Почему банки отказываются возвращать украденные с пластиковой карты деньги
На модерации
Отложенный
Стоит ли в этой ситуации потребителям идти в суд добиваться справедливости и какие у них есть шансы на выигрыш? На эти и другие вопросы отвечает D’.
Осенью у Александра К. мошенники украли сумку в кафе, куда он зашел перекусить. Среди вещей в ней находился и кошелек с двумя пластиковыми картами. "У меня не было возможности в это время заблокировать карту, кроме того, я был уверен, что ПИН-кода нет ни в сумке, ни в кошельке", — объясняет он. Позвонить в банк и заблокировать карту удалось лишь в два часа ночи (сама кража произошла около 22 часов. — Прим. D’). Но оказалось, что денег на карточном счете уже нет. Получив выписку из банка, Александр увидел: спустя полчаса c момента обнаружения пропажи в банкомате, расположенном недалеко от кафе, в котором он был, с его "пластика" были сняты все деньги.
Оправившись от первоначального шока, Александр написал заявление в банк с просьбой возместить урон от кражи в размере понесенных потерь. Спустя месяц банк прислал по почте ответ: "Все операции, не подтвержденные вами, совершены в банкомате стороннего банка до того момента, как вы информировали банк о краже. Правомерность проведения операций подтверждена вводом правильного ПИН-кода. Банк несет ответственность только за те операции, которые были совершены после сообщения держателя карты о ее потере или краже".
По словам банкиров, в данной ситуации вина лежит на самом держателе карты. "Скорее всего, вместе с украденной картой находился и ПИН-код. Не исключено, что мошенники могли сначала подсмотреть ПИН, а затем уже украсть карту. Третий вариант редко встречается: некоторые банки позволяют клиентам менять ПИН-код, и те, в свою очередь, меняют его на число, довольно легко подбираемое мошенниками (даты или числа, значимые для держателя карты: например, дата рождения)», — объясняет начальник управления карточного бизнеса Международного московского банка Александр Вишняков. За полчаса или час взломать карту или подобрать ПИН-код невозможно, утверждают банкиры. "Если, конечно, это не специальная группа мошенников, которая целенаправленно охотилась именно за "пластиком" конкретного лица или конкретного банка. Это может быть, но такие группировки охотятся за крупными суммами — когда на карте десятки тысяч долларов", — считает Владимир Тарико, заместитель начальника департамента розничного бизнеса Русского банка развития (РБР). По его мнению, большая часть пострадавших утверждают, что ПИН-кода ни в кошельке, ни в сумке не было, но после долгих разбирательств в 99% случаях оказывалось, что он все же был где-то записан.
Шансов нет!?
Оспорить операции, которые были проведены при наборе правильного ПИН-кода, практически невозможно, уверяют эксперты. "Как правило, во всех таких договорах указано, что банк не несет ответственности за операции, совершенные недержателем карты в период с момента пропажи карты до момента ее блокировки", — говорит Кирилл Пугачев, руководитель проектов банка "Сосьете Женераль Восток" (БСЖВ). У клиента в любом случае есть два пути — либо смириться с решением банка, либо подавать в суд. Банк, в свою очередь, смотрит на доказательства и доводы, которые приводит клиент, на статус самого клиента и сумму, которая была украдена. "Если сумма небольшая, к примеру 1 тыс долларов, то банку легче заплатить. Судебные издержки будут значительно больше. Если доказательная база истца достаточно убедительна, банк, скорее всего, компенсирует клиенту потери. И, наконец, в том случае, если клиент важен для банка (VIP-клиент), то банк может также пойти на уступки, чтобы не портить свою репутацию и не терять выгодного клиента", — рассказывает Владимир Тарико.
О минимальных шансах оспорить отказ банка говорят и юристы. "В случае отказа банка возместить убытки, вызванные снятием наличности через банкомат с карточки до уведомления банка о краже или утере карты, теоретически клиент может обратиться в суд с иском к банку с требованием возместить убытки. Но в том случае, если списание денежных средств произошло до уведомления банка о краже карты, банк ответственности не несет, шансы на удовлетворение такого иска клиента равны нулю. В случае кражи карты клиенту целесообразнее обращаться в правоохранительные органы. Если будет доказан состав преступления, то возместить убытки должно лицо, признанное виновным в совершении этого преступления", — советует старший юрист компании "Мегаполис лигал" Елена Турецкова.
