Как стать кандидатом в претенденты: самое трудное для \"самовыдвиженцев\" — добраться до старта
На модерации
Отложенный
23 декабря — последний день, когда ЦИК может получить решения о выдвижении кандидатов в президенты от политических партий (ходатайства инициативных групп кандидатов-самовыдвиженцев надо было представить не позднее 18 декабря). На этом первый этап президентской кампании закончится и начнется второй — впрочем, не для всех необходимый, поскольку парламентские партии пользуются льготой и выдвинутый ими кандидат регистрируется автоматически. Соответственно, Дмитрий Медведев, Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский могут уже считать себя включенными в бюллетень. Остальные должны собирать не менее 2 миллионов подписей и делать это в, мягко говоря, непростых условиях.
Сложнее всего Владимиру Буковскому: ЦИК может поставить перед ним «шлагбаум» уже на этапе регистрации инициативной группы.
И Конституция (пункт 2 статьи 81), и закон о президентских выборах требуют от кандидата в президенты «постоянного проживания на территории Российской Федерации не менее 10 лет», Буковский же, как известно, живет последние тридцать лет за границей. Но какой период имеется в виду? Если предшествующие выборам 10 лет, то и Борис Ельцин в 1996 году, и Владимир Путин в 2000 году не имели права баллотироваться в президенты — просто потому, что в 1990 году не было такого независимого государства «Российская Федерация». А если имеются в виду любые 10 лет проживания на территории, которая сейчас входит в состав России, то Буковский, который до 1976 года жил в Советском Союзе, не должен иметь сложностей. Впрочем, с учетом того, что интерпретировать Конституцию будет орган, который не усматривал никаких нарушений в путинской агитации во время думской кампании, — шансы легендарного диссидента не очень велики.
Но если даже этот «барьер» Бу-ковским будет взят успешно, дальше перед ним и другими оппозиционными кандидатами — Михаилом Касьяновым и Борисом Немцовым — встанут куда более высокие.
Собрать 2 миллиона подписей (заметим, прежняя редакция закона о выборах президента требовала вдвое меньшее число) надо специфическим образом: «на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта».
Иначе говоря, собрать подписи надо не менее чем в 41 регионе России — одними мегаполисами не отделаешься. А время поджимает: последний срок сдачи подписей — за 45 дней до голосования, то есть 17 января.
Таким образом, большая часть «подписной кампании» приходится на период новогодних праздников. А еще надо успеть все привезти в Москву, проверить, составить и заверить у нотариуса списки всех сборщиков подписей. В общем, задача близка к безнадежной.
Тем не менее предположим, что и ее удалось решить. ЦИК получает подписи — и в течение 10 дней будет их проверять. При этом процент «брака» минимален: допускается не более 5% недействительных и недостоверных подписей. Даже если предельно тщательно собирать подписи — в эту «квоту» трудно уложиться. А проверять будут с пристрастием.
К проверке, чтобы установить, правильно ли указаны сведения об избирателях и собственноручно ли избиратель (как того требует закон) поставил не только подпись, но и дату ее внесения, могут привлекаться члены нижестоящих избиркомов и эксперты из МВД, органов юстиции, Федеральной миграционной службы и других госорганов. При этом заключения экспертов, как написано в законе, «могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей».
Тут-то и зарыта главная «собака». Проверять будут 20% подписей — иначе говоря, 400 тысяч. Если подписи представят пять кандидатов — получается 2 миллиона. Одному эксперту-почерковеду на квалифицированное изучение одной подписи надо как минимум три минуты. Работая каждый из десяти «проверочных» дней по 8 часов, с этой задачей справятся лишь 1250 экспертов. Интересно, есть ли такое их число во всей стране? Или проверка будет проходить, как весной 2007 года в Петербурге, когда на выборах Законодательного собрания «ЯБЛОКО» обвинили в недостоверных подписях, причем эксперты тратили примерно по 6 (!) секунд на проверку одной подписи? А когда в горизбирком и затем в ЦИК лично явились избиратели, чьи подписи объявили «фальшивыми», им сказали: у нас есть мнение специалистов…
Все это может повториться и сейчас — правила «проверки» ровно те же, устанавливающие «презумпцию виновности». Вообще-то если избирательная комиссия считает подписи недостоверными — она должна добиться их признания таковыми по суду. Но на практике все наоборот: именно кандидаты или партии должны обращаться в суд.
Комментарии