Полномочия и авторитет. Возможен ли равноправный тандем президента и премьера?
На модерации
Отложенный
Накануне Нового года и новых выборов россияне озадачены. Чего ждать от следующего президента? Как Путин спустя 8 лет вернётся на пост премьера? Удастся ли в наступающем году избежать всплеска «мышиной возни» под ковром большой политики? Кого победит Медведев
В понедельник «Единая Россия» официально выдвинула Д. Медведева кандидатом на пост президента. Круг его соперников определится до 23 декабря, когда ЦИК завершит приём заявок на участие в выборах. Побороться решили В. Жириновский, Г. Зюганов, М. Касьянов, Б. Немцов. Отказался Г. Явлинский, Г. Каспаров не смог провести собрание инициативной группы.
Но кто бы ни был в списке соперников, вряд ли кому-то из них повезёт. В високосном 2008 году, как прежде в 1996-м, 2000-м и 2004-м, победу кандидату от власти гарантируют, кажется, сами звёзды.
- Зюганов и Жириновский поделят 2-е и 3-е места, - предсказывает известный германский политолог А. Рар. - При этом выдвижение Медведева - приятный сюрприз для Запада. Другие вероятные преемники Путина ассоциировались с КГБ и советским прошлым. Медведев же отодвинет в тень и Касьянова, и любых других либералов.
Но главное - Д. Медведева поддержал действующий президент. Больше того, едва став кандидатом, 42-летний 1-й вице-премьер предложил В. Путину возглавить потом правительство. Президент на съезде «ЕР» заверил, что готов к новой работе.
Почему Путин остаётся во власти
- В стране ещё много нерешённых проблем, всем нам надо засучив рукава работать без чванства и амбиций с полной отдачей сил, - заявил президент в понедельник на съезде «единороссов».
Говорят, ещё весной прошлого года рассматривался вариант «дальнего отхода» B. Путина от власти после избрания нового президента. Что ни говори, но 8 лет у руля страны - это серьёзная нагрузка, и чисто по-человечески можно было понять желание снять с себя бремя ответственности - пусть даже на время. Но потом, судя по всему, был избран иной сценарий. Сценарий передачи президентской власти надёжному соратнику при сохранении за самим В. Путиным контроля за положением дел в стране.
Ведь, сколько бы ни говорили про стабильность, российская реальность заставляет держать ухо востро. Партийная система ещё не вышла из младенческого возраста и нуждается в пригляде. Оппозиция хоть и ослаблена, но временами «кусается». Олигархи (как сбежавшие за границу, так и притихшие на родине) живут с булыжником за пазухой. Да и в кругу соратников то и дело вспыхивают стычки - аресты генерала А. Бульбова и замминистра финансов C. Сторчака стали сигналами нешуточных разборок внутри властных элит. Дошло даже до проверки Генпрокуратурой недавно созданного Следственного комитета.
К внутренним линиям напряжения добавляются внешние. Отношения с США близки к точке замерзания, с Британией у нас очередной дипломатический скандал... В общем, даже самому способному преемнику может не хватить опыта и сноровки «разрулить» возникающие проблемы. Пост главы правительства, по мнению многих экспертов, и даст В. Путину наиболее полную возможность для повседневного «пригляда» за ситуацией и оперативной помощи вновь избранному президенту.
Как сработаются президент с премьером
- Это, наверное, трудный шаг, потому что человеку, который занимает высший пост в государстве, нелегко встать на второе место, - так отозвался о возможном премьерстве В. Путина Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, добавив, что президенту придётся через эту трудность «переступить».
Но «переступить» - это полдела. Есть проблема посерьёзнее: кто же в стране будет главным? Президент Д. Медведев, обладающий по Конституции огромными полномочиями (в том числе правом в любую секунду отправить в отставку правительство)? Или премьер-министр В. Путин, обладающий огромным авторитетом?
По Конституции РФ невозможен равноправный тандем «президент-премьер». Ничего не изменилось с советских времён, когда главы правительства отвечали за экономику. Если дела шли не очень хорошо, то именно они становились "стрелочниками", - напоминает А. Рар.
