Российские кинопремии разделили между собой лучшие фильмы 2007 года
На модерации
Отложенный
Прогноз «НИ» насчет расхождения приоритетов двух первых кинематографических премий нового года (см. номер от 24 декабря 2007 года) после объявления номинантов в основном сбылся. Главным фаворитом «академической» премии «Золотой орел» стал фильм Никиты Михалкова «12». Вместе с ним на призы претендуют «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой, «Простые вещи» Алексея Попогребского, «Монгол» Сергея Бодрова и «Артистка» Станислава Говорухина. На премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» основная борьба развернется между «Александрой» Сокурова, «Грузом-200» Алексея Балабанова, «Изгнанием» Андрея Звягинцева и «Простыми вещами», а приз за лучший дебют достанется либо «Кремню» Алексея Мизгирева, либо «Отрыву» Александра Миндадзе.
В этом году организаторы «Белого слона» передвинули свою церемонию с февраля на 21 января, чтобы опередить не только «Нику» (март), но и «Золотого орла» (25 января). А церемонию по итогам 2008 года критики и вовсе рассчитывают провести уже в декабре, чтобы вынудить другие премии так или иначе (с плюсом или с минусом) оглядываться на предпочтения кинопрессы. Это соответствует международной традиции – кинообозреватели смотрят кино круглый год и готовы голосовать в любой момент, так что критические премии, как правило, предшествуют академическим.
В уже опубликованном списке номинантов «Золотого орла» отсутствует сокуровская «Александра» с Галиной Вишневской в главной роли. Причина проста – постановщик в очередной раз попросил академию не рассматривать его картину. К выдвижению на премию критики режиссер относится более благосклонно и несколько раз приезжал в Москву, чтобы получить ее. В принципе премия критики не предполагает согласия награждаемых, но до сих пор не было случая, чтобы кто-то из лауреатов от нее отказался.
Поскольку «Золотой орел» сделан «под Михалкова», удивляться шести номинациям фильма «12» не следует – дух академии соответствует духу ее учредителя. В картине превосходный актерский ансамбль (номинированы все двенадцать исполнителей, включая Никиту Сергеевича, хотя это одна из двух неудачных его ролей в кино), а внутренние противоречия и авторская дидактика заметны лишь вооруженному до зубов глазу.
Орел – птица державная, так что приметили академики и бодровского «Монгола» с его имперским пафосом и «большим» (почти тоталитарным) стилем. Хотя, по большому счету, хороши в этом фильме только пейзажи да костюмы.
«Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой получило «Золотого Георгия» на Московском международном кинофестивале, президентом которого является Никита Михалков, и академия «Золотого орла» поддержала этот выбор – тоже понятно. «Артистка» Станислава Говорухина – водевиль с хорошими актерами, а этот жанр, начиная с «Медведя», всегда был люб нашим кинематографистам, но не критикам, которые могут отметить в нем только актерские работы.
«Простые вещи» – единственный фильм, который номинирован на обе премии. Такую картину раньше зачислили бы в разряд «Кино для всех», но дело в том, что сейчас в кино ходят не все. Общепонятная история врача-анестезиолога с семейными проблемами и нерешенным квартирным вопросом, интеллигентный герой (не олигарх и не отморозок), три превосходные роли – Сергея Пускепалиса, Леонида Броневого и Светланы Камыниной, уверенная режиссура – все это делает картину желанной сразу и для «Слона», и для «Орла», и для «Ники».
Противоположность «Простым вещам», где российская действительность представлена более или менее «нормальной», – «Груз-200» Алексея Балабанова. Если счесть (как многие и сделали) эту абсолютно черную картину не частным случаем и не гиперболой, а отражением всей нашей жизни, придется признать, что режиссер ставит тяжелейший диагноз не только советскому, но и постсоветскому обществу. Поэтому единственная премия, на которой она имеет шанс быть замеченной, – премия критики.
Удивительно, что среди фильмов, упоминаемых в номинациях «Золотого орла», нет «Изгнания» Андрея Звягинцева, хотя этот фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля, а Константин Лавроненко получил престижнейший приз за лучшую мужскую роль. Но если сравнивать вкус российских академиков со вкусом французских отборщиков, то ведь ежу понятно, что вторые во много раз «насмотреннее» и лучше разбираются в современном кино.
Нет среди номинантов и замечательной ленты Ларисы Садиловой «Ничего личного» – не отмечены ни режиссура, ни прекрасные роли Валерия Баринова и Зои Кайдановской. Причина может быть только одна – минорный тон фильма, противоречащий мажору державной премии. Понятно и отсутствие «Отрыва» Александра Миндадзе – на первый взгляд, в нем мало что понятно, а бросить второй взгляд и увидеть новый кинематографический язык академикам недосуг. Но тем лучше «Слону» и «Нике» – им есть, из чего выбирать.
Комментарии