У \"царя\" России Владимира Путина есть только три союзника: это ее армия, флот и ракеты

На модерации Отложенный Демократические реформы 90-х оставили свой след на всем, начиная с промышленности, заканчивая Вооруженными силами. Тогда только ленивый не пинал Российскую армию, не писал о ее моральной и технической деградации. С момента развала Союза число стратегических бомбардировщиков в России сократилось на 39%, межконтинентальных баллистических ракет - на 58%, атомных подлодок с баллистическими ракетами - на 80%. Российская система раннего предупреждения держалась на честном слове.

Жива в памяти "экспертная" оценка американского журнала "Foreign Affairs", в котором США прозрачно намекали, что уже почти в состоянии "одним ударом" уничтожить весь деградировавший ядерный арсенал России (а заодно и крепнущий китайский). К сожалению, в этом была доля правды. По данным командующего Ракетными войсками стратегического назначения Николая Солонцова, 80% наших ракетных комплексов выслужило все мыслимые и немыслимые сроки эксплуатации и требовало незамедлительной замены. В феврале 2004 года во время стратегической командно-штабной тренировки ВМФ, на которой присутствовал президент Путин, сразу две АПЛ не смогли произвести пуск баллистических ракет.

Если раньше, когда сохранялся паритет военных потенциалов США и России, ядерная война означала бы взаимное уничтожение, то в условиях дырявого противоракетного щита и слабости ракетного арсенала Россия могла лишиться шанса на ответный ракетно-ядерный удар возмездия, что являлось прямой угрозой безопасности России, ее национальному суверенитету. Выводы были сделаны, и Владимир Путин "пообещал обеспечить ядерное сдерживание".

И вот, похоже, стабилизация дошла и до Вооруженных сил. В рамках модернизации Вооруженных сил Россия планирует развивать так называемую стратегическую триаду - ракетный комплекс, подводный флот и авиацию, способные нести на борту ядерное оружие.

Начиная с 10 декабря 2006 года ежегодно на боевое дежурство поступает три пусковых установки мобильного комплекса "Тополь-М", четыре шахтных пусковых установки этого типа. На конец 2007 года группировка ракетного комплекса "Тополь-М" стационарного базирования уже насчитывает 48 пусковых установок, мобильного базирования - 6 пусковых установок. После 2009 года темпы постановки на боевое дежурство ракетных комплексов "Тополь-М" шахтного и мобильного базирования удвоятся.

Стационарные комплексы по количеству пусковых установок составляют около 45% от общего количества боевых ракетных комплексов, а по числу боевых блоков - почти 85% потенциала существующей группировки РВСН. Ядерные силы России, основу которых составят комплексы "Тополь-М", смогут преодолевать перспективные системы ПРО, и их число будет постоянно увеличиваться. Но и этого, по мнению президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова, недостаточно. По его словам, чтобы возместить убыль от старения матчасти, необходимо вводить по 30 комплексов ежегодно, а Минобороны планирует только по 14 с 2009 года.

В рамках программы модернизации ВМФ России строятся подводные крейсеры стратегического назначениям (Проект "Борей"), которые будут оснащаться морским ракетным комплексом нового поколения "Булава", по своим тактико-техническим характеристикам не имеющим аналогов в мире. В начале июля главнокомандующий Военно-морскими силами России адмирал В.Масорин выступил с заявлением о том, что реформа Военно-морского флота России предусматривает создание большого океанского флота, второго по мощи среди военных флотов мира. Планируется, начиная с 2015 до 2027 года ввести в строй 6 авианосцев, которые станут основой шести морских соединений - авианосных ударных группировок. Фактически это сопоставимо с авианосным флотом США, который насчитывает 11 авианосцев, что в 2-3 раза превышает силу любого другого флота мира, в том числе весь флот объединенной Европы. Также в соответствии с утвержденными планами Российские ВВС получают новые стратегические бомбардировщики Ту-160.

Практика присутствия

17 августа 2007 года президент России Владимир Путин принял решение возобновить полеты российской стратегической авиации на постоянной основе. В 00.00 часов с семи аэродромов в разных частях России в воздух были подняты 14 стратегических ракетоносцев, самолетов обеспечения и самолетов заправщиков. Таким образом, в 2007 году дальняя авиация ВВС России возобновила полеты на воздушное патрулирование в отдаленных регионах мира, прерванные в 1992 году. Сегодня боевое дежурство носит стратегический характер и осуществляется в регионе активного судоходства и экономической деятельности России на регулярной основе.

