Россия вступает в 2008 г., занимая самые сильные геополитические позиции
На модерации
Отложенный
Россия вступает в 2008 г., занимая самые сильные геополитические позиции со времен окончания 'холодной войны'. Упадок ее военной составляющей удалось в основном остановить, в войска начинают поступать новые системы вооружений, страна купается в нефтедолларах, внешняя задолженность выплачена, мятеж в Чечне подавлен, центральная власть фактически ликвидировала внутриполитическую оппозицию, правящий режим пользуется популярностью в народе, а вооруженные силы США настолько увязли в других регионах, что не могут реально блокировать 'наступление' России - они способны лишь на символические жесты в этом направлении.
Тем не менее, Россия сталкивается с проблемами, не меньшими по масштабам, чем ее новообретенная мощь. Трубопроводы, соединяющие Китай с Казахстаном и Туркменистаном (их строительство должно завершиться в нынешнем году), могут оттянуть на себя потоки энергоносителей, которые сейчас транспортируются исключительно по северным маршрутам, что используется Россией в своих целях. Весь западный 'горизонт' России занимают НАТО и Евросоюз; они заигрывают с ее соседями, подумывая о дальнейшем расширении на восток. Ускорившаяся модернизация вооруженных сил в азиатском регионе вынуждает Россию планировать оборону на двух фронтах - чего в советские времена ей так и не удалось достичь. Кроме того, ЕС намеревается отделить Косово от Сербии, превращая в фарс все усилия Кремля по сохранению края в ее составе. Наконец, хотя ситуация в российских вооруженных силах улучшается, здесь сохраняются серьезнейшие проблемы - от чрезмерно раздутых штатов рядового состава, состоящего из плохо обученных призывников, до коррупции в офицерском корпусе, приводящей к расхищению немалой части средств, выделяемых Кремлем на военные нужды.
Чтобы обеспечить себе устойчивые позиции на долгосрочную перспективу перед лицом усиливающегося Китая и постоянного расширения ЕС и НАТО, России необходимо предпринимать активные действия - и уже в 2008 г.
В нынешнем году в постсоветском регионе проявятся три основные тенденции. Во-первых, консолидация российского энергетического сектора, начатая в 2003 г., достигнет своей кульминации. Именно в этом году государственные энергетические гиганты 'Роснефть' и 'Газпром' 'проглотят' - за счет официального слияния или создания 'альянсов' - большинство оставшихся независимых игроков в этой отрасли.
Цель подобных действий - не только укрепление контроля Центра (хотя именно эта причина играет здесь главную роль), но и усиление самого эффективного, как выяснилось, внешнеполитического рычага Москвы. Однако вполне может оказаться, что апогей влияния России на Европу за счет энергетической политики уже позади - он пришелся на 2007 г. В нынешнем году ряд западноевропейских проектов, связанных с импортом природного газа, должен принести свои плоды, что сократит зависимость стран региона от российских поставок и позволит им в меньшей степени учитывать интересы Москвы.
Во-вторых, и это куда важнее, России необходимо форсировать решающую конфронтацию с Западом. Сегодня ее могущество достигло относительного максимума, а могущество Америки, опять же относительно, находится на самом низком уровне. Эта ситуация носит временный характер, и несомненно изменится, как только США выведут войска из Ирака, а потому, чтобы избежать повторения геополитического 'отступления' 1990-х, Москва должна воспользоваться моментом. Слово 'конфронтация' в данном случае не обязательно означает войну - речь идет просто о столкновении, которое со всей наглядностью высветит силу России и слабость Запада.
Результатом должна стать корректировка позиций ЕС и НАТО в сторону полномасштабного учета российских интересов при принятии ими соответствующих решений. Кремль должен публично продемонстрировать свою способность вынудить Запад 'отступить'. Успех этого предприятия приведет к пересмотру позиций прозападных сил в странах бывшего СССР и существенно подкрепит усилия России по распространению собственного влияния. Неудача обернется прямо противоположным результатом.
