Музыкальная индустрия 2.0: как заработать на музыке во времена MP3
На модерации
Отложенный
Бизнес-модель, на которой несколько десятилетий держалась музыкальная индустрия, пошатнулась. Физические носители (от виниловых пластинок до SACD) теряют популярность, и всё сильнее распространяются цифровые записи, которые скачиваются из интернета. И хотя MP3-файлами тоже можно торговать (Apple и Amazon это успешно делают), "пиратить" их куда проще. Впрочем, пиратство - не единственная угроза традиционному способу функционирования музыкальных издателей. Вместо целых альбомов потребители всё чаще покупают отдельные треки. В самом деле, зачем платить за песни, которые вы не слушаете и которые, в сущности, дали "в нагрузку"?
От бесплодных попыток загнать джинна обратно в бутылку, музыканты перешли к поиску новых способов организовать работу в изменившемся мире. Один из перспективных вариантов пытается реализовать музыкальная социальная сеть Last.fm. Вчера она объявила, что будет делиться рекламными доходами с музыкантами, чьи работы можно прослушать на сайте Last.fm. Исполнители (в особенности это будет интересно не подписавшим контракт с лейблом) смогут получать отчисления за каждое проигрывание их композиций.
Но есть и другие подходы к решению этой проблемы.
В конце прошлого года группа Radiohead выложила ещё не опубликованный на традиционных носителях новый альбом, "In Rainbows" на свой сайт. Каждый зашедший мог не только купить альбом прямо у коллектива, минуя лейбл, но и установить собственный ценник на запись. В результате коллектив заработал в первую неделю продаж 10 миллионов долларов. Согласитесь, неплохо. Это превышает показатели продаж за неделю трёх предыдущих альбомов коллектива. Покупатели платили в среднем 8 долларов за альбом. Но, что забавно, платили за альбом лишь 40% посетителей сайта, а 62% скачали альбом бесплатно.
Что же это, провал или успех Radiohead? Может быть всем музыкантам стоит перебраться в Сеть и забыть про лейблы? Думается, тут прежде всего сыграл роль тот факт, что Radiohead - группа чрезвычайно известная.
Им не нужно рекламировать себя и свои записи, а такой, достаточно экстравагантной, выходкой, они только подогрели интерес публики к альбому и его покупке на сайте. Малоизвестным группам наоборот хочется выбраться из Сети на полки магазинов. Сайт есть почти у каждой. Известность - лишь у малой толики.
Вот отличный пример, хотя музыкант в нём фигурирующий известен многим. Трент Резнор, лидер Nine Inch Nails (фигура, между прочим, не менее культовая чем Том Йорк из Radiohead), решил пойти по стопам In Rainbows и стал продавать альбом своего нового проекта в онлайне. Делает он его вместе с музыкантом Солом Уильямсом, а называется альбом "The Inevitable Rise and Liberation of NiggyTardust". Желающим предлагалось скачать бесплатно запись альбома со средним качеством сжатия или заплатить 5 долларов за более качественную запись. Ничего хорошего из этого не вышло. Через два месяца Резнор объявил о провале затеи: купили альбом всего 28000 человек, в то время как скачали бесплатную версию 154000.
Есть и другой пример того, каким образом можно зарабатывать деньги в изменившемся мире шоу-бизнеса. Мадонна покинула свой лейбл Warner Music и подписала контракт c компанией-организатором концертов. Live Nation. В самом деле, именно живые выступления сейчас помогают популярным музыкантам получать прибыль от своей профессиональной деятельности. Кстати, примерно подобным образом поступил и Пол Маккартни, разорвав отношения с EMI. Ему просто стало скучно ждать, пока неповоротливый гигант раскрутит рекламную машину по поводу выхода нового альбома бывшего "битла". Он подписал контракт с небольшим лейблом Hear Music, принадлежащим сети кофеен Starbucks.
Конечно, музыкантам резонно искать и какие-то другие пути подзаработать. Можно продавать рингтоны со своими мелодиями, можно сдавать свои популярные треки для использования в рекламе потребительских товаров. Возможностей куча. И продажа альбомов слушателям становится лишь одной из них, притом отнюдь не самой прибыльной.
Комментарии