Король Саудовской Аравии Абдалла помиловал девушку, которую осудили за то, что она стала жертвой изнасилования

На модерации Отложенный 17 декабря король Саудовской Аравии Абдалла помиловал «девушку из эль-Катифа», которую до этого осудили за то, что она стала жертвой изнасилования. Однако международный резонанс, возникший в ходе судебного процесса, так легко не погасить.

Все началось с того, что в прошлом году в городе Эль-Катиф (восточная часть Саудовской Аравии) девушка обратилась в полицию и заявила, что стала жертвой изнасилования. По ее словам, она вышла замуж, поэтому встретилась со своим бывшим приятелем, села к нему в машину, и попросила вернуть свои фотографии. Затем в автомобиль ворвалось двое мужчин, скрутили девушку и ее друга, вывезли за город и там со своими сообщниками всемером их изнасиловали, причем каждый из насильников надругался над девушкой по два раза.

Полиции удалось найти преступников, и они вскоре предстали перед судом. Вообще шариатские суды в Саудовской Аравии обычно не церемонятся с обвиняемыми, и дают им очень суровые приговоры. Такие преступления, как убийство, изнасилование, торговля наркотиками и вооруженный грабеж вообще иногда караются смертной казнью. Этой весной, к примеру, пятеро саудовцев были публично обезглавлены в Медине за то, что похитили, избили, изнасиловали и обезглавили подростка

Но в деле «девушки из Катифа» (ее имя до сих пор не известно общественности, поэтому ее именуют именно так) суд проявил необычную гуманность. Насильникам дали сроки от 10 месяцев до 5 лет тюрьмы. Но самое интересное, что наказание получила и сама жертва изнасилования! Девушка была приговорена к 90 ударам палкой за то, что она сидела в машине со своим другом. Столько же получил и ее друг.

Дело в том, что исламские законы разрешают женщинам находиться в обществе посторонних мужчин лишь в присутствии своих близких родственников мужского пола. Нарушители же считаются прелюбодеями. А как сказано в Коране, «прелюбодея и прелюбодейку — побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в последний день» (Коран, Сура 24, Стих 2, перевод академика И.Ю. Крачковского). Так что суд даже проявил к девушке некоторое милосердие, дав ей девяносто, а не сто ударов.

Тот, кто знает особенности судебной системы Саудовской Аравии, вряд ли удивится столь нелепому вердикту. Строгость приговоров в саудовских судах зачастую зависит от личной позиции судей. К примеру, насильникам иногда дают меньшее наказание, чем мужчинам, которые просто приставали к девушкам. Кроме того, в приговоре «девушке из Катифа» присутствовал и политико-религиозный момент. Дело в том, что девушка была шииткой, а насильники – суннитами. Известно, что шиитов в Саудовской Аравии, мягко говоря, не любят, а шиитское меньшинство всячески притесняют.

Скандал перешел на новый уровень когда дело в свои руки взял известный саудовский адвокат Абдуррахман аль-Лахим, которого на Западе считают местным борцом за права человека. Он подал апелляцию и добился пересмотра дела. В итоге насильникам ненамного увеличили сроки заключения (мужчинам дали от 2 до 9 лет), но одновременно с этим ужесточили наказание и девушке – ей дали 200 палок и 6 месяцев тюрьмы. Говорят, что суд решил ужесточить наказание девушке из-за того, что она придала делу публичную огласку. Сам адвокат аккурат перед заседанием суда был лишен лицензии, так что не смог присутствовать на заседании.

Но Абдуррахман аль-Лахим не опустил руки. «Моя клиентка является жертвой отвратительного преступления. Я считаю, что назначенное ей наказание противоречит законам шариата и является нарушением международных конвенций», — заявил адвокат девушки. «Судебные органы должны относиться к этой девочке как к жертве, а не как к преступнице». Во второй половине ноября адвокат выступил на американском телеканале CNN, где рассказал всю историю с «девушкой из эль-Катифа», а заодно поведал и обо всех недостатках судебной системы Саудовской Аравии.

В итоге дело получило широкий международный резонанс, и стало даже элементом предвыборной кампании в США. Кандидаты в президенты США от Демократической Партии Хиллари Клинтон и Барак Обама потребовали от Джорджа Буша лично вмешаться в ситуацию и надавить на Эр-Рияд.

Проявляющий недюжинную активность в области защиты прав человека во многих странах мира, официальный Вашингтон обычно старается смотреть сквозь пальцы на средневековую законодательную систему Саудовской Аравии. Подобные двойные стандарты США объясняются весьма просто: Эр-Рияд является не только одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок, но и ближайшим союзником Соединенных Штатов среди арабских стран. Однако резонанс этого дела был настолько силен, что в этот раз даже Белый дом смолчать не смог. «Моя первая мысль, когда я услышал об этом, была следующая: что бы было, если бы все это случилось с моей дочерью…Я был бы очень зол на тех, кто совершил это преступление.

