Почему китайский автопром лучше российского

На модерации Отложенный

Истории вокруг недавних автомобильных “лотов” в последнее время напоминают увлекательный сериал. Еще в начале года на торги было выставлено несколько автомобильных брендов, среди которых Chrysler, Volvo, Saab, Opel, Hummer, Saturn. Однако положительным результатом могут похвастаться только два: Chrysler и Hummer. Остальные продолжают переживать различные катаклизмы: Saturn в конце концов решили ликвидировать, Saab все никак не подпишет документы с Koenigsegg, сделка между консорциумом Magna-Сбербанк и Opel в последний момент сорвалась из-за GM. Пытаясь повыгоднее себя продать, автокомпании не хотят делиться самым дорогим – технологиями. Что будет с “бесхозными” марками – все еще остается под вопросом.

Компания Ford еще в прошлом месяце определилась с основным покупателем Volvo – им должна стать китайская корпорация Geely Holding Group. Западные источники рассекретили подробности плана, с помощью которого китайцы собираются спасать Volvo. Как свойственно всем более или менее крупным китайским компаниям, планы у Geely амбициозные. Китайцы планируют сделать из Volvo глобальный бренд – под такой формулировкой, как правило, имеется в виду вывод продукта на рынок Китая. Действительно, став владельцем Volvo, Geely обещает построить новый завод Volvo в Китае с мощностью 300 тыс. автомобилей в год и увеличить продажи шведской марки в Китае до 200 тыс. автомобилей в год (в 2008 году было продано всего 12 600 шт.). В планах компании также продавать до 1 млн автомобилей Volvo в год всего (сегодня у Volvo не более 400 тыс.). Инженерное подразделение Geely, у которой, кстати, на сегодняшний день насчитывается всего пять модельных серий (FC, MK, CK, LS, MK2), обещает добавить в модельный ряд Volvo три-четыре новые модели, которые и станут вытягивать консервативный модельный ряд бренда на глобальных рынках. Volvo обойдется относительно недорого – Ford фактически согласен отдать компанию за 2-2,2 млрд долларов. Главный вопрос остается тем же: как Ford и Geely будут делить шведские технологии.

Geely – одна из немногих частных автомобильных компаний в Китае, в последнее время предпринимающая активные усилия для выхода на рынок Западной Европы. Впервые продукция Geely вышла за пределы Китая в 2003 году. Сейчас у компании шесть заводов на территории Китая, которые способны производить 300 тыс. автомобилей ежегодно и такое же количество двигателей и трансмиссий. Приоритными рынками для Geely в настоящее время выступают страны Восточной Европы, Африки, Ближнего Востока, а также Центральной и Южной Америки, в этих же регионах работают представительства группы.

На рынок Западной Европы китайские автомобили по-прежнему не поставляются из-за высоких требований по безопасности. К 2015 году компания собирается продавать по 2 млн автомобилей в год, построить не менее 15 производственных баз за пределами Китая и две трети прибыли получать на экспорте. До этого срока Geely должна разработать и вывести на рынок 15 новых моделей, восемь новых двигателей и шесть новых автоматических коробок передач. Конечно, сделать это возможно, но лишь заручившись сотрудничеством с крупным автопроизводителем в западном полушарии.

Окно в Европу Geely решила прорубать через Россию – не случайно здесь компания заручилась поддержкой одной из мощнейших дилерских групп, компании “Рольф”. Впрочем, несмотря на то что формально продажи Geely в России растут, нельзя сказать, чтобы дела у китайцев шли так уж хорошо. Китайские автокомпании по-прежнему не готовы осуществлять плотную работу на локальных рынках и брать на себя продвижение продукта, жалуются многие дилеры. Довольно долго продолжались переговоры “Рольфа” о начале производства автомобилей Geely на заводе Derways в Черкесске, однако победу в переговорах, похоже, одержал другой дилер, “Автомир”, который является официальным дистрибьютором другого “китайца”, марки Lifan. В “Рольфе” утверждают, что переговоры продолжаются, однако никаких деталей даже по примерным срокам не сообщают. Даже поставок автомобилей 2009 года выпуска у Geely в этом году не было. К концу года импортер обещал расширить модельный ряд Geely на российском рынке до пяти моделей (сейчас две, Geely MK и Geely Vision) за счет появления Geely MK в кузове хэтчбек, нового супермини и нового автомобиля B-класса – но и этого пока не произошло.

Вероятность того, что с приобретением Volvo стратегия китайцев радикальным образом изменится, достаточно велика. Ford уже имел экзотический опыт общения с “азиатами”, продав в прошлом году марки Land Rover и Jaguar индийской компании Tata. В последнем случае результаты какой-либо технологической интеграции были не очень явными, но китайцы все-таки не индусы, и китайская автопромышленность достаточно специфична и уникальна в своем роде. Китайцы давно горят желанием освоить премиум-класс, а покупка Volvo даст им для этого заветные технологии. Впрочем, чем все это может кончиться, мы можем наблюдать на примере уже практически состоявшейся сделки с Opel: даже несмотря на активное участие в переговорах российского премьер-министра, технологии русским, даже после согласования всех условий будущей сделки, так и не отдали.