Получается, что вина лежит целиком на клиенте? Совсем нет, зачастую именно отношение банков к рискам приводит к потере денег владельцем карты.
Одни банки круглосуточно проводят мониторинг операций по "пластику" (в режиме онлайн), другие — лишь раз в сутки (или раз в неделю) просматривают отчеты по операциям. "15 операций в банкомате по одной карте в течение 10–15 минут наверняка заинтересовали бы процессинговый центр, работающий в режиме онлайн. Его сотрудники либо позвонили бы в банк, либо заблокировали бы карту после определенного количества снятий денежных средств", — уверяет начальник управления пластиковых карт Банка проектного финансирования (БПФ) Наталия Терентьева. По ее словам, чтобы снизить число мошеннических операций для карт "чужих" банков, БПФ установил в своих банкоматах временной лимит между операциями. "Одну операцию мошенники смогут провести, но вторую только через час. За это время клиент успеет заблокировать счет после получения SMS-сообщения об операции по карте, которую он не совершал", — рассказывает она.
Заграница нам поможет
Если при краже карты мошенники не имеют доступа к ПИН-коду, это не значит, что ваши деньги в безопасности. Преступники в этом случае идут в магазин и пытаются расплатиться "пластиком" за товар до момента блокировки карты. «Обычно операции совершаются на небольшие суммы, которые, как правило, не требуют удостоверения личности держателя "пластика". При этом мошенники хорошо разбираются в психологии продавцов — оплачивая покупку с использованием украденной карты, они держатся уверенно, а их внешний вид вполне респектабелен. Продавец, видя такого покупателя, вряд ли заподозрит в нем мошенника", — рассказывает заместитель начальника управления банковских карт Бинбанка Светлана Миколенко.
Если операция прошла в торговой сети, то шансов оспорить операцию гораздо больше. Правда, по словам Александра Ульянова, директора юридического департамента СБ банка, налицо должно быть явное или грубое нарушение правил ПС или банка-эквайера со стороны торговой точки: "Например, когда вместо держателя-мужчины карту к оплате предъявляет женщина". Доказательством того, что не вы совершали операцию, будет служить подпись на чеке. Если экспертиза докажет, что подпись не ваша, то банк вернет деньги сам или это можно сделать через суд. Но и здесь все зависит от отношения банка. "Конечно, можно доказать, что в момент совершения транзакции я находился совершенно в другом месте и что этому есть свидетели. Но и здесь у банка свои аргументы: ведь никто не мешает картхолдеру передать карту третьему лицу", — объясняет Владимир Тарико.
Если карта у вас на руках, но вы видите, что по ней идут операции, — значит, данные вашей карты попали мошенникам. "Когда человек бронирует номер в гостинице или арендует машину на время отпуска, нередко его просят прислать информацию о карте, в том числе и ксерокопию ее обратной стороны, где дублируется не только номер карты, но и указаны секретные коды. Мошенники могут использовать их, после чего по карте идут операции в предприятиях торговли и сервиса", — объясняет Наталия Терентьева.
Если карта не украдена физически, а лишь скопированы данные с магнитной полосы, то здесь у клиента больше шансов получить возмещение. Особенно если транзакции проходят за границей — доказательством в этом случае будет загранпаспорт, где нет отметок о поездке в другую страну, и свидетельства знакомых и коллег по работе, что вы никуда не выезжали, а также выписка по счету, где указано, где прошла операция. Банк после заявления клиента сам заявляет о несогласии с операцией (ответчиком выступает банк, обслуживающий спорную операцию). По правилам платежных систем деньги клиенту вернут. "Использование украденных данных в России встречается редко — мошенники стараются продать информацию по "пластику" за рубеж", — отмечает Александр Вишняков. Если клиент находится в Москве, а операция проходит здесь же, то банк запрашивает копии чеков, проверяет подписи, смотрит видеозаписи из торговой сети, то есть проводит расследование. Если подтверждается, что операцию совершал не держатель "пластика", а мошенник, то банк возвращает средства.
Банкиры вспоминают и курьезы. "Около 50% случаев от общего числа оспариваемых клиентами операций по карте заканчивается признанием картхолдера в том, что это либо он, либо его родственники совершали операции. Многие держатели просто забывают, что они расплачивались картой в торговых сетях", — рассказывает зампред правления СДМ-банка Владимир Луценко.
Комментарии