Внутренняя борьба за вал продуктов. Эльвира Набиуллина переоценила ВВП Алексея Кудрина

На модерации Отложенный От вчерашней встречи президента Владимира Путина с членами правительства многие чиновники ждали неприятностей. Предполагалось, что президент особое внимание уделит, по определению вице-премьера Александра Жукова, "разочарованию 2007 года". То есть нелицеприятный разговор, как ожидалось, пойдет о неприлично высоких темпах инфляции. Однако обошлось не только без оргвыводов, но и вообще без предметного разговора о причинах роста потребительских цен.

 

Зато министры экономического блока, опережая друг друга, пытались доказать президенту, что их оценка роста ВВП самая достоверная.

Оценка Кудрина

Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин оценил 2007 год как один из самых удачных: "С точки зрения исполнения бюджета год был успешным". Но главное другое - ВВП России, по подсчетам Минфина, достиг рекордных величин. Например, если ВВП в 1992 году едва достиг, по документам Минфина, $200 млрд, то в уходящем году объем ВВП составит не менее $1,25 трлн. А это означает, что за 15 лет главный макроэкономический показатель вырос в шесть раз. Мало того, другой показатель - ВВП на душу населения - так же резво подскочил до $11-12 тысяч. Глава Минфина почему-то решил, что это уровень стран с высоким доходом (для сравнения: подушевой доход португальца на 40% больше, чем у россиянина, а задача догнать и перегнать Португалию по уровню ВВП на душу населения была поставлена еще в 2001 году).

Бюджетники могут рассчитывать на пир. "Темп прироста расходов бюджета по итогам 2007 года существенно выше, чем мы планировали в июне при принятии трехлетнего бюджета", - уверен Кудрин. Без учета нефтегазовых допдоходы в 2007 году должны составить, как уверен Кудрин, 272 млрд рублей. В общем, налицо успехи нынешнего образа правления.

Оценка Набиуллиной

Глава МЭРТа Эльвира Набиуллина пошла еще дальше. По ее данным, ВВП России продолжает расталкивать конкурентов. Вчера она заявила президенту Путину, что в уходящем году российский ВВП вышел на восьмое место с результатом $1,8 трлн (то есть значительно больше, чем по оценке Кудрина), а это также больше соответствующих показателей Италии и Бразилии. К 2020 году в концепции долгосрочного социально-экономического развития, разработанной в МЭРТе, поставлена задача войти в первую пятерку стран с наибольшим ВВП. Президенту Путину особенно пришлось по душе, что Россия год от года увеличивает отрыв в области ВВП от слаборазвитых стран.

Однако не совсем ясно, по каким показателям Россия вырывается вперед. Набиуллина уверяла Путина, что последние благоприятные для России расчеты 2007 года сделаны во Всемирном банке. Однако банк считал показатели ВВП по паритету покупательной способности (ППС) в 2005 году (см. сайт Росстата), а данные Набиуллиной явно основывались на прогнозе (еще весеннем) МВФ, согласно которому Россия все равно, как утверждалось в ВБ, выбивалась на восьмое место по ВВП в мире. Хотя есть и существенная разница. ВВП России, по ВБ, в 2005 году - $1,7 трлн. По методике МВФ - $1,5 трлн. И тогда не восьмое, а девятое место. Тем не менее в этом году Россия по любым методикам (и ВБ, и МВФ) выходит на восьмое место. Кудрин же считал российский ВВП по другой методике - пересчету рублей в доллары по номинальному курсу. Поэтому возможны разночтения.

Но главное другое. Никто из правительственных макроэкономистов не взял в расчет реальные темпы инфляции и, соответственно, темпы роста ВВП в будущем году.

А здесь и кроется мина замедленного действия. Если и в 2008 году рост цен не опустится ниже 12%, то ВВП неизбежно затормозит. И достижение 2007 года - 7,6% - станет неповторимым.

Что для вас будет чувствительнее: замедление роста ВВП или рост цен?

Михаил Шмаков / председатель Федерации независимых профсоюзов России:

Рост цен. Потому, что, во-первых, относительно замедления роста ВВП разные службы дают разную картину. А во-вторых, потому, что разница между, скажем, 6,9%, 7,5% или 8% для простых людей будет попросту меньше заметна, чем реальная инфляция потребительской корзины. Ведь подобные счетные величины напрямую влияют на нашу жизнь в меньшей степени.

Владимир Тихомиров / старший экономист ФК "Уралсиб":

Вообще, сильный экономический рост часто сопровождается повышенной инфляцией. Ведь когда идет большой приток инвестиций, увеличивается денежная масса. Соответственно, всплеск инфляции, который мы наблюдали в 2007 году, отчасти вызван именно этой причиной. Однако сейчас проблема в другом: если инфляция будет оставаться на больших, двузначных уровнях, она начнет носить сильный негативный и разрушительный характер для экономического роста. Потому, что, по сути, будет происходить обесценение денег (в том числе инвестиций), и в итоге в реальном выражении инвестиции, экономический рост и доходы населения могут пострадать. Поэтому из всего вышесказанного могу сделать вывод, что проблема номер один - это все-таки инфляция, а не замедление экономического роста.

Григорий Томчин / президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий (работодателей):

Замедление роста ВВП, так как рост цен - это затраты, а ВВП - это доходы. Конечно, простые люди, которые не посвящены в экономическую терминологию, происходящее не поймут, однако почувствуют. Потому что при замедлении роста ВВП, а по сути, замедлении расширения притока денег будет наблюдаться замедление инфляции. Но то, что она замедлится, народ не заметит, считая, что инфляция большая, ведь доходы не будут расти.

Владимир Сальников / ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:

На первом месте будет стоять инфляция. Причем в ближайшие годы это, по-видимому, окажется общемировой спецификой (озабоченность ростом цен отмечалась уже в Европе). Что же касается некоторого замедления темпов роста ВВП, я думаю, что обычный человек его почти не почувствует. Ведь на изменение скорости любого процесса мы реагируем, когда оно превышает определенный порог. А в этом смысле изменение будет, видимо,

за пределами восприятия. Но если говорить с экспертной точки зрения, снижение роста повлияет на некоторые параметры, связанные, в частности, с наполнением бюджета. То есть условно какие-то проекты, возможно, будут реализовываться с некоторой задержкой. Потом теоретически может быть отмечено влияние и на наш инвестиционный рейтинг. Однако опять же изменение указанных параметров едва ли будет значительным, так как замедление темпов роста ожидается небольшое. Кроме того, точность измерения роста ВВП тоже не особенно высока, а потому и значение показателя подвержено колебаниям.