно обременяет остальных. При Путине сотрудники государственного аппарата и журналисты вынуждены иметь по два паспорта – один иметь при себе в поездках, а другой оставлять в посольстве, чтобы там проставили визу для следующей поездки. По словам некого информированного источника, которые цитирует Moscow Times, визиты Путина были столь часты, что сложности, связанные с их организацией и подготовительной деятельностью, ввергали чиновников в отчаяние. "Сотрудники МИДа просто рыдали, – сказал источник. – В организационном плане это была катастрофа".
Но есть люди, которым не сидится на месте. По-видимому, Путина, Саркози и Блэра роднит избыток энергии и врожденная непоседливость, кабинетная работа дома наводит на них скуку, а любую заграницу они предпочитают своей стране.
Кроме того, их, по-видимому, объединяет ребяческая радость от использования преимуществ своей высокой должности. Евгений Волк, возглавляющий московское отделение правой вашингтонской организации Heritage Foundation, говорит, что одна из причин, толкающих Путина в путешествия, – это тяга к "дольче вита". "В какой-то степени он восполняет то, чего недополучил в своем трудном детстве и годы довольно скучной работы в Советском Союзе", – говорит Волк.
Чем мне нравится Гордон Браун: в путешествиях у него всегда такой вид, словно его неодолимо тянет домой.
Комментарии