За несколько месяцев Ту-95 и Ту-160 совершили более 70 вылетов в нейтральные зоны практически во всех направлениях.
На Восток - к Канаде, Аляске и американским базам в Тихом океане. На Запад - вдоль границ Норвегии, Дании, Британии, Исландии. На Юг - над Черным морем и даже Индийским океаном.

5 декабря 2007 года, вслед за стратегической авиацией, после 15-летнего перерыва к "практике постоянного присутствия" в Мировом океане (Северо-Восточной Атлантике и Средиземном море) с целью "обеспечения военно-морского присутствия и создания условий для безопасного российского судоходства", вернулся ВМФ России.

До развала Советского Союза Северный флот, частично Балтийский и Черноморский, контролировал всю Атлантику и Средиземное море. Тихоокеанские корабли обеспечивали присутствие СССР в Тихом океане. С 1967 года боевую службу в Индийском океане несла Восьмая эскадра кораблей специального назначения.

Корабельная ударная группа в составе тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов", больших противолодочных кораблей "Адмирал Левченко" и "Адмирал Чабаненко", судов обеспечения "Сергей Осипов" и "Николай Чикер" (Северный флот) в Северо-Восточной Атлантике соединилась с судами обеспечения "Лена" и "Кола" Балтийского флота. Пополнив запасы, корабельная ударная группа Российского ВМФ продолжила поход по намеченному маршруту в Средиземное море.

За 15 лет, пока российских кораблей не было в Средиземном море, оно стало считаться военно-морской резиденцией НАТО. Но ситуация меняется - военные порты Тартус и Латакия уже готовятся принять российскую группировку. Сирия таким образом рассчитывает укрепить свое влияние в регионе, и это послужит хорошим сигналом для других бывших союзников СССР.

Знак равенства (или холодная война не проиграна)

По мнению Евгения Вертлиба, усиление России "не в ту сторону" воспринимается американцами как главная угроза собственной национальной безопасности. Потому что "между собственной безопасностью и мировым господством в Вашингтоне (и это является главной ошибкой) поставлен знак равенства". Психология проста - Россия возвращает себе мировую значимость - следовательно, холодная война не проиграна.

Первый заместитель начальника штаба Космических войск генерал-майор Александр Якушин, считает что после одностороннего выхода США в 2002 году из договора по ПРО исчезли ограничения не только на развертывание систем противоракетной обороны, но также и на создание глобальной ПРО одним государством или группой государств. Это может привести не только к нарушению стратегического баланса в Европе и Юго-Восточной Азии, но и к глобальным негативным последствиям. "Это означает, что государства, вошедшие в глобальную систему ПРО, будут стремиться получить одностороннее военное преимущество, в том числе ядерное, над любой страной мира, включая Россию".

Односторонние действия США - это развертывание не просто элементов ПРО, а размещение стратегических компонентов передовой группировки вооруженных сил США в Восточной Европе, что ведет к нарушению стратегического баланса и снижает эффективность ядерного сдерживания. И это несет угрозу национальной безопасности России. В этом смысле военные меры, принятые в 2007 году, важны не только в стратегическом, но и в политическом контексте.

12 декабря Россия вышла из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Фактически зашли в тупик переговоры по поводу развертывания элементов американской системы ПРО в Польше и Чехии. (Госдеп США, по сути, торпедировал все то, о чем договаривались стороны на встрече "два плюс два".) Тревогу вызывает не столько факт размещения 10 противоракет в Польше и радара в Чехии, сколько отсутствие договора с США о том, что в этих странах установят только эти объекты. При этом в Калифорнии к концу года вместо двух противоракет будет четыре, а на Аляске вместо 14 уже 20. В 2009 году истекает срок действия российско-американского Договора о сокращении наступательных вооружений (СНВ-1), и американцы уже заявляют, что не будут его продлевать.

Можно долго спорить, нужна ли сейчас России практика военного присутствия в мире, программы реформирования и перевооружения армии и флота, или лучше сосредоточиться на внутренних проблемах, как предлагает Михаил Диунов? Очевидно одно - меры, принятые российским руководством в 2007 году, сделали систему ядерного суверенитета России глобальной. И это означает, пользуясь терминологией Алексея Чадаева, что Запад проиграл кампанию по ограничению национальных интересов России в пределах ее собственных границ. А тем временем плановые мероприятия вдоль границ России ведутся Соединенными Штатами параллельно.