В его родной ФРГ, кстати, президент является декоративной фигурой, а реальной властью наделён глава правительства - канцлер. Но чтобы сделать так в России, нужно переписывать законы и Конституцию. Однако Путин подтвердил, что не хотел бы видеть в России слабого президента:
- Я согласен работать на посту премьер-министра без изменения властных полномочий между президентом и председателем правительства.
Так что, скорее всего, Россия останется президентской республикой. Тем более что В. Путин может вернуться на кремлёвский престол в 2012 г. или даже раньше, если Д. Медведев по каким-то причинам уйдёт в отставку (премьер в этом случае автоматически станет и. о. президента до внеочередных выборов).
Конечно, нелегко сейчас представить, как президент, сойдя с вершины Олимпа, окунётся в хозяйственную рутину, будет проводить заседания скучных комиссий, выезжать на заводы и в коровники, отвечать за рост цен и лопнувшие трубы... Впрочем, из этой пикантной ситуации можно найти выход. Ничто не мешает львиную долю рутинной работы поручить паре-тройке крепких вице-премьеров, оставив за премьер-министром наиболее важные экономические решения и самые значимые визиты. Ему даже можно предоставить рабочую резиденцию в Кремле и в Белом доме бывать наездами - закон этого не запрещает.
В мировой практике, кстати, известны случаи, когда бывший президент спускался на ступеньку ниже. Например, В. Коштуница в Сербии, А. Бразаускас в Литве.
Какие испытания ждут Россию
Послевыборный пейзаж наблюдателям видится по-разному. Кто-то пророчит новый виток роста цен, кризис, связанный с износом энергетики и ЖКХ. Кто-то предрекает конфликт внутри бюрократии - по линии «силовики - либералы» и по линии «центр - регионы».
- Новому президенту придётся с нуля выстраивать отношения с региональными элитами, в том числе на проблемном Северном Кавказе, - говорит политолог Д. Орешкин.
- Передача власти пройдёт спокойно - денег в экономике много, есть «подушка» Стабфонда, - считает гендиректор Центра политической информации А. Мухин. - Кремль не боится и внешнего давления, о чём свидетельствует мораторий на ДОВСЕ. К тому же часть проблем уже решается: с Польшей, например, договариваемся.
Правда, после победы 5 января на выборах президента Грузии М. Саакашвили может раздуть новый конфликт с Россией.
Не будет спокойно и в других уголках планеты.
- Маловероятна, но по-прежнему возможна война в Иране или расширение НАТО на страны СНГ, - говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Ф. Лукьянов. - Косово превратится в очаг постоянной напряжённости. Кто-то признает его независимость, кто-то нет.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Сэй Вэньхун, сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук:
- Г-н Медведев уже показал себя миру - он, например, представлял вашу страну во время Года России в Китае. Но всё-таки он пока остаётся человеком-загадкой и по китайским меркам очень молод. У нас преемника начинают готовить поэтапно, за 5 лет до смены власти. Председатель КНР Ху Цзиньтао был введён в состав ЦК КПК 17 лет назад. Ему тогда было 49 лет, и он считался очень молодым партийцем. Игорь Бунин, гендиректор Центра политических технологий:
- Многое зависит от того, какая роль отведена преемнику. Если он заменит В. Путина ненадолго, в стране особо ничего не изменится. Условно этот сценарий называется «Блюститель». В. Путин продолжит держать в руках все нити. И может руками «блюстителя» резко обновить команду госуправленцев.
Конституция и дьявол
Есть надежда, что в 2008 году опасных политических сюрпризов не будет. Два высших поста государства займут единомышленники, соратники, птенцы одного, питерского гнезда.
Помимо сохранения стабильности создающийся тандем с большой долей вероятности сможет преодолеть наметившуюся в последние годы бюрократическую стагнацию и пробуксовку реформ.
Одновременно снимается тревожная неясность относительно идеи «национального лидера». Введение этой внеконституционной должности могло бы привести к возникновению дополнительного центра власти и соперничеству властных группировок. Возникшая по этому поводу дискуссия позволила уточнить: а готово ли российское общество к явлению нового мессии.