Подобный решающий вызов Западу Россия может бросить в целом ряде регионов, но по логике наиболее подходящей ареной конфронтации должно стать Косово. Хотя Запад готов одобрить независимость края, с военной, экономической и политической точки зрения Косово для него особой ценности не представляет.
Однако для России, которая публично вложила немалый политический капитал в противостояние самоопределению косоваров, успех Европы станет не просто 'пощечиной'. Он фундаментальным образом подорвет ее влияние и продемонстрирует, что даже ЕС - несмотря на слабую солидарность по вопросам внешней политики и отсутствие сколько-нибудь существенного объединенного военного потенциала на уровне Союза - может попросту игнорировать Москву.
Допустить этого Россия не может, и скорее всего в ходе сдержанного, но решительного диалога с европейцами ей удастся в очередной раз оттянуть окончательное решение по Косово. Попросту говоря, для Запада Косово никоим образом не стоит эскалации конфликта с Москвой.
Есть, конечно, и немало других вариантов. В частности, два региона бывшей советской республики Грузия, проводящей прозападную политику, де факто отделились от нее, и полагаются на Москву в плане военных и экономических гарантий своего существования. Россия может без труда присоединить их напрямую, развеяв тем самым миф о надежности защиты, которую предлагают государствам Закавказья США. 'Газпром' также в состоянии с легкостью 'поглотить' совместную российско-британскую компанию 'ТНК-BP', мгновенно превратив в ничто многомиллиардные британские инвестиции в это предприятие. А в случае объединения с Беларусью Красная Армия вновь окажется на границе Европы, и вся ситуация в сфере безопасности в Евразии в одночасье окажется перевернутой с ног на голову.
Наконец, есть еще Украина, где премьер-министром только что стала антироссийски настроенная Юлия Тимошенко. Тимошенко обещает противодействовать российскому влиянию на энергетический сектор Украины и повышению цен на поставляемый в страну газ. В 2008 г. могут с точностью повториться события конца 2005 г., когда 'Газпром' перекрыл Украине газовый кран, что с особой силой затронуло Европу. И опять же, Россия в любом случае способна использовать конфликт с Украиной в качестве предлога для прекращения поставок в Европу.
Однако серьезнейшим препятствием на пути достижения Россией всех этих целей станет третья тенденция, которая проявится в нынешнем году: речь идет о клановой междоусобице в ее руководстве. Годами стравливая различные фракции между собой, Путин в конечном итоге добился контроля над собственным ближайшим окружением. Но теперь входящие в него группировки вновь рвут этот 'ближний круг' на части. В принципе, именно так выглядит целесообразный метод управления для авторитарного лидера - Путин должен постоянно провоцировать внутренние распри между различными влиятельными силами, чтобы они не 'нацелились' на него самого. Однако в результате весь политический ландшафт России охвачен междоусобицами (ареной самых ожесточенных баталий стали судебная система, военная и энергетическая сферы): они отвлекают силы, которые в противном случае можно было использовать для решения внешнеполитических задач.
Наконец, перед Россией стоит еще одна проблема, хотя сегодня Кремль не желает даже признавать ее существования. Китай 'уводит у него из-под носа' Центральную Азию, создавая инфраструктуру, призванную сделать интеграцию с Пекином более привлекательной в глазах стран региона, чем поддержание сохранившихся с советских времен связей с Россией.
Ключевое значение в этом плане имеет Казахстан - единственное из центральноазиатских государств, имеющее общую границу с Россией. Если Астана перейдет в сферу влияния Пекина, другие страны Центральной Азии не только сочтут экономически целесообразным последовать ее примеру, но и получат в лице Казахстана - шестого в мире по размерам территории государства - полезный 'буфер', отделяющий их от разгневанной России. Можно почти наверняка утверждать, что в 2008 г. российские дипломаты проведут немало весьма откровенных 'разговоров по душам' со своими казахскими коллегами, и если кто-то в Астане случайно отравится полонием, мы тоже не удивимся. Если все эти действия потерпят неудачу, нынешний год может войти в историю как момент, когда Москва 'утратила' Центральную Азию.
Комментарии