И я был бы зол на государство, которое не поддержало жертву».

В итоге саудовские власти, заявлявшие, что дело «девушки из Катифа» является внутренним делом Саудовской Аравии, оказались под колоссальным давлением со стороны международного сообщества. Не помогло даже то, что 25 ноября министерство юстиции Саудовской Аравии публично заявило, что девушка якобы призналась во внебрачной связи со своим спутником. Саудовскому правосудию уже никто не верил.

Дошло до того, что министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал, прибывший на саммит в Аннаполисе, заявил, что «категорически не приемлет нападки на весь саудовский народ и саудовское правительство из-за отдельных происшествий».

Для того, чтобы погасить страсти, в дело был вынужден вмешаться лично король Саудовской Аравии Абдалла. В понедельник на первых страницах газеты «Аль-Джазира» был опубликован королевский указ, в котором своим высочайшим решением король Абдалла даровал помилование «девушки из Катифа». В королевском указе было указано, что девушка и ее спутник, ставшие жертвой группового изнасилования, и так в значительной степени пострадали, так что, можно сказать, они уже понесли наказание за свой проступок.

На Западе решение монарха Саудовской Аравии было воспринято очень благосклонно.

«Мы очень рады решению, принятому королем, и надеемся, что это станет сигналом представителям саудовской судебной системы», — заявил представитель государственного департамента США Том Кейси. «Мы бы не хотели видеть повторение подобных приговоров».

Впрочем, вряд ли эти надежды оправданны. Занявший в 2005 году трон саудовский король Абдалла давно уже хочет реформировать судебную систему страны, и даже подписал в октябре соответствующий указ. Но вступать в прямую конфронтацию с влиятельнейшим саудовским институтом судей, трактующим нормы Шариата и являющимся оплотом консервативных сил в стране, король не хочет. По крайней мере, пока. Кроме того, он понимает необходимость очень осторожного реформирования исламской системы страны, ведь именно правила этой системы легитимизируют право династии Саудов на трон страны. Поэтому, спасая имидж Саудовской Аравии на международной арене, король Абдалла использует практику королевских помилований в особо противоречивых ситуациях, как в «случае с девушкой из эль-Катифа». Министр юстиции Саудовской Аравии Абдулла Мухаммад аль-Шейх специально подчеркнул, что решение короля о помиловании девушки отнюдь не означает, что монарх считает вердикт судей несправедливым. «Король всегда пытается облегчить страдания своих подданных когда он считает, что приговор, вынесенный им, оставит в их душе психологическую травму», — объясняет министр газете Аль-Джазира решение короля.

Интересно, что сам Абдуррахман аль-Лахим уже один раз был подобным образом «прощен» королем» в 2005 году. В этом случае сомнительно, что он отделается так же легко. Ориентировочно в этом месяце он предстанет перед дисциплинарной комиссией, где будет обвинен в «оскорблении суда и неподчинении правилам и законодательствам» — именно так саудовские судьи квалифицировали критику адвокатом приговора девушки. Абдуррахман аль-Лахим теперь рискует вообще лишиться права вести адвокатскую деятельность.

Конечно, его сторонники не склонны драматизировать ситуацию. «Я уверен, что мы в конце концов добьемся положительного решения», — говорит Халед аль-Мутайри, который будет представлять «непослушного» адвоката на дисциплинарных слушаниях. «Я защищаю честь профессии, а также право юриста быть независимым», — добавляет он. Однако сомнительно, что без вмешательства короля Абдуррахману аль-Лахиму удастся выпутаться их этой ситуации с минимальными потерями. И можно не сомневаться, что король Абдалла несколько раз подумает, прежде чем вмешиваться. Ведь мятежный адвокат, в отличие от самой пострадавшей, своей риторикой посягнул на саму основу исламского правосудия, и поэтому Абдуррахман аль-Лахим, скорее всего, станет «козлом отпущения» для ортодоксальных судей.

Впрочем, дело «девушки из эль-Катифа» в долгосрочной перспективе также не сулит саудовским судьям ничего хорошего. Судебный процесс уже породил не только волнения в самой Саудовской Аравии, но и протесты по всему миру, нанося урон и так не образцовому образу ислама. Когда пройдут еще несколько подобных процессов (поводы для которых, учитывая реалии жизни в Саудовской Аравии, обязательно появятся), и в стране появятся очень много недовольных, людей, которые не захотят, чтобы из-за ортодоксальных судей у них возникали сложности в ведении дел со своими западными партнерами. И тогда король сможет собрать под свои знамена достаточно сторонников для того, чтобы взяться за судей всерьез.