40% москвичей ненавидят другие национальности

На модерации Отложенный

Московское правительство и ГУВД столицы обеспокоены тенденцией роста преступлений на почве экстремизма и национализма среди молодежи и школьников. На заседании правительства Москвы, посвященного этой животрепещущей проблеме, были названы причины этого явления. Не вдаваясь в казенную словесную эквилибристику, отметим, что проблема толерантности возникает не на студенческой скамье, а значительно раньше – в детских садах, школах, в семье.

Социологи отмечают: более 40% жителей российской столицы признаются, что испытывают по отношению к представителям других национальностей раздражение и неприязнь. Наверное, с учетом этих реалий, с января в Москве начнет действовать новая программа воспитания толерантности в школе – "Столица многонациональной России". С ее помощью городские власти надеются снизить уровень подростковой и детской преступности на почве межнациональных конфликтов. Но смогут ли новые программы толерантности, которые вводятся и в других городах страны, хотя бы немного снизить пугающую статистику.

В конце ноября в Москве были задержаны два старшеклассника. 6 октября в подземном переходе на Востряковском проезде они напали с ножом на таджиков. В октябре за решетку попали шесть школьников. Они нанесли несколько ударов ножом гражданину Узбекистана. В прошлом году прямо на станции метро "Пушкинская" школьник убил студента Московского университета управления 17-летнего Вагана Абрамянца. Список можно продолжить.

Эксперты считают, что многих преступлений на национальной почве можно было избежать, если бы школа занималась воспитанием толерантности. Только вот пока школа сама зачастую становится местом преступления. Так, в ноябре завершился суд над Светланой Епишиной, которая прямо в школе избила одноклассника своей дочери азербайджанца. Заметьте, в избиении школьника обвинялась мама школьницы. Становится понятным, откуда у детей появляется характерная терминология: "черные", "косые", "чурки" и проч. Дома они это слышат, в семье, прежде всего.

Часто родителям приходится просто забирать ребенка из школы только из-за того, что его национальность "не понравилась" одноклассникам. Галина Ш., жительница престижного района на юго-западе Москвы рассказала NewsInfo , что забрала из детского сада внука на год раньше и отдала в школу в пять с половиной лет из-за того, что в детском саду "засилье детей выходцев с Кавказа, гимназию выбрали престижную с английским языком, где инородцев (как выразилась наша собеседница) нет".

А чеченец Ваха рассказал "Новым известиям", что устроил своего младшего сына в престижную английскую гимназию в центре Москвы. "Но у мальчика сразу же начались проблемы с одноклассниками. Его обзывали, постоянно напоминали о национальности. После того, как его избили одноклассники, я решил перевести его в обычную школу рядом с домом. Там он сразу со всеми подружился, а английский сейчас учит с репетитором".

Врач-педиатр московской детской поликлиники №37 Татьяна Петрова рассказала NewsInfo : "В последние годы нередки случаи, когда родители обращаются с просьбой выдать детям справку для обучения в престижных школах, - хотя по состоянию здоровья их дети не могут учиться с повышенной нагрузкой, - дабы их чада не сталкивались с кавказцами хотя бы в школе.

И что характерно, это, как правило, родители, что называется, высокого социального статуса, с высшим, а то и кандидатским образованием, занимающие высокие должностные посты, часто бывающие за рубежом".

Вот такая толерантность на бытовом уровне.

Следует отметить, что особенно сильны националистические настроения среди учащихся седьмых-девятых классов. "Нередко дети совершенно не стесняются в выражениях, чтобы как-то обидеть и задеть своих нерусских одноклассников, – рассказывает учитель истории школы-гимназии Александр Баранов. – Некоторые ребята откровенно уверяли сверстников, что, если из Москвы выставить всех чужаков, город станет лучше". Такая картина характерна практически для всех школ столицы. Учителя рассказывают, что на партах и стульях часто встречаются выцарапанные или нарисованные свастики и лозунги вроде "Россия для русских. Москва для москвичей".

Впрочем, сами школьники уверены в правоте своих взглядов и считают, что ведут себя вполне нормально. Большинство подростков жалуются, что выходцы с Кавказа ведут себя нагло, менталитет у них совсем другой: что им кажется нормой, русские дети не приемлют, поэтому и случаются драки и серьезные конфликты.

Заведующий Центром социальной политики РАН Евгений Гонтмахер рассказал, что в "спальных" районах Москвы уже есть школы, где первый класс почти полностью сформирован из азербайджанских ребят: "Очевидно, что к русским ребятам дети таких классов относятся не лучшим образом. А это провоцирует новый виток конфликтов".

Что касается западных стран, то там проблема, безусловно, тоже есть. Но ее открыто признают и пытаются искоренять. По данным опроса Института социологии РАН, проведенного в конце ноября, россияне считают, что первым делом в детях нужно воспитывать трудолюбие и ответственность. Тогда как в Европе – толерантность и уважение к другим людям. И, видно, по примеру Запада, где уже давно наличествуют государственные программы по толерантности, и запускается вышеупомянутая программа в России.

Она будет включать в себя преподавание толерантности в рамках гуманитарных дисциплин, в частности, истории. Воспитывать в ребятах толерантность должны будут и на факультативных занятиях "Народоведение" и "История религий мира". В ряде школ уже созданы "Клубы интернациональной дружбы", где ребята общаются после уроков. Хорошо, если создаваемые кружки и группы будут доступны, чтобы дети из малообеспеченных семей тоже смогли приобщиться к решению общенациональной задачи. Ведь, к примеру, в советское время дети могли общаться в бесплатных кружках при школах. Сейчас все внешкольные занятия, как правило, платные, и многие школьники лишены возможности совместно проводить досуг.

Но даже если толерантность станет одним из пунктов школьной программы, воплотить в жизнь ее будет непросто. Проблема реализации методов воспитания терпимости, упирается не только в дефицит собственно квалифицированных педагогических кадров, но зачастую, как это ни парадоксально, в то, что подчас сами педагоги принимают участие в травле "иноверцев". А это уже совсем другая история.