Вознаграждение независимого директора в России приближается к западным стандартам

На модерации Отложенный Согласно представленным вчера оценкам Ассоциации независимых директоров России (АНДР), вознаграждение независимого директора в России будет укладываться в диапазон $70-250 тыс., постепенно снижаясь и приблизившись к западным стандартам. Снижение оценки происходит на фоне все более популярного выбора "американской" модели оплаты сотрудника -- его вознаграждение зависит от итогов работы компании.
Согласно данным Ассоциации независимых директоров России (АНДР), четко прослеживающаяся тенденция к уменьшению ранее установленных рекордных уровней оплаты директоров привела к очередному снижению годового вознаграждения независимого директора в 2007 году. По оценкам АНДР, годовое вознаграждение независимого директора, не являющегося исполнительным, в крупных российских АО в 2007 году в основном укладывается в диапазон $70-250 тыс. Так, по данным ассоциации, вознаграждение таких членов совета директоров в ГМК "Норильский никель" составит $160 тыс., Росбанке - $85 тыс., "Роснефти" - $195 тыс., группе ГАЗ - $125 тыс., группе "Евраз" - $150 тыс. "Намечающаяся тенденция объясняется восприятием директорами снижения рисков работы в России, практикой делового оборота и требованиями биржевого листинга необходимости привлечения независимых директоров",-- говорит управляющий директор АНДР, член биржевого совета ММВБ, член совета директоров ОГК-2 Александр Филатов.

Отметим, еще несколько лет назад оплата независимых директоров в России была чрезвычайна высокой. Так, например, в 2004 году независимые директора Газпромбанка получали за свою работу от $1 млн до $3 млн. Такие же суммы выплачивались и в "Нортгазе". По прошествии трех лет, утверждают в АНДР, ситуация принципиально изменилась, в том числе из-за несколько снижающейся популярности "британской" модели вознаграждения независимого директора. Согласно этой модели оплата не зависит от результатов деятельности компании и выражается в фиксированных денежных суммах. По этой схеме, то есть исключительно деньгами, оплачивают услуги независимых директоров в таких компаниях, как "Норникель", "Татнефть", СУЭК, ЛУКОЙЛ, "Газпром", "Северо-Западный телеком", "Балтика", "Вимм-Билль-Данн", Сбербанк.


Согласно же другой, "американской", модели, приобретающей популярность в России, деятельность директоров в советах оценивают не только по времени, проведенному на заседаниях, но и по результатам работы компании. В ней внешние директора, не работающие в оперативном управлении бизнесом, более 50% своего вознаграждения от работы в совете получают в виде акций (иногда опционов на акции), меньшую - в виде фиксированного гонорара. По данным АНДР, в 2007 году внешние директора АФК "Система", "Вымпелкома", "Полюс-Золота", "Северсталь-авто", Трубной металлургической компании получат вознаграждение именно по такой схеме.

Различие подходов в АНДР объясняют менталитетом российской корпоративной сферы. "Если считать директоров только контролерами, поставленными над менеджментом,- то они не должны быть завязаны на результат. Если же к роли контролера добавляется роль поддержки менеджмента, помощи в стратегическом направлении развития компании, то справедливо вознаграждать членов совета директоров за достигнутые компанией результаты",- считает Александр Филатов. Председатель комитета по аудиту СУЭК Дмитрий Боски не видит "никакого противопоставления акций и фиксированного гонорара за работу в совете директоров". "Но должен присутствовать элемент фиксированной оплаты, если вы хотите, чтобы директор исполнял свои обязанности со всей тщательностью и вниманием. Единственный вопрос - в пропорции этих двух составляющих вознаграждения",- отмечает он. Аргументы в пользу опционов приводит и независимый директор ТМК, "Северсталь-Авто" и Распадской угольной компании Джеффри Таунсенд. "Необходимо сблизить позиции и интересы директора и акционера. Владение акциями, возможно, является наилучшим способом",-- считает он. По его словам, например, BP "поощряет, но не требует", чтобы директора владели пакетом акций, эквивалентным сумме годового вознаграждения.