Поддержим иностранцев: правительство решило, куда будут инвестированы средства фонда национального благосостояния
На модерации
Отложенный
Правительство решило, куда будут инвестированы средства фонда национального благосостояния – в долговые бумаги зарубежных стран. По мнению экспертов, при такой тактике правительство не сможет решить задачу, поставленную перед фондом, – укрепление пенсионной системы и рост благосостояния пенсионеров, не говоря уже ни о чем другом. Но альтернативы этому они не видят – правительство не в силах эффективно распорядиться этими деньгами внутри страны.
Правительство РФ утвердило постановлением от 19 января №18 порядок управления средствами фонда национального благосостояния. Как сообщила сегодня правительственная пресс-служба, документ подписан в соответствии со статьями 9611 и 9612 Бюджетного кодекса РФ. Согласно постановлению, средства фонда будут вложены в иностранную валюту, долговые бумаги иностранных государств, долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков, долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами (все это с рейтингом не ниже АА–); депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.
При этом в гособлигации может быть вложено от 50% до 100% средств фонда, в бумаги иностранных государственных агентств и центральных банков – до 30%, в бумаги международных финансовых организаций (банки развития) – не более 15%, в депозиты – до 30% средств.
Напомним, что с 1 февраля этого года стабфонд должен быть преобразован в резервный фонд и фонд национального благосостояния. Эти фонды будут наполняться за счет нефтегазовых доходов, за исключением тех доходов, которые будут тратиться на покрытие текущих расходов бюджета. Нормативный объем резервного фонда установлен в размере 10% ВВП. Средства фонда будут консервативно вкладываться в валюты других стран. Фонд создается для страховки бюджета при существенном падении цен на нефть. В фонд национального благосостояния будут поступать все остальные нефтегазовые доходы, и он займется инвестициями в более рискованные инструменты. За счет дохода от размещения этих средств планируется финансировать пенсионную систему, стимулировать добровольные пенсионные отчисления граждан (по плану правительства каждый рубль, внесенный добровольно в пенсионные накопления, будет равноценно софинансироваться государством).
Объем стабфонда на 1 января 2008 года составил 3 849,11 млрд рублей, что эквивалентно 156,81 млрд долларов США. Министр финансов Алексей Кудрин сообщал ранее, что в фонд национального благосостояния отойдет около 20 млрд долларов, остальное – в резервный фонд. Сейчас в Минфине говорят, что объем фонда может составить и 30 млрд долларов.
По оценке, которую давал Минфин в прошлом году, инвестиции резервного фонда будут иметь доходность 3,5−4% годовых, фонда национального благосостояния – 6,5−7%.
Однако, как замечает главный экономист Merrill Lynch по России Юлия Цепляева, раньше планировалось размещать средства фонда национального благосостояния в том числе и в акции иностранных эмитентов, но в связи с падением фондовых рынков и нестабильной ситуацией в мире тактика была изменена в пользу более консервативных и надежных инвестиций. В результате доходность фонда будет гораздо ниже – 4,5−5% годовых. Для сравнения: норвежский фонд будущих поколений приносит 8−9%, но при этом деньги фонда размещаются в акциях иностранных компаний.
«Доходность десятилетних казначейских бумаг США ниже 3,5%, а двухлетних вообще 2%», – отмечает экономист банка «Траст» Евгений Надоршин.
Но если брать все инструменты инвестирования, то доходность может составить 4−5% годовых. Он сильно сомневается, что с такими доходами можно будет покрыть дефицит Пенсионного фонда, который в 2007 году составил 100 млрд рублей, а к 2010 году, по прогнозам МЭРТ, может увеличиться до 0,6% ВВП, да еще добавить пенсионных накоплений гражданам. Главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин еще более пессимистичен в прогнозах. «Валюта в условиях кризиса ликвидности – рисковый инструмент. Однако в рамках диверсифицированного портфеля вполне реально удерживать стоимость активов на нуле или немного увеличить их», – говорит эксперт.
Таким образом, в лучшем случае заработать удастся 150−180 млрд рублей (с учетом того, что обслуживание инвестиций составит около 1%), в худшем – ничего.
С такой моделью инвестирования фонд нацблагосостояния мало чем будет отличаться от резервного фонда, отмечает начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. Евгений Надоршин вообще не видит разницы между стабфондом и нынешними двумя фондами – они также консервативно вложены в бумаги иностранных государств. «Был ли смысл разделения стабфонда и даст ли он что-то, непонятно и очень сомнительно», – говорит Надоршин. Тот же дефицит Пенсионного фонда должен был покрываться и из стабфонда.
«Российское государство продолжает следовать стратегии, принятой несколько лет назад. Заработанные страной деньги идут в экономики других стран. С одной стороны, это позволяет избегать перегрева национальной экономики и инфляции, с другой – Россия занимает позицию международного спонсора, в то время как многие внутренние инфраструктурные проекты остаются недофинансированными», – говорит Осин. «Действительно, инвестируя деньги в институты развития других стран, мы поддерживаем экономику зарубежных стран, а не свою», – соглашается Надоршин.
Кстати, не только Россия инвестирует деньги за рубеж. Норвегия также вкладывает средства своего фонда будущих поколений в иностранные ценные бумаги. «Но у нее нет наших проблем, ей не надо решать огромные инфраструктурные проблемы, диверсифицировать и модернизировать экономику», – говорит Надоршин.
В мае прошлого года даже президент Владимир Путин интересовался у министра финансов Алексея Кудрина, почему правительство вкладывает средства стабфонда (предшественника фонда национального благосостояния) только в иностранные бумаги, но не покупает акции российских компаний. Кудрин тогда объяснил, что это усилило бы инфляцию и сделало бы наш фондовый рынок еще более спекулятивным.
Надоршин считает, что на сегодняшний день правительство не в силах распорядиться этими деньгами внутри страны. «Инвестиционный фонд, в котором 250 млрд рублей, не инвестируется, деньги остаются в нем лежать и переносятся из года в год, что же тогда говорить о 20 млрд долларов?» – говорит эксперт. Если же инвестировать деньги в российский долговой и фондовый рынок, то это может привести к раздуванию пузыря и стагнации, поскольку объем средств очень велик.
Так что лучше уж оставить все как есть до лучших времен, пока чиновники не придумают, как эффективно распорядиться этими деньгами, – таков вердикт наблюдателей рынка.
Комментарии