Реакция оказалась более чем прохладной. По опросу Левада-центра, лишь 17% населения высказались в пользу придания кому бы то ни было статуса вождя. А 30% высказались отрицательно. И этот сигнал дошёл до В. Путина. Хорошим знаком является и то, что потерпели поражение сторонники перекройки Конституции. А это значит, что Россия прерывает пагубную традицию подгонки законов под рост и причёску того или иного лидера.
Дьявол в деталях
На шахматной доске расставлены все основные фигуры. Но неясными остаются многие формально протокольные, а по сути политические аспекты предстоящей партии. В России скрытную и не всегда благовидную роль играет так называемое ближайшее окружение. Чаще «пешки» даже более ревнивы к атрибутам власти, чем «ферзи». У кого круче дача, выше флагшток, помпезнее выходы, «крепче рукопожатие»?
Дьявол в деталях. Мы все привыкли к азиатскому ритуалу, когда премьер и министры вскакивают при входе в кабинет президента. Будет ли вставать В. Путин при появлении Д. Медведева? Или наоборот? Чтобы избежать двусмысленных нелепостей, надо менять скроенные под Ельцина царские ритуалы. Словом, потребуются умная протокольно-политическая притирка, мудрые компромиссы.
Очевидно, что ядерный чемоданчик будет у президента. Понятно, что президент будет ездить на автомашине с президентским штандартом. Б. Ельцин, впрочем, при уходе из Кремля выторговал себе право пользоваться для своего авто триколором. Будут ли продолжены эти игры в статусные бирюльки?
Определённая ревность может возникнуть по вопросу о том, кто будет ездить на самые престижные международные встречи, общаться с «другом Джорджем», «другом Саркози». Согласно Конституции, именно президент представляет Россию в международных отношениях и, соответственно, на встречах «Большой восьмёрки». Но ведь г-жа Меркель, представляющая Германию в «Восьмёрке», к примеру, не президент, а канцлер...
Спецзащита
Кто будет курировать традиционно мощный в России и закрытый для общественного контроля силовой блок? Недавние публичные дрязги в стане «силовиков», их возрастающая активность в переделе собственности настораживают. Тут, как говорится, нужен глаз да глаз. У В. Путина для этого больше опыта и, похоже, жёстче рука. Очевидно, что эти вопросы придётся каким-то образом решать. Легальные выходы для этого есть. Тема контроля над «силовиками» в Конституции детально не прописана. Статус Совета безопасности определяется не Конституцией, а отдельным федеральным законом. Так что здесь вполне возможно «дружеское делегирование» полномочий без нарушения Конституции.
На эту проблему, кстати, уже обратили внимание зарубежные аналитики. «Есть опасения, - пишет американский «Уолл-стрит джорнэл», что 42-летнему юристу Медведеву, не служившему в КГБ, будет трудно держать под контролем выходцев из спецслужб. В лице Путина на посту премьер-министра он получит союзника, который защитит его от агрессивных кланов спецслужб, укрепившихся в последние годы на вершине власти».
Мы с Тамарой...
К сожалению, в России с её зачаточной демократией и тоталитарной инерцией есть печальный опыт «коллективного руководства». После смерти Сталина короткое время страна управлялась «триумвиратом» Маленков - Булганин - Хрущёв. При этом Маленков (считавшийся наследником Сталина) курировал силовой блок, Булганин - госструктуры, Хрущёв - партию. Даже некоторые международные визиты осуществлялись коллективно.
Быстро назревший конфликт политических интересов и личностных амбиций был ликвидирован типично советским методом: в 1957 г. Хрущёв при поддержке генералов и, в частности, маршала Жукова разоблачил заговор «антипартийной группы» Маленкова - Кагановича - Молотова. К счастью, дули уже новые ветры и никого не расстреляли. Маленкова сослали директором гидростанции в Усть-Каменогорск, Молотова - послом в далёкую Монголию, Кагановича назначили директором Уральского калийного комбината. Маршала Г. Жукова вскоре выпихнули на пенсию. С «коллективным руководством» было покончено. Началась накачка культа Хрущёва.
* * *
В нынешней ситуации есть надежда на то, что при дружеской связке Путин - Медведев президентский и правительственный блоки будут действовать не как конкуренты, а как единая команда. Если имеется, как нас уверяют, общий план модернизации России, то все «дьявольские детали» могут и должны отойти на задний план.
Комментарии